N°78 07 мая 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Дружить арсеналами в мирных целях Древний военный склад в Нижнем Новгороде преобразуется в лучший центр современного искусства
По итогам только что прошедшего конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» жюри Фонда В. Потанина выбрало много достойных проектов, в которых чаще традиционные культурные институции встраиваются в новый контекст интерпретации. Чтобы было азартно, осмысленно, современно и не пахло нафталином. Среди лучших поддержанных проектов Genius Loci («Гений места») Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Главный герой проекта -- древнейшая, «символизирующая ось времени» Пороховая башня Нижегородского кремля, включенная в Арсенал -- дом военной амуниции эпохи Николая I. Сама башня куда древнее, чем Арсенал. Ее возраст насчитывает шесть сотен лет. Проект даст шанс воссоединить в сотрудничестве привычно не замечающие друг друга культурные институции Нижнего: Нижегородский архитектурный музей-заповедник и Приволжский филиал ГЦСИ. «Гений места» древней, спрятанной в стенах Арсенала Пороховой башни будет вызволен по принципу археологических раскопов: самый нижний уровень -- находки до XVI века, второй -- артефакты периода строительства башни и ее судьбы внутри старого кремля (XVI-- XIX века). Затем выше третья часть -- башня периода Арсенала. Ну а бонус -- выход на галерею -- смотровую площадку с обзором города сегодняшнего. Принятые от архитектурного музея классические древности по плану руководителей проекта директора Приволжского филиала ГЦСИ Анны Гор и заместителя директора Приволжского филиала ГЦСИ Олега Муромцева будут инсталлированы с учетом новой экспозиционной культуры. В этом поможет недавно получивший премию «Инновация» медиахудожник Владислав Ефимов.
Несколько дней назад мне довелось побывать в Нижнем, посетить совершенную в своей великой пуританской простоте (конструктивистам и не снилась!) Пороховую башню. Благодаря любезной Анне Гор случилось проникнуть во все ее компартименты, потрогать рукой иней на циклопических кирпичах в подземных уровнях, там, где «вечная мерзлота», насладиться совершенными светоритмическими синкопами архитектурного пространства верхней галереи... Однако эта изумительная башня не может восприниматься вне контекста всего Арсенала, построенного в XIX веке и сравнительно недавно переданного Центру современного искусства. Госпожа Гор провела по Арсеналу подробную экскурсию. Совершенно, признаться, фантастическое пространство. С тремя этажами, первый из которых -- подземный -- напоминает крипты старинных готических аббатств. Второй -- основной. Гулкое эхо, ты маленький, блуждаешь внутри базилики с боковыми капеллами. Третий -- верхняя просторная галерея с термальными римскими окнами. Этот Арсенал достался нижегородскому ЦСИ в опасно руинированном состоянии. И кровля, и фундамент -- все рушилось, сохранился лишь остов стен. С 2003 года началась реконструкция. Помимо Анны Гор преобразованием бывших военных складов в Центр современного искусства мы обязаны уникальной энергии безвременно ушедшей Любови Сапрыкиной. Сегодня работы ведутся силами государства и Фонда Форда, который поддерживает творческую жизнь центра в целом. За пять лет удалось сделать очень много. За основу проекта реконструкции приняты идеи гуру современного российского зодчества Евгения Асса. Даже сегодня, когда верхний этаж еще слит с нижним (между ними нет перекрытий -- кстати, так сейчас без них по-пиранезиевски красиво, что думаешь себе: а может, ну их вообще?!), когда только пол, стены и один потолок на всех, Арсенал Нижнего может быть принят младшим братом «веницейского Арсенала» -- главной европейской площадки смотра современного искусства и архитектуры. В обоих случаях гениально простой, обветренный веками образ подтверждает принятый нижегородцами девиз: «Лаборатория будущего на территории прошлого». Когда я ходил по нижегородскому Арсеналу, то думал: вот ведь, а в Москве такого пространства для современного искусства и не сыщешь. Вроде и площадь не самая великая в мире (5 тыс. кв. м), а насколько архитектура дисциплинирует и заряжает. В Москве все как-то «недотянуто», что ли. Есть хорошие галереи, есть музеи, оккупировавшие старые особняки, «Винзавод» с дисперсией всего на свете, ГЦСИ со скромным зальчиком... Такой триумфальной мегаломании нет. А ведь хорошая архитектура имеет свое влияние на творчески мыслящих людей. Она теребит их. Учит мыслить масштабно, учит соответствовать. Не дает расслабиться и делать что-то совсем уж вернакулярное, приблизительное, «для своих». Эта «приблизительность» -- главный бич современного российского артпроцесса. В Москве, в Петербурге все разбежались по своим норам-галерейкам, «музейкам» и изобретают там свой «ауратизм». И качество мысли приблизительное, и качество искусства соответствующее. Подлинного центра общения, где бы были внятно артикулированы главные пространственно-пластические, концептуальные темы мирового искусства прошлого и нынешнего веков, не было и нет. Такого, чтоб соответствовали масштабу Центра Помпиду, МоМА. Хочу потревожить дух незабвенного Манилова и предлагаю создать главный российский музей мирового искусства XX столетия в великом Арсенале Нижнего Новгорода. |
Театр «Кукольный формат» привез в Москву спектакль по Шекспиру C 4 по 8 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета показывает спектакли приехавший из Питера в Москву на гастроли «Кукольный формат». «Преступление и наказание» и «Всадник cuprum», разбирающиеся с петербургскими мифами, здесь уже бывали, последний даже получил «Золотую маску»... >>
Девяносто лет назад родился Борис Слуцкий Одну из своих колючих клочковатых исповедей Слуцкий начинает непритязательной шуткой: В девятнадцатом я родился,/ но не веке -- просто году./ А учился и утвердился,/ через счастье прошел и беду/ все в двадцатом, конечно, веке/ (а в году -- я был слишком мал)./ В этом веке все мои вехи,/ все, что выстроил и сломал... >>
Древний военный склад в Нижнем Новгороде преобразуется в лучший центр современного искусства По итогам только что прошедшего конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» жюри Фонда В. Потанина выбрало много достойных проектов, в которых чаще традиционные культурные институции встраиваются в новый контекст интерпретации. Чтобы было азартно, осмысленно, современно и не пахло нафталином... >>
Полгода назад с разницей в один день состоялось два юбилея. Исполнилось сто лет со дня рождения крупнейшего французского композитора Оливье Мессиана, а днем раньше аналогичную дату отметил живой классик современности Эллиот Картер... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|