N°87
22 мая 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.05.2009
Внеклассное чтение
Бестселлеры скандинавской детской литературы на русском языке

версия для печати
Неизвестно, какие особые вещества содержат воды Северного моря и Ботнического залива и какие тяжелые металлы, сокрытые в недрах Скандинавского полуострова, облучают мозги местных жителей, но с уверенностью можно констатировать: есть скандинавская детская литература и вся прочая. Фантазии, доступные жителям северных широт, -- космические дали для всех прочих. Виной ли тому бессонные белые ночи или бесконечная череда мелких островов, на которых одиноко торчат загородные дома местных жителей, непонятно. Обитатели этих странных жилищ не забывают строить на своих огородах домики для троллей, а те, видимо, в знак особой благодарности которое столетие подряд передают им секреты изготовления детских сказок -- так, что никто другой за пределами полуострова не может распознать их тонкую рецептуру. Остается лишь радоваться тому, что наша страна находится неподалеку, и истории эти доходят до нас быстрее, чем в другие уголки планеты. Происходит это во многом благодаря активной поддержке норвежского (NOPLA), шведского и финского (FILI) литературных фондов, которые очень стараются, чтобы переводы их актуальной детской литературы на русский язык выходили регулярно и оперативно.

Реетта Ниемеля. Сокровища лесных эльфов. Художник Матти Пиккуямся. Перевод с финского Анны Cидоровой. СПб.: Детгиз, 2008.

Девушка с красивым именем Реетта в детстве жила в большом доме у подножия скалы, на вершине которой громоздились обломки средневековой крепости. Гуляя по окрестностям и лазая по старинным развалинам, Реетта решила стать писателем и начала сочинять небольшие истории про странных существ, которые живут в кротовьих норах, горных пещерах и маленьких озерах.

Рееттины сказки -- то ли притчи, то ли маленькие стихотворения в прозе. Ее герои -- маленький народец, населяющий леса и огороды. Ее эльфы любят сухарики и пьют брусничный морс. Тыква, растущая на грядке, вообразила себя луной да так и попала на небо, несмотря на насмешки важных тетенек. Старый деревенский велосипед по кличке Ржавый влюбляется в доброго пса Тандема и ждет его всю жизнь: «Тандем может прийти в любой момент. Может, в этот четверг?» В этом уютном сказочном мире собаки играют по ночам на саксофонах, одинокие моржи учат нырять деревянных лошадок, дети слушают тишину, а тишина прячется в своей норке и сидит там тихо-тихо. «Какая она, тишина? Сколько ей лет? Длинные ли у нее уши? Выращивает ли она редиску? Любит ли собирать грибы? Ходит ли в библиотеку?»

Реетта знает про тишину все и умеет различать тихие голоса невидимых невооруженному взгляду существ, которые обитают в непосредственной близости от человека, надо только вовремя наклониться и заглянуть в ближайшую нору или приподнять куст на грядке, и тогда оттуда выкатятся бабушки-бруснички с коляской, в которой сидит грудничок-боровичок. Мир Рееттиных сказок так и остался бы невидимым большинству людей, если бы его не нарисовал замечательный финский художник Матти Пиккуямся, который стал полноценным соавтором и совладельцем «Сокровищ лесных эльфов». Рисунки, которые сделал Матти для этой книжки, сделаны рукой взрослого, который не забыл о том, какие странные картинки у него получались в детстве.

Мария Парр. Вафельное сердце. Перевод с норвежского Ольги Дробот. М.: Самокат, 2009.

Тот, кто в детстве прочитал повесть Астрид Линдгрен «Мы все из Бюллербю», знает, что жить на скандинавском хуторе очень приятно и весело. И пусть «взрослая» литература убеждает в обратном и рассказывает про долгие депрессивные зимы и унылый замкнутый мир, молодая норвежская писательница Мария Парр уверена в обратном. В дебютной повести «Вафельное сердце» она рассказала про жизнь обитателей маленькой норвежской бухты Щепки-Матильды.

В Щепках всего несколько домов. В одном из них живет норвежский школьник Трилле -- в компании с родителями, братом и двумя сестрами -- родной и приемной. В подвале их дома обитает дед-рыбак, а по выходным в гости приезжает Баба-тетя: рассказывает фантастические истории про свое детство и печет самые вкусные вафли на свете. По соседству с Трилле живет безумная девочка Лена. Ленина мама «делает искусство» и собирает мотоцикл из деталей, найденных на помойке. Сама Лена знать ничего не хочет про современное искусство, она мечтает заполучить в дом папу и даже вывешивает объявление на двери поселкового магазина «Возьмем папу в хорошие руки». Но вместо папы в доме появляется молодой доктор, чтобы излечить Лену от третьего по счету сотрясения мозга. И вскоре мама с доктором решает перевезти Лену в город, где много музеев и не надо ходить три километра до школы. И тогда у Трилле случается первая в жизни депрессия: «Я перестал радоваться, хотя через пару дней это уже не было заметно. Где-то внутри меня был большой щемящий комок грусти, и он болел все время».

Вообще-то Мария Парр написала удивительно смешную книжку, герои которой совершают немыслимые поступки: строят Ноев ковчег из моторной лодки, куда силой притаскивают всех деревенских животных -- каждой твари по паре, жгут ведьму на праздник Ивана Купалы, спасают от пожара старую клячу и ведут абсурдные диалоги из серии: «Кстати говоря, для чего человеку вообще нужен папа? -- Они могут что-нибудь построить... Стенку, например. Стенка у Лены уже есть. -- Еще они могут... ну... Я никогда раньше не задумывался, зачем нужны папы. В поисках какой-нибудь идеи я привстал на цыпочки и заглянул за изгородь. Папа с очень красным лицом костерил на чем свет свой дурацкий проект. С ходу и не сообразишь, на что он мне...»

Норвежская писательница не заигрывает со своими читателями и не рассказывает им сладкую деревенскую сказку. Герои «Вафельного сердца» переживают смерть близких и узнают про существование весьма грустных взрослых мест вроде дома престарелых или скотобойни... А еще они первый раз в жизни переживают расставание с близким человеком и познают такую странную вещь, как одиночество. «Пойми, дружище Трилле, если кому-то грустно оттого, что он скучает без кого-то, значит, он этого кого-то любит», -- утешает героя мудрый дед. И маленький мальчик Трилле отлично это понимает, как понимает и то, что взрослый мир, где важны такие вещи, как комфорт, современное искусство и близость школы к дому, бывает очень жесток по отношению к детям.
Наталия БАБИНЦЕВА




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.05.2009
«Ночь в музее 2» на экранах Москвы и всего мира
Ларри Дейли (Бен Стиллер), в прошлом служитель нью-йоркского Музея естественной истории (имевший непосредственное отношение к переполоху, который случился в музейных залах два года назад и отпечатался на кинопленке по праву первой «Ночи в музее»), нашел свое место в жизни... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.05.2009
Новый фильм Михаэля Ханеке в конкурсе Каннского фестиваля
Вчера в Канне прошла премьера «Белой ленты» австрийца Михаэля Ханеке. На мой взгляд, это лучшая картина в конкурсе этого года из тех, что продолжают традиции европейского авторского кино... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  22.05.2009
В субботу в Перми закончится четвертый международный фестиваль искусств «Дягилевские сезоны: Пермь--Петербург--Париж». Последнее время Пермский край становится модным регионом, причиной тому -- энергичная работа министра культуры Бориса Мильграма и примкнувшего к нему московского галериста Марата Гельмана... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  22.05.2009
Бестселлеры скандинавской детской литературы на русском языке
Неизвестно, какие особые вещества содержат воды Северного моря и Ботнического залива и какие тяжелые металлы, сокрытые в недрах Скандинавского полуострова, облучают мозги местных жителей, но с уверенностью можно констатировать: есть скандинавская детская литература и вся прочая... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика