N°136
03 августа 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.08.2010
Александр Миридонов
Приставы с большой дороги
В России расширяется практика отъема автомобилей у владельцев за долги

Традиционно в летнее время года в российских регионах активизируется сотрудничество местных управлений Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и сотрудников ГИБДД по совместному выявлению разного рода должников. Более того, практика эта расширяется, и рейды становятся все более масштабными. В Омске приняли решение в один из ближайших дней провести общегородскую облаву на должников, когда судебные приставы выйдут на дежурство одновременно на всех постах ГИБДД, стоящих на выезде из города. Юристы сомневаются в законности таких операций, а официальные отчеты ФССП о результатах рейдов заставляют задуматься еще и об их эффективности.

Судебные приставы по всему миру проявляют чудеса изобретательности в истребовании денег и имущества должников. Наши российские исполнители не исключение. В Интернете полно историй, когда своих клиентов симпатичные сотрудницы ФССП вылавливали через социальные сети. Но это адресная работа. Наиболее же заметной для общественности становится деятельность приставов на постах ГИБДД: для выявления нескольких должников проверкам подвергаются сотни автомобилистов.

Совместные рейды ФССП и ГИБДД проходят уже много лет по всем регионам России. Их результаты регулярно публикуются в официальных отчетах местных управлений ФССП и прессе. Так, УФССП по Саратовской области сообщает, что в первой половине этого года было проведено 1,5 тыс. совместных рейдов с ГИБДД. Другие региональные управления менее активны, но и там число рейдов обычно близко к сотне.

Заинтересованность двух ведомств в сотрудничестве понятна. ГИБДД удается собирать чуть более половины штрафов, которые автоинспекторы накладывают на нарушивших правила дорожного движения автомобилистов. Гаишники убеждены, что несоблюдение принципа неотвратимости наказания снижает дисциплину водителей, провоцируя их на новые нарушения. Для ФССП выход на должника, находящегося за рулем автомобиля, тоже создает благодатную почву для дальнейшего результативного разговора с ним о погашении долгов. По крайней мере материальная состоятельность должника и потенциальное имущество для ареста налицо.

Только в Кирове на сегодняшний день, по данным местного управления ФССП, под арестом находится и готовится к продаже 40 автомобилей.

Список должников у ФССП не ограничивается только оштрафованными автомобилистами. Пожалуй, даже в большей степени их интересуют граждане, у которых имеются долги за услуги ЖКХ, недоимки по налогам, просроченные кредиты. Эти долги могут измеряться сотнями тысяч и миллионами рублей. Одна из самых сложных для работы судебных приставов категория должников -- злостные алиментщики. Инспектор ГИБДД останавливает автомобиль на посту, проверяет документы водителя, а затем передает их в руки судебных приставов, которые пробивают по своим базам, не числится ли за выловленным из транспортного потока должок по их линии.

Год назад в закон «О судебных приставах» были внесены изменения, которые позволяют исполнителям самостоятельно проверять документы у любых граждан, то есть не только у водителей, но и у пассажиров. Правда, в Правилах дорожного движения сохраняется положение, по которому водители должны останавливаться только по требованию сотрудников ГИБДД. Поэтому гаишники все-таки нужны приставам в роли рыболовного крючка.

Дружественный альянс приставов и ГИБДД вызывает немало вопросов у юристов. «Это абсолютно незаконные действия. Остановить водителя для проверки может только сотрудник милиции, в данном случае ГИБДД, и в связи с действиями, связанными с нарушением ПДД, -- обращает внимание лидер Движения автомобилистов России, юрист Виктор Похмелкин. -- Судебные приставы раз за разом демонстрируют абсолютную несостоятельность, неспособность заниматься своим делом без чьей-то помощи».

До того как наложить арест на автомобиль (или другое имущество должника), судебные приставы должны выполнить достаточно сложную юридическую процедуру. Например, автомобилисты, не оплатившие в 30-дневный срок наложенный на них штраф, должны быть официально в письменном виде предупреждены о наличии за ними долга, им нужно предложить в пятидневный срок добровольно погасить долг. Только после этого приставы могут обратиться в суд за разрешением наложить взыскание на имущество должника.

«Если вас все-таки остановили и действия пристава вызывают сомнения, попросите показать вам исполнительный лист и напомнить, когда истек срок на добровольное погашение задолженности», -- советует руководитель сектора арбитражной практики аудиторской компании МКПЦН Анна Кулакова. «Судебные приставы не в праве производить исполнительные действия без решения суда, -- соглашается с ней юрист компании «Частное право» Ольга Котикова. -- Это может быть обжаловано в вышестоящих органах, а также в суде. Убытки, возникшие вследствие неправомерных действий должностных лиц в ходе задержания автомобиля, могут быть взысканы в судебном порядке».

Получается, что для ареста имущества случайно пойманного должника приставы обязаны предъявить ему исполнительный лист, оформленный именно на него. Причем сделать это должен именно тот пристав, в производстве которого находится дело данного должника. Его имущество искать можно где угодно, но процессуальные действия в отношении этого имущества могут проводить только конкретные приставы, считает генеральный директор юридического бюро «Эксперт-профит» Михаил Орешников.

Но даже с вступившим в силу решением суда просто так с наскока изъять автомобиль нельзя. Должник должен быть уведомлен о решении суда и о возбуждении исполнительного производства. «Закон устанавливает определенную очередность взыскания: сначала надо проверить наличие денежных средств на счетах в банках, при этом сначала рублей, а только потом валюты. Если денег недостаточно или их нет, то только после этого можно начать поиски имущества должника, -- объясняет г-жа Кулакова. -- Закон делает оговорку о праве пристава пренебречь такой очередностью, но представляется, что это не может становиться правилом».

Стоимость арестованного имущества должна быть соразмерна долгу. Нельзя наложить арест на автомобиль за долг в 100 руб. Но даже если удалось поймать крупного должника, то ограничение прав пользования автомобилем не может быть безусловным. Необходимость применения подобной санкции должна определяться приставом в каждом случае индивидуально, с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера его использования и других факторов, поясняет Анна Кулакова. «Например, если должник работает таксистом на своем автомобиле, ясно, что арест автомобиля для него будет равносилен лишению заработка», -- напоминает юрист.

«Если у пристава возникло желание наложить арест на авто или изъять имущество, которое он смог найти (чаще всего речь идет об автомагнитолах или мобильных телефонах, но, например, в августе прошлого года главный судебный пристав Московской области Владимир Щепотин рассказывал, как в подмосковном Красногорске за долг по 100-рублевому штрафу у автолюбителя изъяли насос-компрессор. -- Ред.), то напомните ему о понятых, которые должны быть не заинтересованными в исходе исполнительного производства лицами. Их должно быть не менее двух человек», -- рекомендует Анна Кулакова. При аресте автомобиля или иного имущества они подлежат предварительной оценке, которая указывается в соответствующем акте. Но, как правило, стоимость арестованного имущества занижается.

Основные сомнения в законности функционирования «летучих» отрядов судебных приставов у юристов возникают в связи с тем, что их полномочия ограничены определенной зоной ответственности. «Если пристав находится не на своей территории, то его действия можно подвергнуть серьезной критике», -- считает г-жа Кулакова.

В пресс-службе ФССП на просьбу пояснить, на какой нормативной базе основаны действия «летучих» приставов, попросили прислать официальный запрос, пообещав ответить в установленный законом семидневный срок. А вот в управлении ФССП по Москве корреспондента «Времени новостей» заверили, что совместные рейды с ГИБДД ими не проводятся. На просьбу пояснить, с чем связан отказ столичных приставов от столь хорошо зарекомендовавшей себя провинциальной практики, один из специалистов управления заявил: «Ну вы же понимаете: Москва -- город федерального значения. Здесь иногда нельзя делать то, что делается в других регионах».

Нет никаких сомнений в законности действий приставов у директора московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуарда Савуляка: «Если есть судебное решение -- вопрос законности действий приставов сомнений не вызывает». По его мнению, «практика прижилась по единственной причине -- она эффективна, поэтому отказываться от нее никто не планирует».

Но официальные данные об итогах совместных засад вызывают большие сомнения по поводу их эффективности. В Бурятии за первые пять месяцев этого года в ходе 35 совместных рейдов с ГИБДД судебные приставы проверили 1089 владельцев автотранспорта, выявили 78 должников. В Липецкой области один из таких рейдов в жаркий июльский день длился всего час, было остановлено 26 автомобилей, из которых пять, как оказалось, управлялись должниками. В начале июля сотрудники отдела судебных приставов по Щелковскому муниципальному району Московской области в течение нескольких часов на стационарном посту ГИБДД проверили более 50 автомобилистов, семь из которых оказались должниками. У двух были арестованы мобильные телефоны, у пяти -- автомобили.

В Новгородской области плановая операция «Штраф» проходила в июне по всем районам. В результате на посту ГИБДД в Малой Вишере с 25 по 29 июня приставам удалось собрать штрафов на 1,5 тыс. руб., еще на 4,5 тыс. руб. было выдано квитанций об оплате по ведущимся исполнительным производствам. На одном из постов ГИБДД на выезде из Великого Новгорода за два часа совместного дежурства с приставами сотрудники автоинспекции остановили 110 автомобилей. Исполнители изъяли 2,1 тыс. руб., составили два акта описи имущества, выписали четыре требования и вручили две повестки.

В Омской области за первую половину 2010 года было проведено 79 совместных рейдов ФССП и ГИБДД. По их итогам 593 гражданина оплатили свои долги на сумму 157 тыс. руб. То есть в среднем за один рейд судебные приставы взыскивали менее 2 тыс. руб. Правда, в ходе рейдов они провели еще и 27 арестов имущества. Может быть, в надежде на его реализацию в местном УФССП удовлетворены результатами совместных рейдов. В пресс-релизе службы говорится, что «принято решение о дальнейшем проведении совместных рейдов, в том числе масштабных -- одновременно по всем стационарным постам на выезде из города Омска».

Более щадящим для автомобилистов можно признать использование в борьбе с должниками на колесах системы «Поток», которая сейчас постепенно внедряется ГИБДД. Ее камеры способны распознавать номера автомобилей и в автоматическом режиме сверять их с данными о должниках. Это дает возможность автоинспекторам останавливать только те автомобили, за владельцами которых реально числится долг. В ходе одного из таких рейдов на прошлой неделе в центре Томска было выявлено девять должников, восемь из которых тут же оплатили свои долги (о сумме не сообщается), еще у одного был арестован мобильный телефон.

Но и здесь вполне законопослушных граждан может подстерегать большая неприятность. Партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин предупреждает, что теоретически судебным приставам ничто не мешает подвергнуть аресту автомобиль, которым его водитель управляет по доверенности, за долги юридического хозяина машины. «Нужно только предусмотреть процедуру устранения третьих граждан от управления арестованным транспортным средством. Сейчас такой процедуры совершенно точно нет», -- утверждает г-н Зеленин. Появление подобной практики, по его мнению, «может повлиять на не совсем хорошую практику продажи автомобилей по генеральной доверенности».

Как раз сейчас ФССП добивается расширения своих прав при работе с должниками-автомобилистами. В начале июля глава ФССП Артур Парфенчиков в очередной раз напомнил о давнем желании приставов получить возможность изымать водительские удостоверения у граждан, имеющих непогашенные задолженности по судебным решениям. По словам г-на Парфенчикова, ФССП в ближайшее время намерена представить соответствующие предложения в Министерство юстиции.

Такое право было у автоинспекторов до принятия в 2002 году нынешней редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП): они могли изъять водительское удостоверение, пока нарушитель не оплатит штрафную квитанцию. По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ, тогда оплачивалось 98% штрафов. После вступления в силу нового КоАП собираемость штрафов упала до 26%. Этот показатель повысился до 57% после введения в 2007 году правила удвоения размера штрафа при его неоплате в установленный срок, а также административного ареста должника на срок до 15 суток. Теперь в игре по вызволению водительских прав хотят поучаствовать и приставы.

Ранее ФССП предпринимала попытки заставить работать на себя автодилеров. По замыслу приставов, они должны были сообщать о владельцах автомобилей, сданных на техобслуживание или переданных автосалону для перепродажи. Была попытка подвергать аресту счета клиентов сотовых компаний.

Изобретательность ФССП не знает отдыха. Практика совместных рейдов расширяется. В середине июля судебные приставы совместно с Госинспекцией по маломерным судам на подмосковном Истринском водохранилище устроили облаву на владельцев лодок, катеров и скутеров. Из тридцати проверенных один оказался должником: у него на месте арестовали надувную лодку, спиннинг и мобильный телефон.

В принципе приставам ничего не мешает проводить совместные рейды и с другими силовыми структурами, например с милицией, просто на улицах города, останавливая всех подряд. При растущем вале неисполненных дел должников становится все больше. А арестовать при желании всегда можно как минимум мобильный телефон, дорогие украшения или другие аксессуары. В Улан-Удэ местное управление ФССП так и делает. В официальном пресс-релизе сообщается, что «должников приставы искали как на постах ГИБДД, местах техосмотра и автостоянках, так и в крупных торговых центрах города, а также на вокзалах и в аэропорту; в результате этих рейдов по 22 исполнительным производствам должниками погашена задолженность в размере 158 тыс. рублей».

При этом степень недоступности судебных приставов для простых граждан поражает. Любой, кто сталкивался с их работой, может подтвердить, сколько сил и времени требуется потратить, чтобы добиться через них исполнения судебных решений. Рядовые сотрудники ФССП реально перегружены нарастающим валом сваливающихся на них дел. При этом уровень их информационного обеспечения мало изменился с прошлого века.

Сотрудник информационного отдела одной из столичных строительных компаний Алексей Салопов рассказал о своем опыте общения с судебными приставами. Штраф, который он получил за превышение скорости, Алексей смог оплатить только через несколько недель после истечения 30-дневного срока: в то время он был без работы и без денег. Но, как выяснилось из письма ФССП, пришедшего почти через полгода, к моменту поступления платежа дело Алексея уже было передано из ГИБДД судебным приставам. Те, как и положено, предупредили нарушителя о необходимости добровольно оплатить в пятидневный срок штраф, перечислив деньги на счет ФССП, пригрозив в противном случае удвоить штраф или обратиться в суд, который может наложить арест на имущество или вынести решение об административном аресте до 15 суток. Вполне возможно, пришедший позже платеж не был зачтен ГИБДД по той причине, что в деле судебных приставов в фамилии Алексея имелась ошибка.

Все попытки нашего героя связаться с приставами не увенчались успехом: дозвониться до человека, который ведет его дело, было невозможно. Прием он ведет всего по четыре часа два дня в неделю. В это время к нему выстраивается очередь, с каждым из которой он может общаться, как лично убедился Алексей, более часа. Теперь он с неприятным чувством ждет визита судебных приставов домой с уже готовым решением суда и в ужасе от перспективы ходить по судам и опротестовывать данное решение.

Количество подвергнутых административному аресту за неуплату штрафов в каждом из регионов исчисляется сотнями. Так, в Омской области, по данным УФССП, за полгода за решеткой оказалось 218 человек. На официальном сайте МВД РФ сообщается, что в мае этого года в Сыктывкаре гражданин, не уплативший в установленные сроки штраф в 100 руб., решением мирового судьи был подвергнут административному аресту на трое суток.

«Это глупость, явное злоупотребление и со стороны правоохранительных органов, и судебной системы, -- прокомментировал "Времени новостей" данный случай первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. -- Законодатель, когда принимает такие решения, предполагает, что санкции в виде ареста могут применяться к злостным неплательщикам. Это крайняя мера. Хотелось бы, чтобы суды не шли на поводу у правоохранителей и не злоупотребляли своими правами. Судебное решение влияет на судьбу не только двух-трех человек. Это создает определенную (позитивную или негативную) судебную практику вообще в стране».

Правда, депутат считает, что нельзя ставить на одну доску работу по декриминализации экономических преступлений, в ходе которой в уголовное законодательство внесены поправки, освобождающие предпринимателей от арестов, даже если речь идет, например, о налоговых претензиях на миллиарды рублей, и ужесточение наказания для автолюбителей, для которых с 2007 года предусмотрена возможность административного ареста (как выясняется, даже за 100 руб.). «Предприниматели не могут быть арестованы до приговора суда, а по приговору они могут быть осуждены на реальный срок лишения свободы», -- поясняет г-н Груздев.

Интересно, что в противовес Службе судебных приставов, которая делает ставку на угрозу применения силы, на расширение своих прав за счет ограничения прав граждан, ГИБДД взяла курс на широкое использование информационных технологий, облегчающих для водителей процедуру уплаты штрафов. Начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев обещает к сентябрю этого года открыть доступ к базе данных о московских водителях, нарушивших ПДД. Каждый автолюбитель сможет уточнить, какие штрафы за ним числятся и дошли ли деньги после их оплаты. Сейчас эту информацию можно узнать в любом подразделении ГИБДД или на стационарных постах. С Федеральным казначейством ведутся переговоры о создании системы, позволяющей отслеживать наличие штрафов и их оплату в режиме реального времени. Заинтересованность в своем участии в этом проекте уже проявили не только ведущие банки страны, но и крупнейшие мобильные операторы и системы моментальных платежей, готовые установить свои терминалы на всех постах ГИБДД.
Андрей СУСАРОВ

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.08.2010
Минздравсоцразвития сформулировало права пациента
Российское здравоохранение уже этой осенью получит новый рамочный закон, определяющий основные принципы оказания медпомощи гражданам нашей страны и дающий четкие дефиниции всем базовым медицинским понятиям... >>
  • //  03.08.2010
Александр Миридонов
В России расширяется практика отъема автомобилей у владельцев за долги
Традиционно в летнее время года в российских регионах активизируется сотрудничество местных управлений Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и сотрудников ГИБДД по совместному выявлению разного рода должников. Более того, практика эта расширяется, и рейды становятся все более масштабными... >>
  • //  03.08.2010
Расследование дела об атаке на администрацию Химок удаляется от проблем экологии
Попытки правоохранительных органов получить хоть какую-то информацию о погроме администрации Химок у представителей СМИ и блогеров свидетельствуют скорее всего не только о дефиците у следователей свидетелей беспорядков, но и о том, что власти не заметили появление и становление независимого молодежного антифашистского движения... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама