N°72
27 апреля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.04.2009
Отцы и деды
Как американский саксофонист Джо Ловано был солистом биг-бенда Игоря Бутмана

версия для печати
Оркестру Бутмана скоро десять лет. У многих людей тенор-саксофонист и его ансамбль ассоциируются с джазом вообще. На самом деле публика часто ходит «на Бутмана», даже если упомянутого музыканта на сцене нет, а выступает кто-то, кого наш главный джазист пригласил. Кто бы это ни был -- пожилой заокеанский классик или начинающая нью-йоркская певица -- если это «джаз от Бутмана», на него идут. А Джо Ловано -- персонаж дефицитный, выступал у нас всего один раз, на первом «Триумфе джаза» в России. Это был масштабный концерт с участием кучи джазовых звезд, эдакий парад. А хотелось все-таки послушать легендарного музыканта отдельно. Вот, доехал наконец. Чуть ли не десять лет спустя.

Концерт Бутман начал с таких слов: «Все, кто играет в оркестре, я с ними и начинал когда-то». Музыканты тогда были очень молоды, но за время существования оркестра «многие стали отцами. Некоторые -- дедушками. Кстати, первого внука нашего оркестра назвали Игорем. Такая вот у нас интеграция». Помолчал и добавил: «Попробовал бы как-то по-другому назвать...» Зал разразился аплодисментами. «Телеги» Бутмана -- это отдельный элемент любого концерта.

Так вот. В юбилей этот замечательный оркестр решил сыграть с кумиром Бутмана -- Джо Ловано. Кто-то, кажется, из западных джазовых критиков, несколько лет назад придумал такую фразу: «Лучшего тенора на земле зовут не Лучиано, а Ловано». Резко: Лучиано Паваротти об ту пору был жив, но болел уже сильно и пел плохо. И фразу подхватили. Джо Ловано же находится в отличной форме -- записывает каждые года два сольный альбом с авторским материалом, участвует в сайд-проектах. Стиль Ловано -- это настоящий, романтичный и немного архаичный би-боп. Музыка без затей, просто музыка -- напевные темы и бодрые импровизации в головокружительном сахарном звучании. Я лично не люблю сольные альбомы Ловано. Мне больше по душе его коллаборации, как ScoLoHoFo (c Джоном Скофилдом, Элом Фостером и Дейвом Холландом) или недавний дуэтный с пианистом Хенком Джонсом. На отличном и очень современном альбоме Streams of Expression Ловано переиграл и, гм, досочинил Birth of Cool (1949) Майлса Девиса. А его проект Saxophone Summit -- это вообще вне критики. Причем и первый альбом проекта, с ныне покойным Майклом Брекером, и второй, с Рави Колтрейном. То есть Ловано, видимо, из тех творцов, которым лучше, если есть внешний раздражитель. Равновеликий соавтор, например. «Нравится -- не нравится», это все, конечно, замечательно, но, сказать по совести, Ловано -- последний из могикан. Кто еще более или менее активен и актуален из тенористов его поколения, не говоря уже о тех, кто старше? Гениальный Уэйн Шортер. Совсем уже пожилой классик Бенни Голсон. Соратник Майлса Девиса Дейв Либман. Гери Барц. Ну еще сколько-то имен. На всю планету. Так что Бутман, называя Ловано «первым тенор-саксофонистом мира», не лукавит. Просто вторых уже почти нет.

Вот, собственно, все вышесказанное концерт и показал еще раз. И еще: Ловано -- из тех редких джазменов, кто умеет доставить удовольствие любой публике (большой Светлановский зал, кстати, почти битком). Его звук -- правильный, круглый, соблазнительно-сладковатый. С небольшими симпатичными шероховатостями и редкими взвизгиваниями там, где нужно. Он может звучать и как Стен Гетц. (Может вообще как угодно, но как угодно -- это никому не надо, надо, чтоб красиво и умиротворяющее). На сцене крупный бородатый мужчина Ловано очень подвижен, светится улыбкой, дирижирует оркестром и с удовольствием слушает сольные куски музыкантов оркестра: трубача Вадима Эйленкрига, пианиста Антона Баронина, а также тромбонистов, вторых саксофонистов... почти всех, включая Бутмана. Незадолго до концерта Ловано привез в Москву ноты своих произведений, которые оркестр выучил за один день и отрепетировал за одну репетицию. Играли новые вещи Ловано и стандарт Again and Again. А также русскую народную «Ямщик, не гони лошадей» в такой аранжировке, как будто это некая босса-нова Антониу Карлуша Жобима. Душевность в квадрате. Как, в общем-то, и весь концерт.
Александр БЕЛЯЕВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.04.2009
Как американский саксофонист Джо Ловано был солистом биг-бенда Игоря Бутмана
Оркестру Бутмана скоро десять лет. У многих людей тенор-саксофонист и его ансамбль ассоциируются с джазом вообще. На самом деле публика часто ходит «на Бутмана», даже если упомянутого музыканта на сцене нет, а выступает кто-то, кого наш главный джазист пригласил... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.04.2009
Марис Янсонс с оркестром Баварского радио в Москве
После концерта дирижера Мариса Янсонса и Симфонического оркестра Баварского радио в Большом зале Консерватории публика устроила музыкантам долгую стоячую овацию. Успех был абсолютным, и ощущение, что этот вечер оказался пиком московского филармонического сезона, что ничего сильнее в этом сезоне не было и не будет, было очень острым... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  27.04.2009
Два дня подряд, 23 и 24 апреля, на Таганке играли премьеру «Сказок» Юрия Любимова -- так созданный им театр отмечал 45-летний юбилей. Не было никаких особенных торжеств, речей и подношений, в традиции этого театра главной новостью и сюрпризом всегда был спектакль... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  27.04.2009
Борьбу за самые весомые литературные призы продолжат сорок восемь авторов
Длинный список претендентов на премию «Большая книга» на две позиции длиннее прошлогоднего. Тогда промежуточный барьер одолели 46 сочинений, теперь из 384 номинированных совет экспертов оставил на дистанции 48 -- сорок «овеществленных» книг и журнальных публикаций и восемь рукописей... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама