N°147
16 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  16.10.2000
Всем смертям назло
В книжных магазинах появилась «Книга мертвых»

версия для печати
Давным-давно, еще в «Дневнике неудачника» (который до сих пор остается одной из самых блистательных и откровенных его книг), Эдуард Лимонов выкрикнул: «Не может быть Лимонова старого!» С тех пор мало что изменилось. Дело, конечно, не в возрасте -- служи Эдуард Вениаминович в госконторе (хотя вообразить подобное решительно невозможно -- закалка не та), его уже через три года проводили бы на заслуженный отдых. Но не тут-то было. Для Лимонова вступление в новую пору жизни -- не повод переобуваться в домашние тапочки. «Перевалив за сорок лет, большой художник хочет Родину, или Бога, или Дьявола, или Нацию. Потому что хочет принадлежать к миру как можно более долговременных категорий, а у индивидуального тела срок годности максимум 80 лет». Потому и мемуары, свою взрослую «Книгу мертвых» пишет о тех, кого уже нет на этом свете. Не только для того, чтобы подвести итоги, но и затем, чтобы на фоне бесконечного мартиролога остаться живым самому. Получилось.

«В «Книге мертвых» есть красавицы, чудовища и несколько героев», -- предупреждает Лимонов в предисловии. Десятки имен. Люди, которых знает весь мир, и люди, которых помнит только ничего и никогда не забывающий Лимонов. Безумная харьковская возлюбленная Анна и Лиля Брик, Венедикт Ерофеев и Иосиф Бродский, Энди Уорхол и Сальвадор Дали, Сергей Курехин и Юлиан Семенов, Натали Саррот и Аллен Гинзберг, сербский добровольческий генерал Аркан и лимоновский телохранитель, национал-большевик Константин Локотков собраны под одной черной обложкой с фотографией-крестом, как в могиле. Не обязательно братской -- многих из этого далеко не полного списка объединяют между собой только смерть и Лимонов.

Многие высказывания Лимонова в адрес именитых покойников кажутся вызывающими, циничными, порой оскорбительными. Но дело здесь вовсе не в зависти или уязвленном самолюбии автора. «Мои требования к искусству очень высоки, мой жизненный цинизм остр, как опасная бритва. Плюс я патологически честен. В результате мои воспоминания о моих мертвых могут только разозлить их родственников, обожателей и друзей». В отличие от большинства мемуаристов последнего времени, Лимонов никогда не преувеличивает своей близости со знаменитостями и, если он всего лишь мимолетно видел кого-то из них на поэтическом вечере или на великосветском приеме, то так и пишет: видел издалека, но так и не подошел. Не понравилось. Скучно. «В Гинзберге или в Фелингетти не было ничего удивительного» -- на подобные характеристики в книге натыкаешься то и дело, и это неизменно звучит как приговор, не подлежащий обжалованию. Лимонова интересуют вещи иного порядка. «У Мэрилин Монро есть несколько фотографий и несколько улыбок, позволяющих думать, что у нее была тайна, что она «знала» что-то, чего не знает никто». Вот это самое главное. Обращаясь к прожитому, Лимонов особенно ценит именно такого рода озарения. А просто «хороший поэт» или «талантливый художник» его не интересуют. И на прошлое он смотрит из будущего. Того, в котором большинство его персонажей превратится в абзацы литературоведческих справочников, а тот же командир Аркан -- в героя почти былинного, вроде Кромвеля или Пугачева. Сам Лимонов хочет не в справочник, а в историю, в миф, «под своды национал-большевистской Валгаллы». И осуждать его за это бессмысленно и нечестно. Все-таки у Лимонова -- как у Мэрилин -- тоже есть несколько фотографий, «позволяющих думать...» А писателем он и так остался первостатейным -- наблюдательным, остроумным, порой беспощадно точным. «О мертвых надо говорить плохое, иначе, не осудив их, мы не разберемся с живыми. Мертвых вообще всегда больше, чем живых. Быть мертвым -- куда более естественное состояние. Поэтому -- какие тут церемонии могут быть, мертвых жалеть не надо. Какие были -- такие и были. Они имели время, все, какое возможно. Если не доделали чего-то... ну, разведем руками».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.10.2000
«Гарри -- друг, который желает вам добра» вышел в московский кинопрокат
Доминик Молл принадлежит к новому поколению французских режиссеров, которому удалось избавиться от национального самодовольства и ограниченности. В Канне его второй полнометражный фильм «Гарри-друг, который желает вам добра» остался без официальных призов, но тот факт, что представители Miramax на фестивале купили фильм для американского проката, сам по себе награда. Теперь фильм добрался и до Москвы. >>
  • //  16.10.2000
Modern Talking теперь в Кремле
Как всегда, поход в Кремль на заезжих звезд превращается в приключение. На сей раз администрация Государственного кремлевского дворца решила воскресить в своей памяти бурные 80-е, когда Modern Talking властвовала над душами простых советских граждан. Стиль был выбран безошибочно - кремлевский ландшафт украшали две километровые очереди, упирающиеся в Кутафью башню. >>
  • //  16.10.2000
Михаил Плетнев поиграл со смертью
Новой программе Российского национального оркестра, отыгранной на днях в Большом зале Консерватории, не откажешь в цельности. Единая тема скрепляет ее с такой концептуальной прочностью, что и развлекательный бис потом не сыграешь. Какой уж тут бис, когда одна смерть кругом: Лист, Рихард Штраус, Вагнер... Казалось бы, сопли и слезы в подобной программе гарантированы. Но главные участники концерта - пианист Михаил Плетнев и дирижер Дмитрий Лисс - пошли другим, совершенно нестандартным путем. >>
  • //  16.10.2000
В книжных магазинах появилась «Книга мертвых»
«Перевалив за сорок лет, большой художник хочет Родину, или Бога, или Дьявола, или Нацию. Потому что хочет принадлежать к миру как можно более долговременных категорий». Потому и мемуары, свою «Книгу мертвых» Эдуард Лимонов пишет о тех, кого уже нет на этом свете. Не только для того, чтобы подвести итоги, но и затем, чтобы на фоне бесконечного мартиролога остаться живым самому. Получилось. >>
  • //  16.10.2000
Группа «Несчастный случай» представила свой новый альбом «Чернослив и курага»
Два с половиной года группа «Несчастный случай» не могла выпустить новый альбом. Собственно, отсюда и название: выбирая его, музыканты остановились на поговорке, которая гласит, что у запора - два врага: чернослив и курага. 12 октября на сцене закрытого клуба Андрея Бильжо «Петрович» музыканты блистали в костюмах цвета кураги. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика