N°135
28 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ОЛИМПИАДА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  28.09.2000
Андрей Костин: "Нужно идти по пути укрупнения госбанков"
Глава Внешэкономбанка считает, что для реструктуризации банковской системы требуется политическая воля

версия для печати
Глава Внешэкономбанка Андрей КОСТИН, присутствовавший на ежегодном заседании советов управляющих МВФ и Всемирного банка в Праге, поделился с обозревателем газеты "Время новостей" Андреем ДЕНИСОВЫМ своим мнением о перспективах экономической ситуации в России и реструктуризации банковской системы.

-- На переговорах российского правительства с руководством МВФ в Праге вполне определенно была заявлена позиция Фонда: при сохранении нынешнего сильного платежного баланса Россия не может рассчитывать на новые кредиты. Как, с вашей точки зрения, это может сказаться на переговорах с Парижским клубом о реструктуризации советского долга?

-- Во-первых, мне пока неизвестно, что в ближайшее время состоятся какие-то переговоры или контакты с Парижским клубом, а во-вторых, ситуация остается достаточно противоречивой. Известна позиция России: без реструктуризации по линии Парижского клуба в российском бюджете в следующем году может оказаться «дыра», потому что уровень обслуживания внешнего долга слишком велик. Поэтому мы считаем, что России требуется больше, чем отсрочка -- требуется определенная степень списания. Но известна и позиция некоторых наших кредиторов, которая сегодня не позволяет продвинуться в кардинальном решении долгового вопроса, как это было сделано Лондонским клубом. Хороший платежный баланс, высокий уровень цен на нефть, по мнению этих кредиторов, говорят о том, что Россия может обслуживать внешний долг. Это проблема, которая будет решаться не в один день.

-- Однако от ее решения в значительной степени зависит сейчас принятие бюджета на следующий год. Как вы оцениваете правительственный проект бюджета?

-- Мне кажется, он исходит из совершенно разумных соображений в том, что касается цен на нефть. В Праге особенно сильно ощущалось все возрастающее давление западного сообщества относительно необходимости снижения цен на нефть. У этого подхода есть логика, поскольку высокие цены на энергоносители имеют обратную сторону -- замедление темпов экономического роста, рост инфляции, в том числе и внутри России. Поэтому я думаю, что цена в 21 доллар на нефть марки urals, которая закладывается в бюджете, достаточно реалистична. Даже если в бюджете будут дополнительные доходы, наверное, лучше обсуждать их распределение в соответствии с имеющимся законом, чем принимать закон о бюджете, который имеет много шансов быть неисполненным.

-- Несмотря на небольшую вероятность получения кредитов МВФ, правительство намерено заключить с ним соглашение по новой экономической программе. Как вам кажется, на решении каких проблем будет в первую очередь настаивать Фонд?

-- Я думаю, тот факт, что Россия в этом году не получает кредитов Фонда, -- это позитивное развитие наших отношений. На нынешнем этапе нам надо взаимодействовать в области разработки программ. Прежде всего это касается структурной перестройки промышленности и банковской системы. Все позитивные изменения, которые происходят в экономике: укрепление платежного баланса, оживление промышленного производства и т.д., без реструктуризации промышленности и банковской сферы не приведут к долгосрочному и устойчивому росту. И в решении этой проблемы, безусловно, требуется политическая воля со стороны руководства страны. Но, как мне кажется, в этой области Россия будет опираться именно на опыт МВФ и Всемирного банка.

-- Банковская сфера -- одно из самых слабых мест в российской экономике, и процесс ее реформирования идет очень медленно. Не принимаются нужные законы, ЦБ, по оценкам многих экономистов, практически бездействует, а АРКО уже исчерпало свой ресурс...

-- У такого положения дел есть объективные и субъективные причины.

Объективная -- отсутствие источников рекапитализации банковской системы. По большому счету, я на сегодняшний день не вижу частных или даже государственных источников внутри страны, которые могли бы решить этот вопрос. Есть проблемы и субъективные, которые правительство намерено сегодня решать. То, что я слышу в выступлениях премьера или министра финансов, говорит о том, что правительство понимает проблему активизации реформ в банковской сфере как одну из самых приоритетных.

На прошлой неделе в Лондоне Михаил Касьянов сказал, что государственная банковская система должна трансформироваться условно в три крупные финансовые структуры. Одна должна заниматься внешними инвестициями и экспортно-импортными операциями, вторая -- внутренними инвестиционными процессами и третья -- это Сбербанк как некий особый институт. Такой подход логичен, потому что наличие ряда банков, занимающихся аналогичными операциями в рамках отдельных отраслей, ничем не оправдано.

-- Как вы оцениваете проект создания единой организации на базе АРКО, Российского банка развития и Россельхозбанка, о котором много говорят?

-- Мне кажется, он укладывается в схему, которую изложил Михаил Касьянов, хотя он ее и не конкретизировал. С экономической точки зрения, мне кажется, такое объединение было бы оправдано. АРКО как небанковская организация, на мой взгляд, в какой-то момент теряет интерес к тем институтам, которые она реструктурирует, а это неправильно. Если бы, вложив в них средства, АРКО могло бы работать с ними как банк, это было бы более эффективно. Другое дело, что в проекте, о котором вы говорите, есть политический аспект, ведь известно, что Россельхозбанк был создан в результате определенного политического лоббирования.

-- Возвращаясь к активизации реформирования банковской сферы, какие именно меры вы считаете первоочередными?

-- Во-первых, улучшение банковского надзора. Центральный банк предполагает принять ряд мер, направленных на повышение требований к минимальному капиталу банков, ускорение процесса банкротств. В целом, мне кажется, банковский надзор должен стимулировать процесс укрупнения банков, скорейшее закрытие и отзыв лицензий у неработоспособных банков, способствуя за счет этих мер рекапитализации банковской системы. На мой взгляд, специалисты ЦБ понимают эти задачи, хотя сам процесс мог бы быть ускорен.

Вторая сфера -- реорганизация государственного банковского сектора. Я знаю, что правительство готово предпринять целый ряд мер по укрупнению государственного сектора и ликвидации мелких банков, которых в свое время было довольно много открыто в различных отраслях и которые не справились со своими задачами, в том числе и по причине недостатка госсредств для достаточной капитализации этих банков. Здесь, насколько мне известно, правительство будет действовать очень быстро и решительно. Речь идет и о повышении конкуренции госбанков, включая демонополизацию позиций Сбербанка, в котором государство гарантирует вклады населения. Такая демонополизация, я считаю, должна идти по пути предоставления сопоставимых гарантий в других банках, поскольку отмена гарантий в Сбербанке была бы неправильной с социальной точки зрения.

Этой осенью Внешэкономбанк планирует провести своего рода «мозговой штурм» по организации государственного банковского сектора в рамках семинара, на который мы пригласили высокопоставленных представителей ВБ, российского правительства, правительств ряда стран Восточной Европы.

Наконец, третий блок мер -- это шаги по либерализации условий для иностранных инвестиций в банковскую сферу. Здесь я сторонник умеренного протекционизма: наверное, было бы неправильно оставить Россию без национальных банков, хотя, конечно, они намного слабее, чем западные. Поэтому нужно идти по пути укрупнения госбанков с возможностью их дальнейшей приватизации. Во Всемирном банке, МВФ и ЕБРР, мне кажется, произошел определенный сдвиг акцентов в этой сфере. Если раньше они выступали категорически против укрепления государственного банковского сектора, считая это тормозом для развития коммерческого сектора, то сейчас, на мой взгляд, наши аргументы воспринимаются достаточно позитивно.

-- Вы говорите о предоставлении госгарантий более широкому кругу российских банков и одновременно о либерализации условий для западных банков. Вы считаете, это равные условия для конкуренции?

-- Если гарантии будет давать не одно, а несколько финансовых учреждений, это уже создает конкурентную среду. Западные же банки традиционно будут восприниматься как более гарантированные финансовые институты, поэтому такие меры будут способствовать конкуренции и повышению качества банковских услуг.
Андрей ДЕНИСОВ, Прага

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  28.09.2000
Регионы-доноры жалеют о своем богатстве
Богатые тоже плачут. На открывшем новую сессию заседании сената руководители регионов-доноров всячески жаловались на свою нелегкую долю. С их точки зрения, проект бюджета-2001 совершенно не стимулирует развитие экономики в регионах России. Наоборот, в преимущественном положении оказываются наиболее зависимые от федеральных денег территории. Обсуждение бюджетных новаций было главной темой вчерашнего заседания. >>
  • //  28.09.2000
Решение проблемы реформирования армии перенесено на начало ноября. Вместо запланированного на сегодня заседания Совета безопасности, на котором должна быть принята соответствующая концепция, в Кремле прошло рабочее совещание СБ с участием президента Владимира Путина. "На мой взгляд, не все к заседанию готово, и потребуется время, чтобы отработать формулировки и решения", - сказал г-н Путин. >>
  • //  28.09.2000
Российские профсоюзы рвутся в международную конфедерацию
У российских профсоюзов на этой неделе появился повод вновь заявить о себе как об истинных защитниках экономических интересов наемных работников. На сей раз для этого не нужны ни забастовки, ни голодовки, ни рельсовые войны. Нужно лишь попытаться вступить в Международную конфедерацию свободных профсоюзов, делегация которой путешествует по российским просторам с понедельника. >>
  • //  28.09.2000
Люди в мантиях напуганы путинскими поправками в закон о КС
Хотя о судебной реформе в отличие, например, от реформы пенсионной или образовательной пока не говорят во весь голос, ее приближение явственно ощущается. Не исключено, что прелюдией к ней стали поправки в конституционный закон «О Конституционном суде России», недавно внесенные в Думу Владимиром Путиным. Президент предлагает продлить срок полномочий судей с 12 до 15 лет, а также снять верхний возрастной порог. >>
  • //  28.09.2000
Сотрудники Владивостокского ГОЧС во вторник получили срочный вызов в жилой дом по улице Уборевича, где рабочие, ремонтировавшие квартиру, обнаружили разлившуюся ртуть. Она буквально вылилась на одного из членов бригады, когда он сверлил отверстие в потолке. >>
  • //  28.09.2000
В самом центре Москвы в ночь на среду загорелось старое четырехэтажное административное здание в Балакиревом переулке. В этом особняке, принадлежащем Москомимуществу, располагались сразу две организации: управление по борьбе с бандитизмом и убийствами Московской городской прокуратуры и научно-исследовательский и маркетинговый центр Министерства внешних экономических связей России. >>
  • //  28.09.2000
Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила в суд уголовное дело в отношении американского бизнесмена Эдмонда Поупа, обвиняемого в шпионаже. >>
  • //  28.09.2000
Генеральный секретарь Интерпола Раймонд Кендалл сегодня вечером прибывает в Москву для участия в торжественных мероприятиях, посвященных десятилетию вступления России в эту международную организацию. >>
  • //  28.09.2000
Прокуратура Новосибирской области начинает проверку заявлений Александра Тихонова
Новосибирская областная прокуратура не осталась безучастной к резким заявлениям Александра Тихонова, которые тот сделал на своей пресс-конференции во вторник. Старший прокурор Новосибирской областной прокуратуры Константин Антохов сообщил, что все факты, изложенные Александром Тихоновым, будут тщательно проверены. >>
  • //  28.09.2000
С нового года налог с продаж в столице увеличится до 5 процентов
Мосгордума утвердила в первом чтении закон об увеличении налога с продаж до 5 процентов. Это уже третье изменение статьи 3 принятого в марте прошлого года закона «О налоге с продаж»: сначала депутаты ограничились двумя процентами, затем повысили налог до четырех и теперь дошли до максимально разрешенной ставки. >>
  • //  28.09.2000
Установить точную дату первых контактов российских и иностранных профсоюзов непросто. Известно, что «рабочие союзы», создававшиеся в 1901-1902 гг. по инициативе начальника московского охранного отделения Сергея Зубатова, начинали налаживать контакты с христианскими рабочими организациями Европы, однако их деятельность была недолгой. >>
  • //  28.09.2000
Государственную границу уберут из квартир граждан
Договоренность о делимитации российско-украинской границы была достигнута на двусторонних переговорах, которые завершились вчера в Таганроге. До 1 октября стороны намерены согласовать свои предложения. Россия и Украина собираются исправить абсурдную ситуацию, когда после распада СССР государственная граница разделила пополам улицы населенных пунктов или даже отдельно взятые дома. >>
  • //  28.09.2000
Власти хотят выкупать оружие у чеченцев
Идея покупать оружие у населения Чечни, высказанная заместителем полпреда президента в Южном округе Михаилом Фетисовым, явно не нашла поддержки в республике. Несмотря на уверения г-на Фетисова, что больших денег на эту программу не потребуется, он сам, похоже, не очень уверен в своих словах. >>
  • //  28.09.2000
Глава Внешэкономбанка считает, что для реструктуризации банковской системы требуется политическая воля
Глава Внешэкономбанка Андрей КОСТИН, присутствовавший на ежегодном заседании советов управляющих МВФ и Всемирного банка в Праге, поделился с обозревателем газеты "Время новостей" Андреем ДЕНИСОВЫМ своим мнением о перспективах экономической ситуации в России и реструктуризации банковской системы. >>
  • //  28.09.2000
Мэры угольных городов решают, как жить дальше
В Кемерове вчера прошло заседание правления Ассоциации шахтерских городов России. Обсуждали неблизкую, но жизненно важную перспективу: как жить без «угольного» займа Всемирного банка реконструкции и развития, срок использования которого заканчивается через полтора года. Пока именно ВБРР финансирует социальные программы, призванные смягчить последствия реструктуризации угольной промышленности в России. >>
  • //  28.09.2000
Американские спасатели сожалеют, что им не хватает практического опыта
Северо-Кавказский центр МЧС в 15 километрах от Ростова ликвидировал в понедельник последствия семибалльного землетрясения. Мнимое землетрясение и учения были устроены для американских спасателей, которые приехали на Северный Кавказ поучиться у своих российских коллег. Русский полигон понравился американцам своей натуральностью в смысле грязи, кочек, луж и завалов. >>
  • //  28.09.2000
Шум вокруг уголовного дела против корреспондента «Радио Свобода» Андрея Бабицкого давно затих. Казалось, что дело потихоньку закроют. Но... 2 октября в Верховном суде Дагестана должен начаться судебный процесс по обвинению Андрея Бабицкого в использовании заведомо поддельного документа. >>
  • //  28.09.2000
Мэры ростовских городов хотят сохранить карманные налоговые инспекции
Ассоциация муниципальных образований Ростовской области выступила категорически против намеченного Министерством по налогам и сборам сокращения числа налоговых инспекций. Мэры и главы районов, которые входят в ассоциацию, полагают, что в данном случае федеральные власти чересчур увлеклись идеей всевозможных укрупнений и слияний. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика