N°46
22 марта 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.03.2010
Восемь с половиной
Фонд поддержки кинематографа объявил свое первое решение

В пятницу в Белом доме прошло первое заседание Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, после которого объявили наконец, кому достанутся бюджетные деньги. Два миллиарда рублей поровну (то есть примерно по восемь с половиной млн долл.) поделят между собой восемь кинокомпаний-лидеров. В заветный список вошли: СТВ Сергея Сельянова, «Дирекция кино» Анатолия Максимова, «Тритэ» Никиты Михалкова, «Централ партнершип», «Профит» Игоря Толстунова, Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун-фильм» Валерия Тодоровского.

Самым острым был вопрос о критериях, по которым одни компании предпочли другим. Оказывается, выработкой объективных оценок занималась независимая исследовательская компания Movie Research, созданная в 2006 году. Ее руководитель Сергей Иванов рассказал, что предложил, во-первых, учитывать работу компаний за десятилетний период; во-вторых, кассовые сборы фильмов заменили посещаемостью (из-за изменчивости финансовых аспектов); оценивались также отзывы зрителей, оценки прессы, премии, участие в фестивалях. Не оценивалась рентабельность, хотя именно ее предлагали использовать в качестве самого объективного критерия члены Гильдии продюсеров. «У существующих компаний нет аудированной отчетности, и любые показатели кинопроектов являются оценочными», -- объяснил Сергей Иванов. По каждой позиции компании получали то или иное количество баллов. Лидером стала СТВ, набравшая 133 балла, а проходной балл оказался равен 39 -- именно столько набрала компания «Рекун». Разрыв между самым большим и самым малым количеством понадобившихся баллов был явно больше, чем между прошедшими в пул и не преодолевшими барьер. Но, как сказал Сергей Иванов, «элемент субъективизма сведен до минимума, а лоббирования допущено не было».

Тем, кто упрекает фонд в протекционизме, предъявлено двое претендентов, которых многие заранее сочли избранными, но которые не прошли сквозь сито отбора. Компания Russian World Studios не попала в список, хотя в Попечительском совете заседает Владимир Евтушенков, глава совета директоров холдинга АФК «Система», в который входит студия. А еще не вошел продюсер Александр Роднянский, которого информационные агентства наскоком включили в состав владельцев компании Art Pictures, но он на самом деле владеет другой компанией, «Нон-стоп продакшн», не выдержавшей конкуренции с остальными из-за того, что создана недавно и на ее счету всего лишь один крупный проект -- «Обитаемый остров».

Теперь самое главное -- как именно будут расходоваться эти средства и что будет представлять собой «система финансового мониторинга за расходами» студий, не имеющих аудированной отчетности. Исполнительный директор фонда Сергей Толстиков, выступая на кинорынке 2 марта, дал понять, что «100 млн долл. или 2 млрд 800 руб. -- деньги, которые будут направлены на финансирование проектов, которые будут производиться этими студиями, это не самые большие деньги, надо честно сказать». Но вопрос об эффективности их использования г-н Толстиков считает "очень важным". "Планируется сделать определенную систему финансового мониторинга за расходами этих средств, -- пояснил он. -- С одной стороны, задача фонда -- дать этим студиям больше маневра для расходования средств по этапам, между проектами, что не было возможно в рамках Министерства культуры в силу определенной нормативной базы. С другой стороны, планируется все-таки и отчетность за использование средств немножко переформатировать, чтобы она была более современной, в определенной конкретной форме». И еще: «Сейчас в задачи нашей экспертной группы входит разработка такого специфического механизма. Рынок кинопроката у нас специальный, тут не хватает экранов, но какая-то методика должна быть», -- объяснил г-н Толстиков, и добавил, что механизм должен быть разработан в ближайшие месяцы. Составы консультативного и экспертного советов утверждены на прошедшем заседании и скоро будут обнародованы.

Неясно пока, куда пойдут остальные деньги фонда в размере 800 млн руб. Сказано, что 300 млн руб. предназначено на бонусы фильмам, собравшим в прокате более 1 млн зрителей, но никому неясно, что это значит, кроме того, что компании, где произведены фильмы-миллионеры получат «добавку»... А еще 500 млн руб. выделено на «создание социально значимых фильмов» -- кто и как их будет создавать и что такое социально значимые, тоже не объявлено.

Еще больше неясного в том, чего собственно государство намерено добиться такими методами. Сергей Толстиков так сформулировал задачу: «Первое -- это повысить эффективность отдачи государственных денег в мейнстриме, потому что у нас все хорошо с кино, которое мы называем авторским. Я считаю, что у нас достаточное количество очень талантливых, способных режиссеров, которые не просто способны, а еще и получают призы на международных фестивалях. Что касается мейнстрима, то мы, наверное, все не можем сказать, что у нас такие же удачи, что кино такое коммерческое у нас того качества, которое даже нужно в условиях инфраструктуры, которая есть. То есть вот это не считая киноэкранов, которые в принципе уже могут давать деньги производителям хорошего кино, но как вы уже все знаете, за три года вышло девять фильмов, которые оказались прибыльными. Это, наверное, не самое большое количество, и государство сегодня хочет повысить эту отдачу, повысить эффективность поддержки вот в этом направлении».

Товарищу Толстикову, видимо не все рассказывают. Кто его утешил, что с авторским кино у нас все в порядке? Во-первых, это кино вовсе не так уж триумфально шествует по фестивалям, а во вторых, его совсем не смотрят в отечестве, где, в сущности, и не показывают. Публика этого арткино, по расчетам Сергея Сельянова, не превышает 50 тыс. человек. И она сокращается, а не растет...

Ну а что касается мейнстрима, то, по расчетам того же Сергея Иванова, признанного достаточно компетентным аналитиком, кассовые сборы отечественных фильмов в прошлом году упали, число фильмов сократилось и продолжает сокращаться.

Один из признанных лидеров киноотрасли Игорь Толстунов так объясняет отсутствие отечественных фильмов: «Мы их не делаем не потому, что у нас нет денег, деньги-то как раз у нас есть, у инвесторов, как ни странно, даже в нынешнее непростое время есть, есть инвесторы, которые готовы вкладывать значительные средства, но в разумных размерах, то есть до 4--5 млн. По крайней мере у нашей компании таких инвесторов несколько. Но мы не можем взять на себя ответственность взять эти инвесторские деньги, потому что не можем гарантировать качественный продукт на выходе. Вот это то, что действительно важно»...То есть у инвесторов взять рискованно, а вот у государства -- легко...

И еще все как один аналитики утверждают, что кинобизнеса в настоящем смысле у нас нет и быть не может, потому что стране не хватает кинозалов, а строить их в малых городах, где живет половина населения, не выгодно; тут вот и нужна государственная поддержка. Но государство решило начать с другого конца -- дать денег примерно на один постановочный фильм для восьми разных подрядчиков... И ждать, пока из этого чудесного решения вырастут индустрия, прокат, публика, а соседи в Европе и Азии начнут покупать наши фильмы и смотреть их во все глаза...

Впрочем, есть еще один федеральный проект, о котором тоже говорили на кинорынке, и отвечает за него тот же вице-премьер Александр Жуков, что проводит нынешнюю реформу. Проект называется «Киноклуб» и предусматривает до конца 2029 года строительство по всей стране 253 досуговых центров с цифровыми кинозалами. Использовать их можно будет -- что предусмотрительно -- не только для кинопоказа, но и, как утверждают специалисты, «в случае отсутствия ожидаемого киноконтента там можно проводить какую-нибудь образовательную деятельность, концерты транслировать, те же соревнования показывать, олимпиаду, например».

Так что все схвачено, поскольку в смысле реформы кино, по словам Сергея Толстикова, «результаты будут видны не сразу, наверное, не стоит ждать, что через год появятся какие-то результаты, но через полтора-два года мы сможем увидеть, выйдет из этого что-то или нет», то даже если с кино не получится, страна наша в новых досуговых центрах сможет смотреть хотя бы спортивные соревнования. За спорт у нас тоже отвечает Жуков.
Алена СОЛНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.03.2010
Фонд поддержки кинематографа объявил свое первое решение
В пятницу в Белом доме прошло первое заседание Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, после которого объявили наконец, кому достанутся бюджетные деньги... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.03.2010
В Суздале наградили лучшие российские мультфильмы прошлого года
В этом году полуюбилейный, 15-й Открытый российский фестиваль анимационного кино решили соединить с первым у нас международным конгрессом, посвященным анимационной индустрии... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.03.2010
В клубе «Союз композиторов» выступил Эл Фостер
Знаменитый, «корневой» джазовый барабанщик Эл Фостер посетил Москву уже в четвертый раз, при том что его первое появление на столичной сцене состоялось не так давно -- в 2007 году. С тех пор Фостер и его квартет здесь довольно частые гости. Что для настоящей звезды настоящего американского джаза просто беспрецедентно. И это прекрасно... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама