N°9
22 января 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.01.2009
И ничего смешного
На всех экранах страны очередной «Самый лучший фильм»

версия для печати
Коллеги из Узбекистана рассказывали, что в их стране публика предпочитает национальное кино любому другому. Фильмов снимается очень много и за очень маленькие деньги (примерно за 150--200 тыс. долл. штука), естественно, на видео, действующих лиц немного, спецэффектов ноль, в сущности, делают их, как у нас для телевидения, как раз по цене одной серии, зато если зрителям фильм понравится, он приносит очень хорошую прибыль.

Российский кинематограф совсем недавно начал увеличивать свои бюджеты, наращивать мощности, создавать амбициозные проекты. Но грянул кризис, и нынче кинопроизводство быстро сворачивается. На этом фоне путь «Самого лучшего фильма» кажется наиболее перспективным. Снимать для кинотеатров недорогие в производстве телепрограммы -- отличный способ хорошо заработать. А самый любимый жанр для тинейджеров всех возрастов -- юмор. Поэтому «Комедии Клаб» закономерно выходит на большой экран, захватив с собой долгий опыт работы в юмористическом телешоу.

Первый «Самый лучший фильм» вызвал лавину ругани и собрал самую большую кассу. Продолжение по законам кинобизнеса обычно бывает еще более успешным. Так что «Самый лучший фильм 2» -- как бы его ни ругали -- все равно посмотрит больше народу, чем «Обитаемый остров» и «Стиляг», вместе взятых. А стоит он сильно дешевле (вообще-то объявленный бюджет фильма 10 млн долл., но все то же самое можно снять и за меньшие деньги).

Главной фишкой новой рекламной кампании стало: «Мы учли свои ошибки». Создатели утверждают: их фильм стал более цельным, более коротким и более смешным. Как, скажете вы, еще более смешным? Да, ответят вам создатели, мы «создали умопомрачительные пародии на самые громкие фильмы и телепрограммы года». Зрителей ждет «80 минут смеха», причем смеяться можно всем, «включая бабушек и грудничков», то есть возрастные ограничения фильма сняты.

Но не расстраивайтесь, совсем без низового юмора вы не останетесь. Бабушкам и грудничкам непременно понравится, как, приговаривая «чего же мне хочется?», императрица Екатерина, которую изображает Михаил Галустян с небритой бородой (уже смешно), бросая взгляды на пушкаря, косаря и прочих людей из народа, неизменно видит в их ритмичных движениях конвульсивные пароксизмы страсти. А уж когда она (или он) выбирает для сексуальных утех одного из наших героев и, ухмыляясь, удаляется в ванну? Груднички будут в восторге.

На самом деле мне вовсе не хочется обижать доблестную компанию создателей. Они старались как могли: придумывали шутки, вспоминали детство, анекдоты и любимые старые и новые фильмы. Задачу они себе поставили неподъемную, решив пародировать, да еще «с блеском», то, что само по себе является скорее пародией. Потому что как еще назвать «Иронию судьбы. Продолжение»? Если в первой «Иронии» можно было что-то высмеивать, там есть характеры, типажи, жизненные ситуации, то что можно сделать со второй? Нет, актер, сыгравший Ипполита, очень похоже передразнивает Безрукова, а вместо мобильника носит с собой старомодную телефонную трубку. А актриса, сыгравшая мать Нади, действительно похожа на Барбару Брыльску. (А вот актриса, сыгравшая Надю, почему-то похожа на молодую Анастасию Вертинскую, но это, по-видимому, случайность.) Зато водка «Путинка» при многократной демонстрации действительно кажется пародией на продакт плейсмент... Я уж не говорю о сюжете, абсурдность которого доведена до предела в оригинальной версии «Продолжения».

Судьба отечественного юмора действительно печальнее некуда. Специалисты считают, что его натужный и больной вид -- результат необходимости шутить бесперебойно, как на конвейере, выдавая по шутке в минуту. Это трудно, практически невозможно, тем более что по своей природе шутку лучше всего высекает неожиданность, на этом все анекдоты построены. Но мне кажется, есть еще одна причина -- отсутствие оригинальности и глубины в пародируемых объектах. Тень тени тени -- тут уж точно не до смеха. И на помощь приходят старые добрые трюки -- вот собачка в костюме нациста припала к ноге персонажа Димати (а разве сам Тимати уже не пародирует образ рэпера?), приняв его за сучку. Смешно. А он заорал в негодовании и был обнаружен компанией скинов, которые гоняются за ним уже минут двадцать, и все опять побежали. Один из главных комедийных приемов этого фильма: большая толпа бритоголовых по всей Москве преследует маленького юркого рэпера. И он, спасаясь, забегает в школу, заскакивает в спортзал... А там сидит компания из фильма «12» -- мы это видели уже в шоу «Большая разница», так же как и пародии на программу Малахова, но все равно приятно. Телевидение вообще более благодарный материал -- более узнаваемый. Потому что в таких делах, если не знаешь первоисточника, совсем непонятно, в чем фишка-то. Над чем смеетесь-то? Над собой смеемся... Другое дело, что за последнее время само телевидение так преуспело в самопародировании, что, похоже, больше ничем уже не занимается. Никакой живой плоти и крови в этом искусственном пространстве давно нет.

Поэтому понятно, отчего и в этой натужной комедии совсем нет никакой реальной жизни и ее примет -- ребятам просто их взять неоткуда, они их не видели, а если видели, то забыли, а если не забыли, то для того, чтобы протащить реальность в искусство, талант нужен. Если вспомнить старые советские пародийные комедии, например «Бриллиантовую руку», которая, безусловно, была пародией на фильмы о контрабандистах, то самые смешные и ударные места связаны с узнаваемостью персонажей. Помимо того что Мордюкова, Миронов, Вицин, Никулин, Моргунов и прочие высмеивали клишированные сюжеты и ситуации, они еще и очень напоминали реальных людей. Увы, ни в ком из четырех друзей-дебилов, главных героев очередного «Самого лучшего фильма», как и в окружающих персонажах -- от олигарха в исполнении Александра Башарова, так и в... даже не знаю, кого бы еще вспомнить... в императрице Михаила Галустяна -- нет ни одной живой, узнаваемой черты. Они гомункулусы, выведенные в стерильной лаборатории современного телевидения, где в постоянном напряжении юмористических мышц современные труженики комедии непрестанно выдают все новые и новые шутки. Оглянуться и посмотреть даже друг на друга у них нет времени. Единственное, на что время остается, -- на фильмы коллег, а это, увы, не вдохновляющее зрелище...
Алена СОЛНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.01.2009
На всех экранах страны очередной «Самый лучший фильм»
Коллеги из Узбекистана рассказывали, что в их стране публика предпочитает национальное кино любому другому... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.01.2009
Анхель Орензанц в Московском музее современного искусства
В Московском музее современного искусства открылась выставка «Невесомость» известного испанского и американского художника Анхеля Орензанца. Он выбрал для себя роль этакого затейника, украшающего яркими праздничными инсталляциями и территории музеев и галерей, и городские пространства... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  22.01.2009
Го Сяолу. Краткий китайско-английский словарь любовников. Перевод с англ. Михаила Шарова. --М.: Издательство Ольги Морозовой, 2009... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  22.01.2009
В Петербурге представлен новый замысел режиссера Александра Сокурова
Как известно, полсотни фильмов Александра Сокурова включают в себя несколько циклов, «колец», отчасти переплетающихся друг с другом. Формально «Фауст» (не исключено, что название изменится) -- завершающая часть кинотетралогии, начатой "Молохом" (1999) и продолженной "Тельцом" (2000) и "Солнце" (2004)... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика