N°138
05 августа 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  05.08.2010
Как это делают в мире
Документальное кино на разных широтах

В Петербурге недавно прошел международный фестиваль документальных и анимационных фильмов «Послание к человеку». На него традиционно приезжает много гостей и участников из разных стран. С некоторыми из них встретился наш корреспондент Антон САЗОНОВ, чтобы узнать, как в их странах обстоит дело с такой острой для России проблемой, как финансирование и производство документальных фильмов. Оказалось, что у всех по-разному.

Анри Кулев, режиссер:

-- При социализме главным препятствием было прохождение через идеологические комиссии. Сейчас вся власть находится в руках продюсера. Роль продюсера значительно возросла. Пока живы люди, которые работали в кино двадцать или тридцать лет назад, конечно, режиссер остается на первом месте. Но постепенно продюсеры становятся все влиятельнее и уже сами ангажируют режиссеров.

Режиссер, задумав фильм, обращается к продюсеру, и уже они вместе обдумывают идею. Потом начинается хождение по мукам. Деньги на кино, которые выделяет правительство, в Болгарии последние двадцать лет проходят через национальный центр кинематографии. Решения о том, какие именно фильмы пойдут в производство, принимаются два-три раза в год. Судьбы игровых, анимационных и документальных картин решаются на равных.

10--15 документальных фильмов в год считается роскошью. Такое же количество анимационных фильмов и очень мало игровых -- не больше шести. Также у нас давно введена обязательная квота на дебюты и на второй фильм. Правительство пытается так все урегулировать, чтобы все снимали фильмы с одинаковыми интервалами. На мой взгляд, необходимо создать квоту и на режиссеров в возрасте, потому что с каждым разом они снимают все хуже и хуже.

Затем принятое решение поступает в национальную кинокомиссию, после чего дают деньги -- 80% от необходимого бюджета. Остальное ищет продюсер. Спонсоров у нас найти сложно -- они предпочитают вкладывать деньги в машины и женщин. Вообще в маленьком государстве сложно производить кино.

Кстати, есть еще один способ найти деньги на создание документального фильма -- попросить их у европейской компании Media. Раньше они давали огромные суммы на производство фильмов, сейчас -- исключительно на развитие.

Но еще сложней в Болгарии с прокатом. В кинотеатрах документальные фильмы у нас не прокатывают. У документального кино есть только один выход -- на телевидение. Через болгарское национальное телевидение проходит 0,01% от всего государственного бюджета. 10 % из этих денег идут на поддержку документальных телефильмов. Когда нет национальной сети распространения -- непонятно, как оценивать результат. Оценка должна складываться из сборов, критики, участия на фестивалях, это сильно влияет на судьбу режиссера.

Но проката нет, а в последние годы и критика перестала писать о национальном кино. Закрылись многие специализированные газеты и журналы или изменилась их политика. Регулярно освящаются только американские фильмы.

Алек Шульман, продюсер:

-- Совсем недавно мы делали документальный фильм о замечательной английской группе The Tiger Lillies, который сначала назывался Alone with the moon в честь одной их популярной песни, а потом мы его переименовали в Drunken Sailor. Фильм, охватывающий творчество коллектива от уличных выступлений до The Tiger Lillies circus. Мы снимали его по всему миру. Режиссером проекта выступил ваш известный режиссер Сергей Бодров, поэтому найти деньги на фильм было не так уж сложно.

С документальными фильмами сложность заключается в том, что трудно выделить критерии для отбора: по концепции, по идее, по сценарию.

Наш фильм спонсировали различные фонды. Но фонды не дарят на фильм деньги, их в любом случае нужно возвращать обратно. Процесс переговоров всегда затягивается, и никогда нельзя быть на 100% уверенным, что деньги вообще когда-нибудь переведут. Тем более никогда не угадаешь, чем эти фонды руководствуются при выборе проекта, в который они собираются вложиться. К тому же фонды любят устраивать проверки. В общем, если вы решитесь связаться с фондами -- той еще головной болью обзаведетесь.

Часть бюджета шла из денег компании, поскольку наш фильм -- международная копродукция (Франция--Германия--Италия--Россия), соответственно каждый из сопродюсеров вносил свою долю. Сейчас очень много снимается международных документальных лент, и они очень успешно идут в прокате.

Документальный фильм у нас в широком прокате не редкость. То, что ежегодно снимается для телевидения, вообще подсчитать невозможно -- очень много. Больше трехсот картин, гораздо больше.

Документальные фильмы для кинотеатрального проката обычно стоят дороже и гораздо качественнее сделаны, поэтому в таких случаях телевидение может быть партнером, если купит права на картину. Как правило, оно потом особо не вмешивается в процесс.

В Германии есть специальная компания -- Germany Federal Film Fond, -- регулярно подсчитывающая результаты: сборы от проката, от продажи DVD и прочие. При желании можно найти все цифры в Интернете.

Люди активно ходят на документальное кино. Вспомните «Микрокосмос», который собрал сумасшедшие деньги. Может, так происходит от того, что игровое кино всем приелось. Народ не только ходит, но и активно интересуется. Потом о документальных фильмах у нас регулярно пишет критика, как в специализированных журналах, так и в обычных.

Туэ Стин Мюллер, эксперт в области документального кино:

-- У нас человек, в голове у которого родилась идея фильма, должен пойти к компании, занимающейся производством, и предложить свою идею. Если компания соглашается, режиссер пишет синопсис или даже черновую версию сценария будущего фильма. Затем режиссер вместе с производственной компанией идут в Датский киноинститут и просят деньги на проведение исследования и более детальную проработку сценария. Когда режиссер закончит стадию препродакшна, он снова возвращается к производственной компании, чтобы с ней вместе попросить денег на реализацию фильма у государства.

На данный момент государство дает около 60% необходимого бюджета. Остальное добираем при поддержке телевидения и сотрудничества с другими северными странами. Также деньги можно выбить из Евросоюза.

У нас в год снимается примерно 35--40 документальных фильмов. В Дании существует пять-шесть студий, которые делают документальные фильмы, ориентированные под международный прокат. Они также производят документальное кино для телевидения.

Ни одна датская документальная картина, которая выходила у нас во внутреннем прокате, не покрывала свои затраты. Печальная статистка -- успешный документальный фильм у нас выходит раз в три года. В год в прокат мы выпускаем пять-шесть фильмов, но зритель ходит на них очень вяло. Зато хорошая посещаемость наблюдается на нашем ежегодном фестивале документальных фильмов. Молодые люди охотнее ходят на фестивали, чем в кино.

Кроме фестивалей, впрочем, еще есть ТВ. Почти все фильмы, которые в нашей стране производятся, потом можно посмотреть по телевидению. А еще DVD и Интернет. Датский киноинститут выкладывает у себя на сайте все производящиеся в стране фильмы, чтобы любой желающий мог их увидеть. Можно ввести специальный пароль и совершенно бесплатно посмотреть кино.

Немало кинообзоров появляется в датских газетах. Помимо этого датский журнал о кино печатает много статей о документальных фильмах. Также выпускается англоязычный журнал, который называется Docs и производится в Дании.

Андреас Ротбауэр, кинодистрибьютор:

-- Чтобы снять документальный фильм в Новой Зеландии, вам необходимо обратиться в государственную организацию, которая называется «Новозеландская кинокомиссия». Документальные фильмы обычно не очень дорогие, поэтому государство, как правило, покрывает две трети бюджета. Остальные деньги находят у телевидения, дистрибьюторов и агентов по продаже фильмов за границу.

В Новой Зеландии производится очень много фильмов о природе, стране, культуре, обычных людях и местных аборигенах. Между прочим, известный наш режиссер Питер Джексон в начале 90-х, до сделавших ему имя «Страшил» и «Властелина колец», снял замечательный документальный фильм о Новой Зеландии, который называется «Забытое серебро».

У нас довольно много независимых компаний, занятых производством документальных фильмов. Но если ты маленькая независимая компания, то заниматься одним документальным кино, честно говоря, не самая лучшая стратегия для того, чтобы оставаться на плаву. В любом случае вам придется сотрудничать с телевидением. Обычно такие компании подписывают в год несколько контрактов с телевидением. Таким образом, компания получает деньги на свое существование. Иными словами, абсолютно независимой компания быть не может.

В прокат документальные фильмы выходят нечасто. Но если картина хорошая, она доходит до зрителя и пользуется у него успехом. Например, тот фильм Питера Джексона, про который я упоминал ранее, пользовался сумасшедшим успехом даже вне Новой Зеландии.

У нас в стране всего один киносмотр -- Новозеландский кинофестиваль, который в течение года переезжает из одного города в другой. Фактически он идет постоянно. В программах Новозеландского кинофестиваля можно встретить как игровые фильмы, так и документальные. Вообще в Новой Зеландии не так много места и жителей, чтобы проводить какие-то еще фестивали.



© "Время"   5 августа 2010г.

P> Но еще сложней в Болгарии с прокатом. В кинотеатрах документальные фильмы у нас не прокатывают. У документального кино есть только один выход -- на телевидение. Через болгарское национальное телевидение проходит 0,01% от всего государственного бюджета. 10 % из этих денег идут на поддержку документальных телефильмов. Когда нет национальной сети распространения -- непонятно, как оценивать результат. Оценка должна складываться из сборов, критики, участия на фестивалях, это сильно влияет на судьбу режиссера.

Но проката нет, а в последние годы и критика перестала писать о национальном кино. Закрылись многие специализированные газеты и журналы или изменилась их политика. Регулярно освящаются только американские фильмы.

Алек Шульман, продюсер:

-- Совсем недавно мы делали документальный фильм о замечательной английской группе The Tiger Lillies, который сначала назывался Alone with the moon в честь одной их популярной песни, а потом мы его переименовали в Drunken Sailor. Фильм, охватывающий творчество коллектива от уличных выступлений до The Tiger Lillies circus. Мы снимали его по всему миру. Режиссером проекта выступил ваш известный режиссер Сергей Бодров, поэтому найти деньги на фильм было не так уж сложно.

С документальными фильмами сложность заключается в том, что трудно выделить критерии для отбора: по концепции, по идее, по сценарию.

Наш фильм спонсировали различные фонды. Но фонды не дарят на фильм деньги, их в любом случае нужно возвращать обратно. Процесс переговоров всегда затягивается, и никогда нельзя быть на 100% уверенным, что деньги вообще когда-нибудь переведут. Тем более никогда не угадаешь, чем эти фонды руководствуются при выборе проекта, в который они собираются вложиться. К тому же фонды любят устраивать проверки. В общем, если вы решитесь связаться с фондами -- той еще головной болью обзаведетесь.

Часть бюджета шла из денег компании, поскольку наш фильм -- международная копродукция (Франция--Германия--Италия--Россия), соответственно каждый из сопродюсеров вносил свою долю. Сейчас очень много снимается международных документальных лент, и они очень успешно идут в прокате.

Документальный фильм у нас в широком прокате не редкость. То, что ежегодно снимается для телевидения, вообще подсчитать невозможно -- очень много. Больше трехсот картин, гораздо больше.

Документальные фильмы для кинотеатрального проката обычно стоят дороже и гораздо качественнее сделаны, поэтому в таких случаях телевидение может быть партнером, если купит права на картину. Как правило, оно потом особо не вмешивается в процесс.

В Германии есть специальная компания -- Germany Federal Film Fond, -- регулярно подсчитывающая результаты: сборы от проката, от продажи DVD и прочие. При желании можно найти все цифры в Интернете.

Люди активно ходят на документальное кино. Вспомните «Микрокосмос», который собрал сумасшедшие деньги. Может, так происходит от того, что игровое кино всем приелось. Народ не только ходит, но и активно интересуется. Потом о документальных фильмах у нас регулярно пишет критика, как в специализированных журналах, так и в обычных.

Туэ Стин Мюллер, эксперт в области документального кино:

-- У нас человек, в голове у которого родилась идея фильма, должен пойти к компании, занимающейся производством, и предложить свою идею. Если компания соглашается, режиссер пишет синопсис или даже черновую версию сценария будущего фильма. Затем режиссер вместе с производственной компанией идут в Датский киноинститут и просят деньги на проведение исследования и более детальную проработку сценария. Когда режиссер закончит стадию препродакшна, он снова возвращается к производственной компании, чтобы с ней вместе попросить денег на реализацию фильма у государства.

На данный момент государство дает около 60% необходимого бюджета. Остальное добираем при поддержке телевидения и сотрудничества с другими северными странами. Также деньги можно выбить из Евросоюза.

У нас в год снимается примерно 35--40 документальных фильмов. В Дании существует пять-шесть студий, которые делают документальные фильмы, ориентированные под международный прокат. Они также производят документальное кино для телевидения.

Ни одна датская документальная картина, которая выходила у нас во внутреннем прокате, не покрывала свои затраты. Печальная статистка -- успешный документальный фильм у нас выходит раз в три года. В год в прокат мы выпускаем пять-шесть фильмов, но зритель ходит на них очень вяло. Зато хорошая посещаемость наблюдается на нашем ежегодном фестивале документальных фильмов. Молодые люди охотнее ходят на фестивали, чем в кино.

Кроме фестивалей, впрочем, еще есть ТВ. Почти все фильмы, которые в нашей стране производятся, потом можно посмотреть по телевидению. А еще DVD и Интернет. Датский киноинститут выкладывает у себя на сайте все производящиеся в стране фильмы, чтобы любой желающий мог их увидеть. Можно ввести специальный пароль и совершенно бесплатно посмотреть кино.

Немало кинообзоров появляется в датских газетах. Помимо этого датский журнал о кино печатает много статей о документальных фильмах. Также выпускается англоязычный журнал, который называется Docs и производится в Дании.

Андреас Ротбауэр, кинодистрибьютор:

-- Чтобы снять документальный фильм в Новой Зеландии, вам необходимо обратиться в государственную организацию, которая называется «Новозеландская кинокомиссия». Документальные фильмы обычно не очень дорогие, поэтому государство, как правило, покрывает две трети бюджета. Остальные деньги находят у телевидения, дистрибьюторов и агентов по продаже фильмов за границу.

В Новой Зеландии производится очень много фильмов о природе, стране, культуре, обычных людях и местных аборигенах. Между прочим, известный наш режиссер Питер Джексон в начале 90-х, до сделавших ему имя «Страшил» и «Властелина колец», снял замечательный документальный фильм о Новой Зеландии, который называется «Забытое серебро».

У нас довольно много независимых компаний, занятых производством документальных фильмов. Но если ты маленькая независимая компания, то заниматься одним документальным кино, честно говоря, не самая лучшая стратегия для того, чтобы оставаться на плаву. В любом случае вам придется сотрудничать с телевидением. Обычно такие компании подписывают в год несколько контрактов с телевидением. Таким образом, компания получает деньги на свое существование. Иными словами, абсолютно независимой компания быть не может.

В прокат документальные фильмы выходят нечасто. Но если картина хорошая, она доходит до зрителя и пользуется у него успехом. Например, тот фильм Питера Джексона, про который я упоминал ранее, пользовался сумасшедшим успехом даже вне Новой Зеландии.

У нас в стране всего один киносмотр -- Новозеландский кинофестиваль, который в течение года переезжает из одного города в другой. Фактически он идет постоянно. В программах Новозеландского кинофестиваля можно встретить как игровые фильмы, так и документальные. Вообще в Новой Зеландии не так много места и жителей, чтобы проводить какие-то еще фестивали.




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.08.2010
Yurki TERVO
В Финляндии открылся старейший в Скандинавии международный театральный фестиваль
Первые два фестивальных дня в Тампере оказались русско-финскими. От России в Финляндию приехало два спектакля: из Москвы музыкальное представление с фольклорными обертонами «Гоголь. Вечера: весна» Владимира Панкова, а из Магнитогорска -- пару лет назад получившая «Золотую маску» «Гроза» в постановке Льва Эренбурга... >>
  • //  05.08.2010
Документальное кино на разных широтах
В Петербурге недавно прошел международный фестиваль документальных и анимационных фильмов «Послание к человеку». На него традиционно приезжает много гостей и участников из разных стран. С некоторыми из них встретился наш корреспондент Антон САЗОНОВ... >>
  • //  05.08.2010
«Одноклассники» на московских экранах
В детстве они играли в баскетбол в дворовой команде и боготворили своего тренера, который спустя отведенный ему верховным рефери срок отправился в мир иной. И уже повзрослевшие «ребята с нашего двора» собираются на кремацию... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика