N°189
15 октября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  15.10.2010
Признался, но не признал
Начались прения сторон по второму делу ЮКОСа

В Хамовническом райсуде Москвы, где продолжается процесс по второму делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, вчера начались прения сторон. Первыми выступили представители обвинения, которые, как выяснилось, намерены излагать свое мнение относительно оглашенных в суде материалов как минимум четыре дня. Правда, вчера прокуроры просто начали в очередной раз повторять фабулу обвинительного заключения. Сугубо оценочных суждений они высказали немного, хотя некоторые оказались весьма парадоксальными. Прокуроры сообщили, что намерены просить для подсудимых наказания, определенного законодательством (видимо, на сей счет у них до этого существовали сомнения), а также выразили мнение, что г-н Ходорковский фактически сознался в некоторых преступлениях.

Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были арестованы в 2003 году. В 2005 году они были приговорены к восьми годам колонии по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. О втором уголовном деле в отношении Ходорковского и Лебедева стало известно в 2005 году, когда только завершался первый процесс в Мещанском суде. В рамках нового дела им вменили хищение 350 млн тонн нефти на сумму почти 900 млрд руб. и отмывание этих средств. Процесс по этому делу начался в Хамовническом суде Москвы еще в марте 2009 года.

Переход к новой стадии этого процесса -- прениям сторон -- был ознаменован очередным всплеском интереса к нему: вчера в Ростовском переулке, где расположен Хамовнический суд, было затруднено даже движение машин. Причиной этого, правда, стали не сторонники или противники подсудимых, которые ранее периодически устраивали на улице пикеты, а дорожные рабочие. Прямо напротив здания суда на обочине и так довольно узкой дороги припарковались трактор и машина аварийной службы, которые просто не оставили места для уличных акций. В самом же здании суда было не протолкнуться -- даже адвокатам и прокурорам путь в зал заседаний пришлось пробивать локтями. Когда конвой повел подсудимых, собравшаяся толпа встретила их аплодисментами, те скромно кивали в ответ.

Первой слово взяла прокурор Гульчехра Ибрагимова: «Анализ совокупности собранных по делу доказательств позволяет, по нашему мнению, сделать однозначный вывод о том, что, несмотря на отрицание Ходорковским и Лебедевым свой вины, факты совершения преступления на протяжении длительного периода времени нашли в суде полное подтверждение». Далее прокурор рассказала, что все преступления были совершены возглавляемой Ходорковским и Лебедевым организованной группой, где использовалась сложная структура «соподчиненности и управляемости». Причем г-н Лебедев, по ее словам, «всегда выполнял роль второго лица в преступной группе» -- после самого Ходорковского.

«Факты совершения противоправных действий нашли свое подтверждение. Совершили преступления как на территории РФ, так и за рубежом», -- говорила г-жа Ибрагимова. В подтверждение этого она напомнила данные следствия об офшорах на Кипре и Гибралтаре, о существовании секретарских компаний, об оформлении «фиктивных сделок с подставными компаниями», директором которых, утверждала Ибрагимова, был Платон Лебедев, и отметила, что кипрские компании были подконтрольны обоим обвиняемым и все это происходило «в рамках организованной группы».

После этого гособвинитель перешла к эпизоду с обменом акций дочерних компаний ВНК на акции ЮКОСа, заявив, что на самом деле акции «дочек» ВНК были похищены. Как заявила прокурор, подсудимые готовили документы, «придающие видимость равноценного обмена акций». План этот, по ее мнению, разрабатывался «под руководством Лебедева и Ходорковского». Стоимость акций компаний ВНК была «умышленно необоснованно занижена», рассказывала г-жа Ибрагимова, а стоимость акций ЮКОСа, наоборот, была «необоснованно завышена». В ходе ее речи Михаил Ходорковский непрерывно что-то записывал в тетрадь и время от времени обменивался записками с адвокатами, а Платон Лебедев периодически смеялся и покручивал пальцем у виска.

Все это довольно быстро навеяло на публику скуку, и лишь некоторые суждения прокуроров привлекли внимание присутствующих. Так, многие удивились, когда прокурор заявила, что экс-глава ЮКОСа фактически сознался в некоторых махинациях. По мнению представителей обвинения, такой вывод следует из того, что хотя г-н Ходорковский напрямую не признал вины, но при этом в ходе процесса говорил, что решение о передаче управления компаниями ВНК и «Томскнефть», хищение акций которых ему инкриминируется, принималось ЮКОСом как основной компанией. «Роль Михаила Ходорковского в ЮКОСе была определяющей, именно он нес ответственность за все решения», -- подчеркнула г-жа Ибрагимова.

Также она заявила, что срок наказания, который прокуратура считает справедливым для обвиняемого, станет известен только в конце выступления. Но при этом уже рекомендовала при квалификации инкриминируемых деяний использовать редакцию ст. 171.1 УК (легализация средств, полученных преступным путем) с внесенными в нее недавно поправками. После их принятия наказание за экономические преступления было смягчено, в том числе максимальный срок лишения свободы по ст. 171.1 был уменьшен с 15 до десяти лет. Многие наблюдатели посчитали странным вообще сам факт, что гособвинитель об этом заговорила. Ведь после утверждения этих поправок они действуют автоматически в отношении всех обвиняемых.

Между тем защита Михаила Ходорковского сразу выразила несогласие с позицией прокуратуры. «Они все с 2003 года врут. Вот как начали, так и продолжают», -- заявил журналистам адвокат опального олигарха Вадим Клювгант.

Как было заявлено еще перед началом прений, после выступления прокуроров слово будет предоставлено представителям потерпевших и гражданских истцов. Потерпевшими признаны компании «Роснефть», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть», Федеральное агентство по управлению госимуществом, а также ряд бывших акционеров «дочек» ЮКОСа. Последними в прениях выступят подсудимые и их защитники. В конце этой стадии гособвинение, потерпевшие, подсудимые и их адвокаты вправе по одному разу выступить с репликой, причем право последней реплики принадлежит стороне защиты. Далее подсудимые выступят с последним словом, после чего судья назначит дату оглашения приговора.
Сергей МИНЕНКО

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  15.10.2010
Начались прения сторон по второму делу ЮКОСа
В Хамовническом райсуде Москвы, где продолжается процесс по второму делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева, вчера начались прения сторон... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  15.10.2010
Общественная реакция заставила иркутских судей пересмотреть скандальный приговор
Новый поворот получило вчера резонансное дело дочери главы избирательной комиссии Иркутской области Анны Шавенковой. Не справившись с управлением, она вылетела на своем автомобиле на тротуар и сбила двух женщин, одна из которых скончалась, а вторая была серьезно травмирована... >>
  • //  15.10.2010
Чеченский омбудсмен заступился за Рамзана Кадырова
В мировом суде Хамовнического района Москвы вчера продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, который обвиняется в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика