N°87
24 мая 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.05.2010
Черная магия кино
Получит ли Апичатпонг Вирасетакул «Золотую пальму»

К моменту выхода номера в печать ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос будет уже известен, призы 63-го Каннского фестиваля объявлены в воскресенье вечером. Но независимо от того, как распределит награды жюри во главе с Тимом Бертоном, новая картина тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула стала одним из главных событий Канна. «Дядюшка Бунми, умеющий вспоминать свои прошлые жизни» -- это небольшое, скромное, но подлинное кинематографическое чудо, которого так не хватало современному кино.

Заглавный герой ленты страдает от почечной недостаточности и готовится к отходу в мир иной, который, судя по всему, нигде не ощущается таким реальным, как на севере Таиланда, в деревнях, откуда родом сам режиссер. Сначала в гости к умирающему приходит призрак его покойной жены. За ней появляется блудный сын, принявший обличье лесного духа -- черной обезьяны с горящими красными глазами. Удивительно, впрочем, вовсе не это, а то, что домочадцам Бунми (не говоря уже о самом продвинутом дядюшке, который легко вспоминает себя в виде буйвола или средневековой принцессы) требуется от силы секунд 10--15, чтобы привыкнуть к необычной компании. И вот уже живые и мертвые отправляются в путешествие -- на место первого рождения существа, которое много столетий спустя стало дряхлым дядюшкой с катетером.

Апичатпонг Вирасетакул принадлежит к новому поколению режиссеров, свободно курсирующих в пространстве кино, видеоарта и современного искусства. Его новая лента лишь составная часть масштабного проекта Primitive по изучению и фиксации уходящей духовной традиции. Режиссер снял фильм, а мог бы и не снять, ограничиться, например, инсталляцией на Венецианской биеннале. Поэтому от его работы не возникает очевидного ощущения кино, эмоционального потрясения или чувства сладостной гармонии. Но есть нечто не менее важное -- понимание, по каким законам живет мир, в котором есть место магии, загробной жизни и чудесам. Собственно, в этом и секрет успеха Вирасетакула. Если бы аналогичное кино было снято сегодня в христианской традиции, боюсь, оно выглядело бы трэш-комедией, а у тайца все по правде. «Мне интересно исследовать внутренности кинематографа, этой машины для путешествия вверх по реке времени, -- говорит режиссер. -- Там может обнаружиться много таинственных сил, ждущих своего часа».

Каннский фестиваль всегда славился мастерской драматургией. Организаторы умеют так сформировать программу, чтобы нужное фестивалю решение даже не надо было «продавливать», а чтобы оно само естественным образом возникло на заседании жюри. Кажется, что в этом году все обстоятельства -- отсутствие в программе нескольких ключевых имен мирового кино и не слишком хорошая форма у тех классиков, кто все же успел к Канну, -- сошлись так, чтобы обеспечить победу новому голосу. Остается узнать мнение как никогда эклектичного жюри из девяти человек, в котором европейские интеллектуалы сосуществуют с голливудскими актрисами под управлением американского нонконформиста, который давно уже научился снимать кино для всех. Если возобладают консервативные зрительские пристрастия, больше всего шансов будет у «Еще одного года» Майка Ли, «Поэзии» Ли Чан Дона и, пожалуй, «Утомленных солнцем 2» Никиты Михалкова. Если же президент фестиваля Жиль Жакоб деликатно объяснит членам жюри, что настало время подумать о будущем кино, то шансы Апичатпонга Вирасетакула и Сергея Лозницы (см. «Время новостей» от 20 мая) достаточно велики.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.05.2010
Семьдесят лет назад родился Иосиф Бродский
Говорить о Бродском сегодня необычайно трудно. Выросший из давно и закономерно сложившегося мифа о «последнем великом русском поэте» его громоздкий и навязчивый культ подменяет реальность судьбы и творческого дела Бродского, болезненно деформирует картину российской словесности конца ХХ века... >>
  • //  24.05.2010
«Кофейная кантата» Баха в «Мастерской»
Клуб-театр «Мастерская» отыграл «Кофейную кантату» Баха, которая была в свое время чем-то вроде музыкального рекламного ролика для Лейпцигского кофейного дома Циммермана, а теперь в мировом музыкальном обиходе успешно исполняет роль маленькой камерной оперы в изысканном старинном вкусе... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.05.2010
Наталья Разина
Стартовал XVIII международный фестиваль «Звезды белых ночей»
На предварявшей открытие пресс-конференции художественный руководитель фестиваля и проводящего его Мариинского театра Валерий Гергиев с гордостью назвал «Звезды...» «визитной карточкой фестивального процесса в России», программу которого «не стыдно показывать в Европе»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  24.05.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Открывается Международный театральный фестиваль имени Чехова
«Станиславский и Немирович-Данченко сделали ошибку, которая затем распространилась по всему миру. Они хотели видеть в текстах Чехова трогательные, лирические произведения. На самом деле Чехов писал простые комедии, именно это я хочу поставить»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.05.2010
Получит ли Апичатпонг Вирасетакул «Золотую пальму»
К моменту выхода номера в печать ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос будет уже известен, призы 63-го Каннского фестиваля объявлены в воскресенье вечером.... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама