N°106 18 августа 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Земная и посмертная жизнь Антонио Сальери Знаменитый «отравитель» родился 250 лет назад
Имя Антонио Сальери известно каждому, и наверняка в этот юбилейный день найдутся люди, готовые посочувствовать композитору, которого вот уже который век -- вопреки мнению историков -- продолжают подозревать в отравлении великого современника. Ведь что такое скучные доказательства ученых по сравнению с падкой на все непривлекательное людской молвой и гениальным пушкинским сочинением!
Но, мне кажется, Сальери нечего жалеть. Ему на самом деле крупно повезло. Не мытьем, так катаньем этот весьма качественный, но далеко не выдающийся композитор вошел в музыкальную историю и занял там очень видное место. Он стал настоящим культурным антигероем, этаким роскошным злодеем, насыщенный и противоречивый образ которого, запечатленный в трагедии Пушкина, опере Римского-Корсакова, пьесе Шеффера и фильме Формана, подчас волнует гораздо больше, чем образ его предполагаемой жертвы. Музыка Антонио Сальери не известна почти никому. Звучит она редко -- аутентичная мода, жадная до неизведанного, незаигранного и альтернативного, до нее еще не добралась, а традиционным исполнителям интересоваться Сальери как-то не пристало. Однако эта музыка вовсе не плоха и не так уж суха и алгебраична, как мы привыкли считать. Кумиром того, кто алгеброй якобы поверял гармонию, был скандальный реформист Глюк -- с его пафосом, преувеличенным драматизмом и подчеркнутой эмоциональностью. Сальери считается достойным продолжателем глюковской традиции, особенно если речь идет о французской части его творчества, например о поставленных в Париже "Данаидах" или знаменитом "Тараре" по Бомарше, мелодию из которого напевает даже пушкинский Моцарт. Существует легенда, по которой Глюк, желая помочь продвижению своего молодого последователя, как-то выдал одну из его опер за свою и, лишь дождавшись успеха, открыл имя истинного автора. Живший в Вене Сальери немецкую музыку особенно не жаловал, а в соответствии с модой своего времени писал в итальянской и французской манерах. Это были главным образом оперы -- более сорока штук. Есть у него некоторое количество инструментальных сочинений (например, очень милые фортепьянные концерты) и духовная музыка. Реквием для собственных похорон Сальери написал не как Моцарт -- в последний момент, а сильно загодя, за двадцать лет до смерти. По всей видимости, это был обстоятельный, добропорядочный, очень одаренный человек, который хорошо ладил с людьми, уважал иерархическую структуру общества, знал свое место придворного музыканта и вполне мог недолюбливать Моцарта за его свободный нрав и богемный образ жизни. Из никому не известного итальянского сироты, приехавшего в Вену в 16-летнем возрасте, Сальери быстро сумел стать знаменитым композитором и культурным деятелем, честным трудом заслужил хорошую должность и уважение. Он был руководителем итальянской оперной труппы в Вене и придворным капельмейстером. В качестве общественной нагрузки многие годы тянул лямку в благотворительной организации с длинным названием "Концерты в пользу вдов и сирот оркестровых музыкантов". Был выдающимся педагогом, одним из лучших в Европе. Говорят, не брал денег с учеников. Зато и ученики у него были такие, что можно только позавидовать, -- Бетховен, Шуберт, Лист, Мейербер. Бетховена он, правда, пытался учить итальянской мелодии, но толку из этого не вышло. В конце жизни, когда все вокруг стало новым и пугающе непонятным, а публика дошла до того, что аплодировала такой белиберде, как "Героическая" симфония, Сальери нашел в себе силы отказаться от композиторской деятельности. Одним из последних его дел было руководство первой венской консерваторией. Земная, в общем-то, очень порядочная и успешная жизнь Сальери кончилась печально -- в сумасшедшем доме, где он в беспамятстве и делал свои страшные признания по поводу смерти Моцарта. Потом началась жизнь посмертная -- гораздо более вызывающая и блистательная. |
Что происходит на Эдинбургском фестивале и его Фриндже Два самых больших европейских фестиваля, Авиньонский и Эдинбургский, возникли в одном и том же 1947 году, но отличаются они друг от друга, как лед и пламень. По сравнению с залитым солнцем Авиньоном, где на каждом шагу тебя подстерегают неутомимые театральные зазывалы, сумрачная и вечно дождливая столица Шотландии кажется городом сдержанным и полным собственного достоинства. Но это не означает, что она не гостеприимна. >>
Знаменитый «отравитель» родился 250 лет назад 250 лет назад родился Антонио Сальери. Это имя известно каждому, и наверняка в юбилейный день найдутся люди, готовые посочувствовать композитору, которого вот уже который век - вопреки мнению историков - продолжают подозревать в отравлении великого современника. >>
Организаторы Московского кинофестиваля пообщались с прессой Состоявшаяся в конференц-зале Дома кино встреча носила подчеркнуто камерный характер. И тем не менее она достойна внимания хотя бы потому, что от нее немножко зависит, каким будет следующий ММКФ, ставший теперь ежегодным. >>
Тимур Кибиров читает старые стихи и пишет новые В клубе "О.Г.И." прошла презентация книги Тимура Кибирова "Юбилей лирического героя", изданной в поэтической серии того же клуба. Мероприятие аккуратно вписалось в эстетику новой "Бродячей собаки", роль которой в Москве конца века успешно исполняет клуб "О.Г.И.". >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|