N°188
14 октября 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.10.2010
С авангардом покончено
Продолжается цикл "Звуковые альтернативы"

В концертной серии «Звуковые альтернативы» -- четыре программы, четыре двойных портрета с общим подзаголовком «Русский и зарубежный авангард второй половины ХХ века»: Альфред Шнитке и Дьердь Лигети, Николай Каретников и Витольд Лютославский, Николай Сидельников и Лючано Берио, Родион Щедрин и Стив Райх. Российские авторы в каждой из пар выбраны словно с тем, чтобы подтвердить тезис композитора Юрия Каспарова: российская музыка не знала периода авангарда. В ней не было ситуации, когда «для новых идей недостает выразительных средств».

Едва ли утверждение этой мысли входило в замысел инициаторов проекта, среди которых Министерство культуры и Центр современной музыки Московской консерватории, однако факт: закончив Третий скрипичный концерт (1978), Шнитке провозгласил: "С авангардом покончено", и именно этим опусом открылся цикл, авангарду посвященный. Среди скрипичных концертов Шнитке лишь Третий играют у нас регулярно, раз в несколько лет. Из четырех он один написан для камерного состава, который легче собрать. Хотя Первый -- доходчивее, Четвертый -- эффектнее, а Второй -- авангарднее, если иметь в виду сложность языка. В то же время Третий самый что ни на есть романтический концерт: Станислав Малышев и ансамбль "Студия новой музыки" убедительно разыграли спектакль, где скрипке противостоит армия духовых и лишь ближе к финалу солиста поддерживает струнный квартет.

Австро-венгерский композитор Лигети авангардистом, безусловно, был, однако это едва ли отразилось на его позднем Скрипичном концерте (1992). В нем зрелый художник, почти завершивший полное собрание сочинений, уже не искал новых средств, но писал своим неповторимым почерком, уверенно отсекая лишнее и беря чужое, если надо.

Вполне традиционный виртуозный концерт -- в лучшем смысле, в каком это возможно в конце ХХ века, без постмодернистских аллюзий и фиг в кармане -- таким шедевр Лигети показался вначале. Между тем его имеет смысл слушать не раз и не два, настолько это концентрированное произведение. Звучи он здесь хотя бы раз в год, его могла бы принять и более широкая публика, нежели та, что заполняет Большой зал Дома композиторов или РЗК. Но пока у нас не играют, за редким исключением, скрипичные концерты Стравинского, Бартока и Шимановского, это слишком смелая мечта. На фоне Лигети померкла даже вторая, сама по себе яркая программа цикла, посвященная Каретникову и Лютославскому. В этой паре российский композитор, показалось, вновь имел куда меньше отношения к авангарду, чем его зарубежный коллега. И если новаторство Лютославского не подлежит сомнению, то Каретников следовал традициям новой венской школы даже более твердо, чем заложившие их Шенберг, Берг и Веберн.

Квартет Лютославского (1964) -- один из первых опусов, где автор применил метод «ограниченной» или «контролируемой» алеаторики -- относительной свободы воли исполнителей, призванной лишить музыку статики, сделать ее живее и выразительнее. Однако изучать получасовой квартет куда интереснее, чем слушать, -- замысел здесь богаче результата. Квартет Каретникова (1962) напоминает Берга и Шостаковича, зато настолько компактен, целен и выразителен, что вызывает лишь ощущение счастья, смешанное с недоумением по поводу полупустого зала. Это универсальная музыка, которая была бы одинаково уместна в репертуаре и современного ансамбля (играла «Студия новой музыки»), и самого традиционного квартета.

По сравнению с квартетом Каретникова его "Маленькая ночная музыка" для четырех солистов (1969) -- четыре изящных приношения Хиндемиту и Веберну -- звучала менее значительно. Chain 1 Лютославского, напротив, предстала куда более убедительным примером работы с алеаторикой. Но коль скоро речь о композиторах выдающихся и редко исполняемых, оптимально было бы представить их произведениями более показательными, такими как Виолончельный концерт Лютославского и Четвертая симфония Каретникова в более подходящем для них Большом зале Консерватории.

Однако не вся аудитория БЗК готова ходить в другие залы. Необыкновенный концерт с премьерой Скрипичного концерта Губайдулиной в конце сентября, когда силы Валерия Гергиева укрепляли Анне-Софи Муттер на левом фланге и Денис Мацуев на правом, наверняка собрал бы полный Большой зал Консерватории, но не собрал зал Чайковского. Для завсегдатаев БЗК его закрытие -- хороший повод обратить внимание на камерные площадки по соседству, открыть для себя композиторов, чьи сочинения в крупных залах не играют. Как, например, играют в Рахманиновском, где 7 декабря завершатся "Звуковые альтернативы".
Илья ОВЧИННИКОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.10.2010
«РЭД» на московских экранах
Фрэнк Мозес (Брюс Уиллис), видный мужчина за пятьдесят, отчетливо наслаждается заслуженным отдыхом. Среди любимых его развлечений -- получить по почте пенсионный чек, порвать его, а потом позвонить в собес, где на его звонки неизменно отвечает Сара, с которой у пенсионера явственная симпатия... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.10.2010
Новый имидж Московского дома фотографии
Случилось так, что открывшееся во вторник для публики новое здание Московского дома фотографии (адрес прописки старый) стало последним большим проектом столицы, завершенным при мэре Юрии Лужкове... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  14.10.2010
Малый драматический театр -- Театр Европы показал «Трех сестер» в постановке Льва Додина
Мироощущение Льва Додина никогда не отличалось, скажем так, радужностью. Предмет его художественных исследований -- человек в состоянии внутренней дисгармонии, драматические перипетии, трагические обстоятельства, трудность, неустройство жизни, и внешней, социальной, и душевной... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  14.10.2010
Продолжается цикл "Звуковые альтернативы"
В концертной серии «Звуковые альтернативы» -- четыре программы, четыре двойных портрета с общим подзаголовком «Русский и зарубежный авангард второй половины ХХ века»: Альфред Шнитке и Дьердь Лигети, Николай Каретников и Витольд Лютославский, Николай Сидельников и Лючано Берио, Родион Щедрин и Стив Райх... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика