N°151 24 августа 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Первый щелчок по носу Гитлера 70 лет назад британцы в одиночку отбили наступление немцев
Если, оказавшись в Лондоне, вам захочется окунуться в атмосферу времен второй мировой войны и понять, как Великобритании удалось практически в одиночку отбиться от немцев до вступления в войну США и СССР, советую свернуть с улицы Уайтхолл, по которой текут главные туристические потоки, в тихую короткую улицу короля Чарльза и, пройдя около двухсот метров спуститься по лестнице в подвал под министерством иностранных дел. Сейчас здесь музей, а с 1939 по 1945 год тут располагался секретный бункер премьер-министра Уинстона Черчилля, откуда он руководил битвой за Британию, 70-летие которой отмечается в эти дни.
На днях у входа в подземелье на улице короля Чарльза, перед которым теперь установлен один из легендарных британских истребителей «спитфайр», собралось несколько тысяч человек. Они пришли отметить 70-летие речи премьера Уинстона Черчилля. В разгар битвы за Британию 20 августа 1940 года он произнес удивительные слова, чтобы выразить признательность защищавшим страну от немецких налетов пилотам Королевских ВВС: «Никогда в истории человеческих конфликтов не было стольких людей, столь многим обязанных столь немногим». Не слишком ли скучный повод для торжества -- «юбилей речи премьера»? «Что вы, речи Черчилля не бывали скучными! А эту в Соединенном Королевстве знает каждый школьник. Мы считаем, что это прекрасный повод вспомнить и о самом премьер-министре военного времени, и о героических пилотах», -- сказала «Времени новостей» сотрудница музея Нина Сметек. Она пояснила, что это лишь одно из мероприятий, которыми страна отметит 70-летие битвы за Британию. Короткую торжественную церемонию открыла леди Соамс, младшая дочь Уинстона Черчилля. Известный английский актер, имитируя голос и манеру премьер-министра, прочел текст знаменитой речи. Потом над головами собравшихся раздался непривычный шум -- над Лондоном, покачав крыльями, пролетели истребители «харрикейн» и «спитфайр». Нескольких тысяч таких машин помогли спасти Британию от фашистов. Семьдесят лет назад первый и очень болезненный щелчок по носу Гитлер получил от Лондона. Летом и осенью 1940 года, воодушевленные легкой победой над Францией, немцы хотели как можно скорее покончить с Британией, которая к тому времени оставалась единственным европейским государством, с которым Германия была в состоянии войны. Поскольку англичане не хотели признавать главенствующее положение Третьего рейха на континенте и отказывались подписать унизительный мир, Гитлер решил прибегнуть к вторжению на Альбион. 16 июля 1940 года в Германии был подписан приказ о подготовке вторжения. Предполагалось, что сперва немецкая авиация полностью подавит сопротивление британских Королевских ВВС и заодно уничтожит с воздуха все основные военные базы и оборонные предприятия англичан. А в середине сентября до 20 дивизий вермахта должны были переправиться кратчайшим путем из Кале в Дувр и после мощного 100-километрового броска взять Лондон. Осуществление этого плана было непростым. Британская армия хотя и испытывала серьезную нехватку вооружений, была достаточно серьезным препятствием, а флот Его Величества обладал весьма солидными силами, чтобы помешать немецкой переправе. Однако Герман Геринг не сомневался, что люфтваффе, имевшие огромное преимущество в самолетах, разгромят британскую авиацию и откроют дорогу сухопутным войскам. И тут британский премьер Уинстон Черчилль сумел поднять соотечественников на защиту родины. «Резкий, раскатистый голос, потрясающая самоуверенность и неизменная толстая сигара во рту -- все это вместе создавало незабываемый образ. А его решимость добиться победы любой ценой заразила весь английский народ», -- писал известный историк Кристофер Дэниел. Именно Черчилль произнес 4 июня 1940 года в парламенте знаменитые слова, ставшие предостережением врагу и набатом для каждого британца: «Мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило. Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться на аэродромах, мы будем сражаться в полях и на улицах городов, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся». Битва за Британию стала крупнейшим авиационным сражением второй мировой войны до вступления в войну Советского Союза. В общей сложности с 10 июля по 1 октября 1940 года германская авиация потеряла 1408 самолетов, английская -- 781. При этом немцы не смогли вывести из строя ни британскую авиационную промышленность, ни систему ПВО страны. Неспособность люфтваффе добиться решающего преимущества в воздухе и обеспечить армии возможность для вторжения привели к тому, что немцы несколько раз откладывали наземную операцию. В октябре 1940-го вторжение было перенесено на следующую весну, а в июле 1941-го оно было отложено в последний раз до весны 1942 года, когда немцы рассчитывали одержать победу в России. |
Президент Афганистана реформирует охранные структуры Вчера президент Афганистана Хамид Карзай (на снимке) объявил о создании двух частей особого назначения по борьбе с коррупцией. По плану афганского лидера эти структуры будут полностью свободны от вмешательства со стороны органов политической власти... >>
70 лет назад британцы в одиночку отбили наступление немцев Если, оказавшись в Лондоне, вам захочется окунуться в атмосферу времен второй мировой войны и понять, как Великобритании удалось практически в одиночку отбиться от немцев до вступления в войну США и СССР, советую... >>
О событиях 1940 года «Времени новостей» рассказал председатель Ассоциации пилотов -- участников битвы за Британию Боб ФОСТЕР... >>
Китай сокращает применение смертной казни Китайские законодатели в рамках реформы уголовного кодекса сократят число статей, предусматривающих смертную казнь, сейчас ею карают 68 видов преступлений. Поправки коснутся 13 видов экономических преступлений, не связанных с насилием... >>
Немецкая армия станет малочисленной и добровольной Бундесвер марширует навстречу самым глубоким реформам за 55-летнюю историю существования вооруженных сил ФРГ... >>
Польское следствие переплелось с политикой Вчера военная прокуратура Польши приступила к переводу полученных в России материалов следствия о причинах авиакатастрофы польского президентского самолета под Смоленском 10 апреля. Глава военной прокуратуры Кшиштоф Парульский доставил их из Москвы в конце прошлой недели... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|