N°53
31 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.03.2010
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Монумент моментальности
Почти забытый жанр неофициального искусства вернулся в Россию

В депрессивные 70--80-е прошлого века в среде так называемого неофициального («другого») искусства пророс замечательный жанр под названием «квартирник». Это когда лишенные возможности выставляться публично художники собирались по домам и в жилых комнатах показывали свое творчество. Адептом «квартирного» жанра был, например, знаменитый художник Михаил Одноралов, чья персональная выставка «Ретроспекция» с начала этого года гастролирует по главным музеям страны -- Третьяковке и Русскому (см. «Время новостей» от 11 февраля). После знаменитой Измайловской выставки 1974 года Одноралов задался целью «создать нормальную художественную ситуацию», без партии, профсоюзной номенклатуры и без цензуры. «20 человек не делают погоды в искусстве, а 200 способны что-то изменить», -- считал мастер. Успех квартирных выставок, устроенных Однораловым, Рабиным, Комаром и Меламидом, был ошеломляющим. За две недели три квартиры с «другим искусством» посетило около 50 тыс. человек. Информация передавалась не в последнюю очередь «вражескими» радиоголосами.

Впоследствии в конце 1982 года художник Никита Алексеев в своей квартире основал галерею, названную АПТАрт (apartment art). Там в основном показывалась «новая волна» неофициального искусства, мощно заявившие о себе в начале 1980-х Вадим Захаров, Константин Звездочетов, Андрей Монастырский, Свен Гундлах, Николай Панитков, Виктор Скерсис, Наталия Абалакова, Анатолий Жигалов, Сергей Ануфриев...

Идеология «квартирников» близка субкультуре сквотов -- не маркированных номенклатурным присутствием институций неподцензурных союзов свободных мастеров, объединяющихся в подобие коммун. Из-за экономических и политических реалий сегодняшней России культура сквотов постепенно сошла на нет. Из-за этих же реалий потребность в свободном общении стала намного более актуальной, чем во время расцвета постсоветского сквота, конец 1980-х -- 1990-е годы. Славный мост от одной формы независимости, сквота, к другой, «квартирнику», удалось возвести лишь получившему классическое художественное образование Тимофею Караффа-Корбуту. Именно он был в числе главных организаторов последнего большого сквота Москвы -- типографии «Оригинал», сформировавшей целое поколение лидеров молодой российской артсцены. Именно он после конца истории с типографией предложил стратегию альтернативного галереям и институциям расширения территории искусства, в том числе с помощью возвращения к жанру «квартирников» (см. «Время новостей» от 12 января).

Разместившаяся в многокомнатной квартире по адресу Тверская, 19, выставка имеет замысловатое название «Фреска. Часть I. Тридцать шесть друзей Облака». Фреска потому, что экспозиция представляет экзерсисы в области монументального жанра. Основа для тотальной живописи -- все стены почтенной московской квартиры. Тридцать шесть друзей -- потому, что таково количество художников, сделавших образ, наподобие развернутого свитка или буриме, где каждая предыдущая композиция связывается с последующей в визуальный гипертекст. А главный герой этого гипертекста -- Облако -- белый котик-хулиган, что заводит всех гостей неиссякаемым желанием играть и является лучшим натурщиком всех времен и народов.

Тридцать шесть человек находятся в совершенно разных возрастных и профессиональных группах. Амплитуда -- от мэтров Кирилла Челушкина, Константина Звездочетова, Андрея Бартенева до лидеров молодого поколения (Ксения Сорокина, Евгения Кузнецова, Александр Лысов, Егор Кошелев, Арсений Жиляев, Илья Трушевский, Алина Гуткина) и далее -- к студентам различных художественных училищ. Кураторы экспозиции (и авторы отличных композиций в общем «свитке») Максим Смиренномудренский и Тимофей Караффа-Корбут выбрали себе роль мудрых наблюдателей: никому ничего не навязывали, никак никого не корректировали и не наставляли уму-разуму. Потому ответственность лежала на самих художниках, их умении быть чуткими и деликатными собеседниками и с коллегами, и с пространством живописи. В целом эксперимент удался. Весь свиток стенописи ассоциируется с красивой и вдохновенной иллюстрацией к какой-то абсурдистской поэзии. Смешение методов (от абстракции до фовизма, минимализма и даже монументального необарокко) только усиливает впечатление. То там, то здесь проявляющийся на стенах белый котик Облако словно подмигивает «котику Чешику» из непревзойденной в своем тончайшем абсурдизме «Алисы» Льюиса Кэрролла.

Удача эксперимента еще и в том, что он проблематизировал особенность сегодняшней артжизни. Несмотря на желание быть тактичным к соседям, чувство ансамбля многим дается с трудом. Потому требующая усидчивости и умения жить в коллективе работа в монументальном жанре для многих художников нового поколения пока осуществима на правах моментальной импровизации.

Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.03.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Стажеры «Мастерской Фоменко» поставили спектакль о поэте
«Рыжий» очень милый спектакль, он многим нравится, я знаю. Он сделан так, чтобы нравиться, и почему-то именно это настораживает... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  31.03.2010
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Почти забытый жанр неофициального искусства вернулся в Россию
В депрессивные 70--80-е прошлого века в среде так называемого неофициального («другого») искусства пророс замечательный жанр под названием «квартирник». Это когда лишенные возможности выставляться публично художники собирались по домам и в жилых комнатах показывали свое творчество... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  31.03.2010
Jean Pierre Maurin
В Москву привозят знаменитый балет Матса Эка
Год Франции в России порадует балетоманов многими событиями: летом в Москву и в Петербург приедет труппа Жозефа Наджа, осенью Анжелен Прельжокаж выпустит премьеру в Большом... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  31.03.2010
"Жажда" (Южная Корея, 2009, Пак Чан Вук). Один из ведущих корейских киногроссмейстеров Пак ("Объединенная зона безопасности", "Олдбой", "Я киборг, но это нормально") переиграл сюжет "Терезы Ракен" Эмиля Золя на вампирский лад... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  31.03.2010
В Петербурге отметили день рождения Пьера Булеза
Одному из последних еще живых классиков музыки ХХ века 26 марта стукнуло 85 лет. В Петербурге, в Малом зале Филармонии, в честь композитора исполнили Первую фортепианную сонату и цикл «Молоток без мастера». Едва ли не самое известное сочинение композитора играется в России не первый раз, но впервые -- российскими музыкантами... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика