Время новостей
     N°135, 28 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.09.2000
Андрей Костин: "Нужно идти по пути укрупнения госбанков"
Глава Внешэкономбанка считает, что для реструктуризации банковской системы требуется политическая воля
Глава Внешэкономбанка Андрей КОСТИН, присутствовавший на ежегодном заседании советов управляющих МВФ и Всемирного банка в Праге, поделился с обозревателем газеты "Время новостей" Андреем ДЕНИСОВЫМ своим мнением о перспективах экономической ситуации в России и реструктуризации банковской системы.

-- На переговорах российского правительства с руководством МВФ в Праге вполне определенно была заявлена позиция Фонда: при сохранении нынешнего сильного платежного баланса Россия не может рассчитывать на новые кредиты. Как, с вашей точки зрения, это может сказаться на переговорах с Парижским клубом о реструктуризации советского долга?

-- Во-первых, мне пока неизвестно, что в ближайшее время состоятся какие-то переговоры или контакты с Парижским клубом, а во-вторых, ситуация остается достаточно противоречивой. Известна позиция России: без реструктуризации по линии Парижского клуба в российском бюджете в следующем году может оказаться «дыра», потому что уровень обслуживания внешнего долга слишком велик. Поэтому мы считаем, что России требуется больше, чем отсрочка -- требуется определенная степень списания. Но известна и позиция некоторых наших кредиторов, которая сегодня не позволяет продвинуться в кардинальном решении долгового вопроса, как это было сделано Лондонским клубом. Хороший платежный баланс, высокий уровень цен на нефть, по мнению этих кредиторов, говорят о том, что Россия может обслуживать внешний долг. Это проблема, которая будет решаться не в один день.

-- Однако от ее решения в значительной степени зависит сейчас принятие бюджета на следующий год. Как вы оцениваете правительственный проект бюджета?

-- Мне кажется, он исходит из совершенно разумных соображений в том, что касается цен на нефть. В Праге особенно сильно ощущалось все возрастающее давление западного сообщества относительно необходимости снижения цен на нефть. У этого подхода есть логика, поскольку высокие цены на энергоносители имеют обратную сторону -- замедление темпов экономического роста, рост инфляции, в том числе и внутри России. Поэтому я думаю, что цена в 21 доллар на нефть марки urals, которая закладывается в бюджете, достаточно реалистична. Даже если в бюджете будут дополнительные доходы, наверное, лучше обсуждать их распределение в соответствии с имеющимся законом, чем принимать закон о бюджете, который имеет много шансов быть неисполненным.

-- Несмотря на небольшую вероятность получения кредитов МВФ, правительство намерено заключить с ним соглашение по новой экономической программе. Как вам кажется, на решении каких проблем будет в первую очередь настаивать Фонд?

-- Я думаю, тот факт, что Россия в этом году не получает кредитов Фонда, -- это позитивное развитие наших отношений. На нынешнем этапе нам надо взаимодействовать в области разработки программ. Прежде всего это касается структурной перестройки промышленности и банковской системы. Все позитивные изменения, которые происходят в экономике: укрепление платежного баланса, оживление промышленного производства и т.д., без реструктуризации промышленности и банковской сферы не приведут к долгосрочному и устойчивому росту. И в решении этой проблемы, безусловно, требуется политическая воля со стороны руководства страны. Но, как мне кажется, в этой области Россия будет опираться именно на опыт МВФ и Всемирного банка.

-- Банковская сфера -- одно из самых слабых мест в российской экономике, и процесс ее реформирования идет очень медленно. Не принимаются нужные законы, ЦБ, по оценкам многих экономистов, практически бездействует, а АРКО уже исчерпало свой ресурс...

-- У такого положения дел есть объективные и субъективные причины.

Объективная -- отсутствие источников рекапитализации банковской системы. По большому счету, я на сегодняшний день не вижу частных или даже государственных источников внутри страны, которые могли бы решить этот вопрос. Есть проблемы и субъективные, которые правительство намерено сегодня решать. То, что я слышу в выступлениях премьера или министра финансов, говорит о том, что правительство понимает проблему активизации реформ в банковской сфере как одну из самых приоритетных.

На прошлой неделе в Лондоне Михаил Касьянов сказал, что государственная банковская система должна трансформироваться условно в три крупные финансовые структуры. Одна должна заниматься внешними инвестициями и экспортно-импортными операциями, вторая -- внутренними инвестиционными процессами и третья -- это Сбербанк как некий особый институт. Такой подход логичен, потому что наличие ряда банков, занимающихся аналогичными операциями в рамках отдельных отраслей, ничем не оправдано.

-- Как вы оцениваете проект создания единой организации на базе АРКО, Российского банка развития и Россельхозбанка, о котором много говорят?

-- Мне кажется, он укладывается в схему, которую изложил Михаил Касьянов, хотя он ее и не конкретизировал. С экономической точки зрения, мне кажется, такое объединение было бы оправдано. АРКО как небанковская организация, на мой взгляд, в какой-то момент теряет интерес к тем институтам, которые она реструктурирует, а это неправильно. Если бы, вложив в них средства, АРКО могло бы работать с ними как банк, это было бы более эффективно. Другое дело, что в проекте, о котором вы говорите, есть политический аспект, ведь известно, что Россельхозбанк был создан в результате определенного политического лоббирования.

-- Возвращаясь к активизации реформирования банковской сферы, какие именно меры вы считаете первоочередными?

-- Во-первых, улучшение банковского надзора. Центральный банк предполагает принять ряд мер, направленных на повышение требований к минимальному капиталу банков, ускорение процесса банкротств. В целом, мне кажется, банковский надзор должен стимулировать процесс укрупнения банков, скорейшее закрытие и отзыв лицензий у неработоспособных банков, способствуя за счет этих мер рекапитализации банковской системы. На мой взгляд, специалисты ЦБ понимают эти задачи, хотя сам процесс мог бы быть ускорен.

Вторая сфера -- реорганизация государственного банковского сектора. Я знаю, что правительство готово предпринять целый ряд мер по укрупнению государственного сектора и ликвидации мелких банков, которых в свое время было довольно много открыто в различных отраслях и которые не справились со своими задачами, в том числе и по причине недостатка госсредств для достаточной капитализации этих банков. Здесь, насколько мне известно, правительство будет действовать очень быстро и решительно. Речь идет и о повышении конкуренции госбанков, включая демонополизацию позиций Сбербанка, в котором государство гарантирует вклады населения. Такая демонополизация, я считаю, должна идти по пути предоставления сопоставимых гарантий в других банках, поскольку отмена гарантий в Сбербанке была бы неправильной с социальной точки зрения.

Этой осенью Внешэкономбанк планирует провести своего рода «мозговой штурм» по организации государственного банковского сектора в рамках семинара, на который мы пригласили высокопоставленных представителей ВБ, российского правительства, правительств ряда стран Восточной Европы.

Наконец, третий блок мер -- это шаги по либерализации условий для иностранных инвестиций в банковскую сферу. Здесь я сторонник умеренного протекционизма: наверное, было бы неправильно оставить Россию без национальных банков, хотя, конечно, они намного слабее, чем западные. Поэтому нужно идти по пути укрупнения госбанков с возможностью их дальнейшей приватизации. Во Всемирном банке, МВФ и ЕБРР, мне кажется, произошел определенный сдвиг акцентов в этой сфере. Если раньше они выступали категорически против укрепления государственного банковского сектора, считая это тормозом для развития коммерческого сектора, то сейчас, на мой взгляд, наши аргументы воспринимаются достаточно позитивно.

-- Вы говорите о предоставлении госгарантий более широкому кругу российских банков и одновременно о либерализации условий для западных банков. Вы считаете, это равные условия для конкуренции?

-- Если гарантии будет давать не одно, а несколько финансовых учреждений, это уже создает конкурентную среду. Западные же банки традиционно будут восприниматься как более гарантированные финансовые институты, поэтому такие меры будут способствовать конкуренции и повышению качества банковских услуг.

Андрей ДЕНИСОВ, Прага