N°119
06 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  06.09.2000
А кому сейчас легко
Эдинбургский фестиваль наконец завершился

версия для печати
Вот живем мы и думаем, что это только наше зловредное государство не дает денег на культуру, только наши неотесанные бонзы чинят препятствия смелым начинаниям и только наша общественность ропщет и кривится по любому поводу. Ничуть не бывало. Даже в такой благополучной стране, как Великобритания, энтузиасты и подвижники сталкиваются с нечеловеческими трудностями и героически их преодолевают. К числу этих самоотверженных людей, без сомнения, можно отнести директора Эдинбургского фестиваля Брайана Макмастера. С одной стороны, все отдают ему должное, превознося организаторские способности и называя директором-долгожителем (недавно он опять согласился продлить контракт с городскими властями на четыре года и к концу этого срока будет возглавлять фестиваль уже 13 лет -- случай небывалый в истории Эдинбургского форума). С другой -- все активнее становятся разговоры о том, что фестиваль утратил свой некогда недосягаемый статус и что в скором времени его поглотит разрастающийся как на дрожжах Фриндж (сопровождающий основной форум фестиваль уличных и маргинальных театров). И то и другое -- правда.

Заслуги Макмастера очевидны. Именно он смог привлечь в столицу Шотландии не только спектакли знаменитых оперных режиссеров, но и постановки первоклассных хореографов (балет на британских островах всегда был менее популярен, чем опера). Именно он стал впервые предоставлять площадки фестиваля крутому авангарду и длинным театральным эпопеям. Но то, что радует одних, вызывает недоумение других. Макмастера считают не только самым «долгоиграющим» директором, но и самым авантюрным. Так, итоговая статья в "Санди Таймс" начинается с утверждения, что на нынешнем Эдинбургском фестивале не было хитов, зато было много провалов. И вообще торжествовала посредственность всех оттенков и мастей (от традиционалистов до авангардистов). Это звучит довольно странно, если учесть, что в балетной части фестиваля значились такие мировые знаменитости, как Матс Экк и Иржи Килиан. Молодого хореографа из Германии Сашу Вальц тоже можно упрекнуть в чем угодно, только не в том, что она посредственность.

На все эти выпады Макмастер реагирует с олимпийским спокойствием. Свою фестивальную философию он формулирует следующим образом: «Настоящий директор должен уметь рисковать». Некоторые начинания Макмастера и в самом деле впечатляют. В этом году, например, он, с одной стороны, не пожалел денег, чтобы привезти спектакль модного итальянского хореографа Эмио Греко Extra Dry и сыграть его всего один раз, да и то поздним вечером ("раз не можем пригласить надолго, пусть хоть кто-нибудь увидит"), с другой -- рискнул на две с половиной недели пригласить в Эдинбург спектакль-эпопею "Грубые комедии" по Рамону дель Валье Инклану. Представление идет четыре часа, мест в зале много, труппа (дублинский Abbey Theater) за пределами Ирландии малоизвестна, а билеты стоят дорого. "Но это один из самый значительных испанских писателей ХХ века, это прекрасные актеры и интереснейший режиссер Каликсто Бьето. К тому же такой спектакль невозможно увидеть ни в Вест-Энде, ни в Национальном театре. Наша задача не подстраиваться под вкусы толпы, а сделать серьезное искусство популярным. А для чего еще нужен фестиваль?".

Среди блокбастеров Эдинбургского фестиваля, вызвавших наибольшее удивление прессы и публики, -- вагнеровское "Кольцо нибелунгов", поставленное в Шотландской опере. Это произведение сумрачного немецкого гения -- один из самых сложных и дорогих проектов, замахнуться на "Кольцо" даже самые прославленные театры осмеливаются крайне нечасто. Шотландскую же оперу это начинание и вовсе привело в организационное и финансовое замешательство. Но инициировавший его Макмастер был неумолим. "Да, Шотландская опера не самая сильная на свете. Но есть произведения, которые надо поставить хотя бы один раз. Вот, например, в Уэльсе национальная опера добилась признания на родине, только когда поставила Вагнера и привезла его в Ковент-Гарден", -- объяснил он.

Еще одна авантюра Макмастера -- попытка совместить в рамках одного представления Чешский филармонический оркестр, австралийского дирижера Чарльза Маккераса и нидерландский Dance Theatre, чтобы представить балет Иржи Килиана на музыку знаменитого чешского композитора Леоша Яначека. "Если затея удастся, это будет сенсация, -- провозгласил Макмастер, -- у чешских музыкантов и у Килиана (чеха по происхождению) музыка Яначека в крови, а Маккерас один из лучших его дирижеров".

Удалась ли затея, сказать трудно. Знаменитый австралиец заявил, что никогда больше "не спустится в эту чертову яму, чтобы дирижировать балетом". Сам Килиан находился в перманентной истерике из-за того, что время репетиций было ограничено. А пресса язвительно писала, что публика на спектакле больше наслаждалась звучанием оркестра, чем собственно балетом, "этой странной помесью классического и современного танца, о которую все время спотыкалась музыка Яначека". "Но это же настоящий фестивальный проект, -- горевал Макмастер, -- нигде, кроме Эдинбурга, такого не увидишь".

Несколько благосклоннее отнеслась британская критика к спектаклю Саши Вальц Korper ("Тела") (это первая ее постановка в знаменитом берлинском театре Шаубюне, который она вместе с Томасом Остермайером недавно возглавила). "В плотской комедии Вальц, -- пишет обозреватель The Times, -- есть что-то тевтонски-зловещее. Людей поднимают и перемещают, ухватившись за складки кожи. Две женщины сообщают, сколько стоят их внутренние органы. Сцена становится прибежищем для умалишенных. Полуобнаженные тела катятся по подмосткам, как трупы в концлагере, в общую могилу. Все это явно чересчур, но как образец социального апокалипсиса имеет смысл". Впрочем, главное определение, которое получил спектакль Вальц, -- художественная авантюра. "Те, кто досидел до конца, аплодировали стоя, но большая часть публики покидала представление посреди действия", -- констатировала критика.

По словам самого директора, в этом году программа была все же не такой радикальной, как в прошлом, когда споры о фестивале были в самом разгаре. "Причем билеты на наиболее «проблемные» спектакли (например, на идущий три вечера подряд спектакль польского режиссера Кристиана Люпы "Лунатики" по роману Германа Броха) оказались распроданы", -- с удовлетворением заметил Макмастер.

Залы фестиваля действительно не пустуют, но идеалистически настроенный директор то и дело сталкивается с финансовыми трудностями. В 1994 году бюджет фестиваля составлял 2 000 000 фунтов, в этом году -- 1 900 000. Если учесть инфляцию, это означает двадцатипроцентный секвестр. Нам такие суммы и не снились, но для Макмастера -- это существенный удар. Еще один болезненный вопрос -- пресловутый Фриндж. Особенно его одностороннее решение начинать свою программу на неделю раньше, чем начинается основная. Все это совершенно сбивает гостей столицы с толку. Основной фестиваль еще только начинается, а многие думают, что он уже перевалил за половину. Подстроиться под Фриндж Макмастеру трудно. Ведь дирекции "обочины" не надо договариваться о сроках с первоклассными оркестрами и подыскивать площадки для привередливых хореографов. На Фриндж приезжают все кому не лень и играют все, что заблагорассудится. Это, так сказать, подлинное царство демократии и эгалитаризма. Макмастеру же с его элитарным подходом приходится несладко. Так что на все жалобы наших директоров и худруков Минкульт может, ссылаясь на шотландского подвижника, отвечать: "А кому сейчас легко?".
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.09.2000
Эдинбургский фестиваль наконец завершился
Вот живем мы и думаем, что это только наше зловредное государство не дает денег на культуру, только наши неотесанные бонзы чинят препятствия смелым начинаниям и только наша общественность ропщет и кривится по любому поводу. Ничуть не бывало. Даже в такой благополучной стране, как Великобритания, энтузиасты и подвижники сталкиваются с нечеловеческими трудностями и героически их преодолевают. >>
  • //  06.09.2000
Персональная выставка Аркадия Шайхета доказала музейное качество его произведений
Снимки Аркадия Шайхета знают все: не столько потому, что это классика отечественной фотографии, сколько потому, что они были символами социализма. В этом качестве снимки были признаны современниками и осуждены потомками. >>
  • //  06.09.2000
Владимир Путин выступит в самом популярном телешоу Америки
Объявлено, что Владимир Путин примет участие в «Шоу Ларри Кинга» - самом популярном в мире "talk-show" на CNN. >>
  • //  06.09.2000
Правдивая история об утках, детях, взрослых, злоумышленниках и воссоединении семей
В 1941 году американский писатель Роберт Макклоски написал сказку для детей «Дайте дорогу утятам» - о том, как утиное семейство ищет себе в Бостоне место жительства, умиляя всех без исключения доброжелательных и добропорядочных американских граждан. Судьба утят (а точнее - их бронзового изображения) в России оказалась не менее захватывающей. >>
  • //  06.09.2000
В «Иллюзионе» покажут классические советские и американские фильмы в совершенно новой версии
Если верить киноархивистам, то почти пятьдесят процентов фильмов, снятых на планете до 1950 года, ныне безвозвратно утрачены. По всему миру проходят широкомасштабные акции, направленные на сохранение того, что еще можно спасти. Именно этой цели и посвящена ретроспектива восстановленных и отреставрированных фильмов, организованная совместными усилиями Госфильмофонда России и посольством США в Москве. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика