N°122
14 июля 2010
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  14.07.2010
Фото GENE SCHIAVONE
Пролетарская Маргарита и опочивальня на стене
Летний сезон American Ballet Theatre стал сезоном русских балерин, русской классики и русского балетмейстера

Каждый год в июне-июле разворачивается негласное соревнование двух главных американских балетных компаний, American Ballet Theatre и New York City Ballet, которые проводят свой нью-йоркский сезон. Кассовая интрига усугубляется еще и тем, что обе компании дают представления на площадках, расположенных, что называется, дверь в дверь на площади Линкольн-центра. Нелегкий выбор зрителя между ними заканчивается, как правило, логичным предпочтением Американского театра балета, поскольку "там все самые-самые". Там нашли свой приют великие беглецы 70-х Наталья Макарова и Михаил Барышников. Именно там же получила многолетнее премьерство балерина Большого Нина Ананиашвили (в прошлом сезоне она официально попрощалась с ABT много позже, чем неофициально -- с Большим). И именно там сейчас танцуют Диана Вишнева и главный кассовый хит двух прошедших сезонов Наталья Осипова.

Нынешний нью-йоркский сезон Американского театра балета 70-й, юбилейный, и программа соответствовала преклонной дате.

Главной премьерой сезона стал балет Джона Ноймайера "Дама с камелиями" на фортепианный концерт Фредерика Шопена. Этот лицензионный блокбастер г-на Ноймайера -- мечта балетных примадонн разного уровня и разных амплуа во всем мире. История сначала легкой, а потом все более тяжелой судьбы и смерти Маргариты Готье, сочиненная Александром Дюма-сыном, дополнительно проиллюстрирована хореографом параллельной судьбой Манон Леско из одноименного романа Прево. Эта сложносочиненная сага позволяет склонным к актерской игре танцовщицам вволю пострадать, много потанцевать, продемонстрировать красивые стопы из-под внешне тяжелых платьев с открытой спиной и освободиться от одного из них прямо на сцене, оставшись лишь в ночной рубашке, чтобы извиться и истаять в объятиях прекрасного Армана.

Премьерный спектакль танцевали Диана Вишнева и Марсело Гомес, с которым у Вишневой складывается явно счастливый дуэт (впрочем, а с кем у Гомеса не складывается дуэтов, включая Дэвида Холберга и нашего Дениса Матвиенко в последней серии "Королей танца"). Вишнева вспомнила о пролетарском происхождении Маргариты и танцевала иногда вульгарно, иногда грубовато, похоже сознательно игнорируя сложившийся образ то ли аристократки без денег, то ли чистой Золушки. Такая умозрительная трактовка перечила хореографии с множеством "бессильных" поддержек и хлестким мягким корпусом и застала врасплох партнера, фирменный мачизм которого мешал действию.

Помимо многофигурной "Дамы с камелиями" Американский театр балета подготовил еще три одноактные премьеры. Известная в России в первую очередь по сногсшибательным ритмам и броуновскому движению "Комнаты наверху", поставленной в Большом театре, Твайла Тарп в номере The Brahms-Haydn Variations попыталась приручить -- и не справилась -- с менуэтными темпами Брамса. Агон пяти пар солистов превратился у г-жи Тарп в невразумительный первомайский парад выходов, мало различающихся пластически и хореографически, с невнятной работой кордебалета и неуемным использованием пафоса обводки в арабеск.

"На Днепре" Алексея Ратманского на музыку Сергея Прокофьева явно поставлен на недюжинные актерские способности артистов, включая все того же Гомеса и Дэвида Холберга. Слишком обобщенная мелодраматическая история, разворачивающаяся в условном начале прошлого века в некоторой обобщенной восточноевропейской деревне, рассказывает историю солдата, вернувшегося после войны к своей невесте, запавшего на другую деревенскую красавицу и разрушившего ее свадьбу. Талант Ратманского-рассказчика, который, как правило, базируется на бытовой истории, но умеет поднять ее на абстрактный уровень универсального понимания и сопереживания, оказался скомпрометирован работой артистов. Они в полном согласии с заветами Станиславского нарастили на хореографию "мясо" переживаний конкретных людей -- результатом было равнодушие отвыкших от драмбалета современных зрителей. Вместе с тем обманутый жених в исполнении Холберга оставил-таки открытую рану в душах зрителей.

Наконец, старенький жанровый номер Джерома Роббинса на музыку Леонарда Бернстайна Fancy Free (что-то типа "по фигу") про трех морячков в увольнении и их одноразовых подружек более всего подходит Американскому театру балета, поскольку позволяет продемонстрировать обаятельную виртуозность солистов, не компрометируя ее неслаженным кордебалетом или углублением в скрытые пласты хореографии.

Основу репертуара Американского театра балета все же составляет многоактная классика, включая обязательную "Спящую красавицу" Петра Чайковского. Версия ABT, поставленная для театра Кевином Маккензи, иногда нелепая (особенно в том, что касается декораций и костюмов), иногда трогательная (как, например, опочивальня Авроры, расположенная прямо на крепостной стене), имеет то преимущество, что достаточно достоверно воспроизводит танцевальный текст Мариуса Петипа (за исключением купированных характерных танцев дивертисмента).

Маркетологи театра вволю порезвились, поставив в одну субботу на дневной спектакль неоспоримую Аврору наших дней Алину Кожокару (в паре с Хосе Мануэлем Карреньо) и вечером -- дебютантку Наталью Осипову (в паре с Дэвидом Холбергом). Сравнивать было бы, конечно, несправедливо... Впрочем, Наталья Осипова дебютировала уверенно, традиционно проигнорировав пограничные состояния героини (в частности, в Розовом адажио с четырьмя кавалерами) и полностью обуздав партию в более определенном состоянии свадебного па-де-де.

Впрочем, именно в классике (в том числе в последовавшем затем "Лебедином озере") выявилась слабость и отсутствие стилистического единства ансамбля Американского театра балета, который по-прежнему остается театром выдающихся солистов. Взглянуть на уникальный ансамбль ньюйоркцы ходят к соседям ABT -- в New York City Ballet. О летнем сезоне баланчинской труппы читайте в одном из ближайших номеров.
Антон ФЛЕРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  14.07.2010
Фото GENE SCHIAVONE
Летний сезон American Ballet Theatre стал сезоном русских балерин, русской классики и русского балетмейстера
Каждый год в июне-июле разворачивается негласное соревнование двух главных американских балетных компаний, American Ballet Theatre и New York City Ballet, которые проводят свой нью-йоркский сезон... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  14.07.2010
Фото ОЛЬГА НАДЫКТО
Молодые художники совмещают естественное с неестественным и предлагают в этом поучаствовать
Выставочные залы Дарвиновского музея. Лифт, пятый этаж, выше. Еще выше. Две новые выставки в рамках II московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» расположились на самой верхотуре, в шпиле под крышей здания по адресу: Вавилова, 57.... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  14.07.2010
Смотрите с 15 июля на экранах Москвы
«Ученик чародея» (США, 2010, Джон Тертлтауб). Уже второй (после «Принца Персии: Песков времени») в этом сезоне блокбастер от продюсера Джерри Брукхаймера («Армагеддон», «Пираты Карибского моря», «Сокровище нации»), на сей раз высокобюджетное урбанистическое фэнтези про юного ньюйоркца Дэйва... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  14.07.2010
Впервые в России первооткрыватель джаз-авангарда Орнетт Коулмэн
В марте этого года джазмену-авангардисту и композитору Орнетту Коулмэну исполнилось 80 лет... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика