N°53
31 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  31.03.2010
Ударник «неистового ремесла»
В Петербурге отметили день рождения Пьера Булеза

Одному из последних еще живых классиков музыки ХХ века 26 марта стукнуло 85 лет. В Петербурге, в Малом зале Филармонии, в честь композитора исполнили Первую фортепианную сонату и цикл «Молоток без мастера». Едва ли не самое известное сочинение композитора играется в России не первый раз, но впервые -- российскими музыкантами.

Фортепианные сонаты были для Булеза своего рода экспериментальным полигоном. Наиболее известна из них Третья, знаменующая отказ композитора от суровой дисциплины сериализма в пользу «контролируемой случайности», метода, названного им алеаторикой. Первая же, напротив, сообразно своему названию представляет собой первый опыт Булеза в двенадцатитоновой технике. Несмотря на жестко организованную структуру, в ней еще ясно слышны отголоски романтической страстности и импрессионистической чувственности -- видимо, поэтому исследователи называют ее «лирической». Неоднородная фактура, спонтанно и часто меняющийся характер музыки требуют от пианиста безупречной техники и жесткого внутреннего стержня, чтобы удержать форму от развала. С чем Николай Мажара, возможно, даже несколько перестарался -- выиграв в цельности, исполнение слегка проиграло в яркости.

После пуантилистического хаоса сонаты холодная и отстраненная музыкальная ткань «Молотка без мастера», несмотря на перегруженность событиями, казалась практически медитативной. Развернутое в бескрайний ландшафт полотно, сплетенное из затейливых, математически просчитанных ритмов и протяжных высоких нот, служит идеальной оправой для загадочных и темных по смыслу стихов Рене Шара, и лишь в последних частях разрывается резкими щелчками ударных. Как всегда интеллигентно сдержанное звучание петербургского eNsemble под управлением Федора Леднева в этот раз показалось даже немножко робким, что только усилило ощущение эфемерности и прозрачности этой музыки. Единственным слабым местом исполнения стала вокальная партия. Обладательница приятного, богатого тембра Наталья Боева спела не то чтобы плохо, но несколько неуверенно и где-то даже нервно, что неприятно контрастировало с исполненной спокойного достоинства игрой музыкантов. Впрочем, вероятнее всего, молодая певица просто переволновалась.

Классика музыкального авангарда с большим опозданием, но все-таки приходит в Россию. Лакуны, оставленные в нашей культуре семидесятилетней изоляцией и последующей инертностью филармонических институций, медленно, но верно начинают заполняться. Важной вехой на этом пути стала постановка в Большом театре «Воццека» Берга -- одного из краеугольных камней музыки ХХ века. Культурная значимость «Молотка без мастера» вряд ли намного меньше: продолжателям и подражателям Булеза несть числа. А многие из интонационных и тембровых решений, впервые использованных им в этом сочинении, настолько прочно вросли в музыкальное сознание эпохи, что за прошедшие с момента написания полвека успели затереться до уровня идиом. Поэтому исполнение его петербургским ансамблем и тот теплый, хотя и немножко настороженный прием, который оно получило у филармонической публики, дает повод для оптимизма. Праздновать победу, конечно, еще рано -- до того как современная музыка станет полноправной частью репертуара российских концертных залов, еще далеко. Но лед в этом направлении определенно тронулся.
Вадим КЕЙЛИН, Санкт-Петербург




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  31.03.2010
ВЛАДИМИР ЛУПОВСКОЙ
Стажеры «Мастерской Фоменко» поставили спектакль о поэте
«Рыжий» очень милый спектакль, он многим нравится, я знаю. Он сделан так, чтобы нравиться, и почему-то именно это настораживает... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  31.03.2010
Фото СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ
Почти забытый жанр неофициального искусства вернулся в Россию
В депрессивные 70--80-е прошлого века в среде так называемого неофициального («другого») искусства пророс замечательный жанр под названием «квартирник». Это когда лишенные возможности выставляться публично художники собирались по домам и в жилых комнатах показывали свое творчество... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  31.03.2010
Jean Pierre Maurin
В Москву привозят знаменитый балет Матса Эка
Год Франции в России порадует балетоманов многими событиями: летом в Москву и в Петербург приедет труппа Жозефа Наджа, осенью Анжелен Прельжокаж выпустит премьеру в Большом... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  31.03.2010
"Жажда" (Южная Корея, 2009, Пак Чан Вук). Один из ведущих корейских киногроссмейстеров Пак ("Объединенная зона безопасности", "Олдбой", "Я киборг, но это нормально") переиграл сюжет "Терезы Ракен" Эмиля Золя на вампирский лад... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  31.03.2010
В Петербурге отметили день рождения Пьера Булеза
Одному из последних еще живых классиков музыки ХХ века 26 марта стукнуло 85 лет. В Петербурге, в Малом зале Филармонии, в честь композитора исполнили Первую фортепианную сонату и цикл «Молоток без мастера». Едва ли не самое известное сочинение композитора играется в России не первый раз, но впервые -- российскими музыкантами... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика