N°132
25 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ОЛИМПИАДА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  25.09.2000
Об этом забывать нельзя
Сегодня Сергею Бондарчуку исполнилось бы 80 лет

версия для печати
Впервые Сергей Федорович Бондарчук появился на экране в герасимовской «Молодой гвардии». Фильм этот до сих пор считается рекордным по количеству состоявшихся в нем дебютов: там сыграли свои первые роли Инна Макарова и Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов и Георгий Юматов, Клара Лучко и Сергей Гурзо, Тамара Носова и Евгений Моргунов -- те, кто вскоре стал живым олицетворением нашего кино. Но к Сергею Бондарчуку это относится в первую очередь. По его потрясающей актерской фильмографии можно изучать советский кинематограф в целом -- впечатление сложится цельное и едва ли не всеобъемлющее. Среди его работ череда героев литературной классики: Астров, Отелло, Пьер Безухов, отец Сергий, Андрей Соколов из шолоховской «Судьбы человека». И персонажи образцовых отечественных кинобиографий: Шевченко, Иван Франко, Курчатов. И пресловутый «наш современник» во всех его проявлениях, от образцово-соцреалистического «кавалера Золотой Звезды» Татаринова до Коростелева из «Сережи». Не обошлось без курьезов вроде главной роли в культовом научно-фантастическом памфлете «Молчание доктора Ивенса» -- но и без нее образ актера был бы неполон, и общавшийся с жителями планеты Ораина доктор Ивенс важен ничуть не менее чем, скажем, нелюбимый великим лицедеем Алеком Гиннессом джедай Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн».

Обладатель невероятного количества наград, призов и званий, Бондарчук как-то по самой своей природе, почти телесно заслуживал их как никто другой -- в качестве перманентного лауреата он выглядел органично и естественно. И шапка Мономаха была ему впору. Оттого, наверное, пушкинского Бориса Годунова нельзя отнести к числу лучших его ролей: невозможно было представить актера жертвой обстоятельств, пусть даже жертвой трагической.

Бондарчук-режиссер останется в истории безусловным классиком, единственным отечественным постановщиком, фильм которого почтил своим присутствием Орсон Уэллс, непревзойденным баталистом и эпиком. Даже те, кто скептически относится к личности Бондарчука, не могут не признать, что «Они сражались за Родину» -- одна из важнейших картин о Великой Отечественной, фильм страшный, честный и пронзительно-живой. Но главной его картиной все равно остается «Война и мир». И дело совсем не в полученном ею «Оскаре» (на двести процентов заслуженном). Экранизировав Толстого, Бондарчук разбудил какую-то неведомую, непобедимую и всесокрушающую силу творения, сопротивляться которой невозможно по сей день. Кто-то справедливо заметил, что на домашнем экране «Война и мир» напоминает птицу с подрезанными (а вернее, так и вовсе ампутированными) крыльями. Но даже это не мешает осознать безграничную мощь этого великого фильма, давно уже ставшего чем-то большим, чем просто масштабная постановка. И простой житейский пример позволяет понять это куда нагляднее, чем любое академическое исследование. За несколько дней до юбилея довелось наблюдать, как компания нестарых, но видевших за свою жизнь немало фильмов людей остановилась, переключая телеканалы, на «Войне и мире». И пропала. Так и остались невостребованными последние голливудские блокбастеры, приготовленные для традиционных посиделок у экрана. Оказался ненужным и смешным телевизор с его компьютерной графикой и торжествующим интерактивом. Только небо Аустерлица. Ни с чем не сравнимое ощущение соприкосновения с чудом. И чувство благодарности.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.09.2000
Хосе Каррерас выступил в Кремле без Лучано Паваротти и Пласидо Доминго
Сведения о количестве данных Паваротти, Доминго и Каррерасом концертов, суммах полученных гонораров и размерах покрываемых их лужеными глотками площадей способны вызвать уважение у любого бухгалтера. Для широкой публики они давно стали чем-то вроде трехглавого дракона, прорвавшегося благодаря своей забавной физиологии в поп-культуру. По отдельности их воспринимают с трудом. Субботний концерт отдельно взятого Каррераса тоже начинался с цифр. >>
  • //  25.09.2000
Прокофьевскую "Дуэнью" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко встречали гомерическим хохотом
«Дуэнья» («Обручение в монастыре»), одна из самых жизнерадостных опер Прокофьева, несмотря на свои неоспоримые достоинства, особой популярностью у режиссеров не пользуется. Временами она шла во многих крупных театрах страны, но в разряд шлягеров пока не попала. И вот режиссеры Александр Титель и Людмила Налетова сделали спектакль, который обещает стать чем-то новым для нашей оперной истории. >>
  • //  25.09.2000
В Третьяковской галерее наконец открылась ретроспективная выставка Льва Бруни
Изданию выставочных каталогов в нашем отечестве придается значение почти мистическое. Отголоски трепетного отношения к полиграфической продукции обнаруживаются и поныне. Из-за проблем с изданием каталога экспозиция в Третьяковке, знаменующая столетие мэтра российской графики Льва Бруни (1894-1948), открылась в залах на Крымском валу с заметным опозданием. >>
  • //  25.09.2000
Сегодня Сергею Бондарчуку исполнилось бы 80 лет
Впервые Сергей Федорович Бондарчук появился на экране в герасимовской «Молодой гвардии». Фильм этот до сих пор считается рекордным по количеству состоявшихся в нем дебютов: там сыграли свои первые роли Инна Макарова и Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов и Георгий Юматов, Клара Лучко и Сергей Гурзо, Тамара Носова и Евгений Моргунов - те, кто вскоре стал живым олицетворением нашего кино. Но к Сергею Бондарчуку это относится в первую очередь. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика