N°88 25 мая 2010 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Отар Иоселиани: Профессиональные актеры опасны
Пока кинематографическая общественность спорила, кого награждать в Канне -- радикального Лозницу или консервативного Михалкова, награду получил совсем другой, но не чужой нам режиссер Отар Иоселиани. Только что ему был вручен специальный приз Жана Виго за вклад в кинематограф. У нас хорошо помнят фильмы Иоселиани 60--70-х -- "Листопад", "Жил певчий дрозд", "Пастораль". Режиссер покидает Грузию в начале 80-х, начинается "французский период" его творчества -- "Фавориты Луны", "Охота на бабочек", "Утро понедельника"...
В Канне Иоселиани представил свой новый фильм "Шантрапа", который в каком-то смысле подводит итоги этой долгой и успешной карьеры. Главный герой, режиссер Нико, намучавшись с партийными цензорами, уезжает во Францию, чтобы столкнуться с диктатом тамошних продюсеров. Съемки проходили и на родной, и на приемной родине режиссера. Но сколько бы ни менял свою участь герой, дедушкин старый пиджак ему по-прежнему в самый раз. С Отаром ИОСЕЛИАНИ беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ. -- Как вы подбираете названия к своим фильмам? "Жил певчий дрозд" до сих пор мне кажется эталонным для поэтического кинематографа названием. А шантрапа -- это вроде как певчие птицы наоборот? -- Да, это слово из XIX века. Русские аристократы приводили своих детей к учителям бельканто, а те отвечали по-французски, chantera или chanteras pas, будет петь или не будет. Все мои товарищи -- шантрапа, изгои. И я тоже. -- Вы уже говорили о том, что фильм не является автобиографическим. И в то же время, например, герой Богдана Ступки так портретно выписан, что трудно поверить, что такой человек не живет в вашей памяти... -- Даже среди советских чиновников, измолоченных и избитых судьбой, которая им была ниспослана, были люди, страдающие от того, что им приходилось делать. Нельзя же было держать только тех, кто ползает, так что иногда попадались и летающие. И мой опыт это подтверждает. Вспомнить хотя бы Шеварднадзе, который, рискуя головой, отпустил меня во Францию. И таких людей не так уж мало. Их нельзя вывести как клопов. -- Вы импровизируете на съемочной площадке? -- Снимать приходится очень быстро. Поэтому я терпеть не могу думать на площадке, сидеть, чесать голову. Все равно в этот момент ничего не придумаешь. Лучше весь фильм продумать заранее, нарисовать в виде раскадровок. Тогда можно вечером выпить вина. Вот Тати приходил на съемочную площадку и совершенно не знал, что делать. Съемки у него тянулись месяцами. Я так не могу. Это слишком томительно и накладно. -- Вы упомянули Жака Тати. А ведь в "Шантрапе" одного из французских продюсеров играет Пьер Этекс, ассистент Тати на "Моем дядюшке". Вы хотели подчеркнуть свою связь с великим комедиографом, с которым вас часто сравнивают? -- Этекс был не просто ассистентом Тати. Он был его вдохновителем, правой рукой, но при этом старался всегда держаться в тени. Хотя и сам снимал замечательное кино. Когда мы с ним встретились, он мне сразу очень понравился. Чудный человек -- не сноб, не гордец, одним словом, не кинематографист. -- А костюм он сам себе придумал? Эти вопиющие красные носки, лиловая рубашка, желтый пиджак? -- Сам. Он такой симпатичный и талантливый человек, что его невозможно не снимать. -- А что все-таки важнее для вас -- симпатичный или талантливый? Хороший характер или актерские способности? Судя по количеству непрофессионалов в ваших фильмах, первое... -- Быть приличным человеком -- огромный, ежедневный труд. Ступка, хоть и актер, как раз такой человек. Поэтому я его и пригласил. А так профессиональных актеров я почти не снимаю, потому что они опасны. Все у них готово заранее, как в конструкторе. Заносчивы, капризны, истеричны. Терпеть это невозможно. Катрин Денев я однажды предложил сыграть горничную. Она пришла со своим парикмахером и два часа делала прическу. Я говорю: "Вы меня извините..." -- Среди героев ваших фильмов часто попадаются художники. Вы относитесь к ним с нескрываемой симпатией и в то же время с долей иронии. Музыкант Гия из "Жил певчий дрозд" так и не напишет ни одной ноты, а фрагменты фильма, снятого режиссером Нико из "Шантрапы", отнюдь не убеждают в его гениальности. -- А я вообще гениев терпеть не могу. Вот представьте себе картину: дуэль. С одной стороны стоит нормальный, живой, уязвимый человек. А с другой -- гений жует черешню и плюется косточками. Ну как тут не выстрелить? |
Названы победители 63-го Каннского кинофестиваля Вопреки вроде бы устоявшейся за последние годы традиции приходящие из Канна аналитические депеши напоминали на сей раз не победные суворовские реляции, а информационные сообщения о "дыхании Чейн-Стокса"... >>
Зарубежная пресса обсуждает итоги конкурса «Золотая пальмовая ветвь», присужденная тайской картине «Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни», похоже, стала неожиданностью не только для самого режиссера, но и для работающих на фестивале журналистов... >>
Пока кинематографическая общественность спорила, кого награждать в Канне -- радикального Лозницу или консервативного Михалкова, награду получил совсем другой, но не чужой нам режиссер Отар Иоселиани... >>
Русские на Лазурном берегу Россия то так то этак участвует в Каннском фестивале -- то в конкурсе, то около... >>
Главная награда Каннского кинофестиваля, доставшаяся тайскому режиссеру Апичатпонгу Вирасетакулу за ленту «Дядюшка Бунми, умеющий вспоминать свои прошлые жизни», -- это, конечно, бальзам на душу всех неравнодушных к кино людей... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|