N°71
24 апреля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.04.2009
Егор Кошелев: Обращение к «большому стилю» накладывается на опыт новых субкультур
версия для печати
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка малоизвестного широкой публике мастера советской живописи Дмитрия Мочальского, художника, который как губка впитал в себя многие живописные системы, воспитал многих мастеров периода «оттепели», но реалистическое изображение будней простых людей советской страны считал в своем творчестве приоритетным. Сегодня в артсообществе ведутся споры: ввести советское официальное искусство в новый смысловой контекст или отказаться от него совсем, отправив художников-героев эпохи 30--50-х в депозитарий. Наш обозреватель Сергей ХАЧАТУРОВ предложил высказаться на эту тему Егору КОШЕЛЕВУ, художнику, получившему академическое образование и наследующему монументальному стилю прошлого.

-- Чем может быть интересно официальное искусство Страны Советов сегодня?

-- Смотря что именно мы считаем официальным искусством СССР сегодня: АХРР (Ассоциация художников революционной России), Общество станковистов, отдельных авторов -- апологетов социалистического реализма? Полагаю, необходимо профильтровать весь огромный поток советского искусства. Нельзя же в самом деле по одним меркам судить, например, Александра Герасимова и Евсея Моисеенко. Несмотря на то что оба были официально востребованы, это люди разных художественных темпераментов, разной степени таланта и искренности... Или вспомним Гелия Коржева -- художника, который сегодня, на мой взгляд, катастрофически недооценен. Будучи живописцем мощнейшего дарования, он стопроцентно убеждает своими работами -- в отличие от многих других из официального лагеря у него нет конъюнктурности, желания выслужиться. Он честен и потому неудобен. Однако на волне начала 90-х Коржев как председатель правления Союза художников и депутат Верховного Совета РСФСР был «прогрессивной общественностью» категорически отвергнут. На него посыпались все шишки.

-- Да, конечно, фильтровать необходимо. И отделять зерна от плевел тоже. Однако Коржев -- художник другого поколения, чем мастера соцреализма 30--50-х. Сегодня мы наблюдали выставку Дмитрия Мочальского, который некоторые известные свои работы сделал апофеозом 40-х годов (вспомним то ли чудную то ли чудную картину «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» (1949). И идеология там совсем сервильная, и мастерство не то, что у Коржева. Может, стоит согласиться с бывшим заведующим отделом новейших течений ГТГ Андреем Ерофеевым и сдать весь этот корпус работ соцреализма в архив? Убрать из постоянной экспозиции Третьяковки? Или все-таки не соглашаться?

-- Нелепо комплексовать по поводу своей собственной истории и сдавать ее в архив. Это позиция глупости и слабости. Тот же Мочальский интересен как свидетельство эпохи, яркое отражение определенных тенденций в отечественном искусстве, которые он пропустил через себя. И при осмотре экспозиции мы с вами уже обратили на это внимание: Мочальский вобрал в себя все. В 1925 году посещал студию Малевича, в конце 1920-х -- середине 1930-х прошел школу ленинградского ВХУТЕИНА, где преподавали Гончаров, Фаворский, Петров-Водкин, в Московском институте имени Сурикова сам преподавал вместе с Грабарем, Сергеем Герасимовым, Дейнекой, Кориным... На выставке впечатляет эта восприимчивость, отзывчивость по отношению к разным методам и школам, от беспредметных композиций в ранней графике до лирических живописных штудий, близких к Павлу Кузнецову, Константину Истомину. Но даже несмотря на то, что среди учеников и ассистентов Мочальского были многие мастера интересного мне «сурового стиля» (и Н.Андронов, и П.Оссовский), вдохновляться картинами Мочальского как шедеврами чистой живописи сегодня трудно. А в качестве документа эпохи это искусство должно храниться и выставляться.

-- Ну хорошо, а в смысле творческих идей какое искусство советского прошлого наиболее интересно именно вам?

-- Думаю, мощные неисчерпанные ресурсы содержатся в искусстве советских неоклассиков и экспрессионистов -- Дейнеки, Самохвалова, Пименова, тех мастеров, кто входил в легендарную группу ОСТ (Общество станковистов). И кстати, ОСТ некоторое время был включен в международный контекст. Его влияние сказалось в искусстве итальянских художников «Новеченто», которые знали стилистику остовцев по выставкам в Италии, -- Марио Сирони, Акилле Фуни. Когда я был в Венеции, то поразился тому, что в музее современного искусства палаццо Ка'Пезаро прямо при входе вас встречает картина Дейнеки «Бег». В городе Тициана, Веронезе, Тинторетто она смотрится достойным свидетельством русской художественной школы. И никаких провинциальных комплексов!

Я в свое время занимался у ученика Дейнеки, преподавателя Строгановского университета Владимира Васильцева. И считаю, что эта школа сегодня вполне жизнеспособна. Другое дело, что ее нужно решительно вводить в круг современных проблем искусства. Простое подражание Дейнеке или кому-либо еще обречено на провал. Время у нас другое, и героев таких нет. Только господа Глазунов, Нестеренко, Шилов могут изображать «героев наших дней» с полной серьезностью.

-- Значит ли это, что обращение к большому стилю советского искусства изначально предполагает полную ироническую деконструкцию этого стиля в варианте, например, живописи Дубосарского и Виноградова?

-- Конечно, нет! Более того, диалог с традицией сегодня может быть серьезным и искренним. Просто это искренность иного рода, отмеченная новыми поколенческими чертами. Может быть, они и не будут считаны теми, кто привык считывать послания от Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. В случае моего поколения 25--30-летних обращение к «большому стилю» накладывается на опыт новых субкультур. Представим себе творческую стратегию рок-певца или рэп-исполнителя. Он выходит на сцену, чтобы сообщить что-то очень важное, глубокое, выстраданное. Но сообщить своим языком, изобилующим жесткими, ненормативными элементами, как говорят, «по чесноку». В результате целое содержит в себе разные начала, иногда даже взаимоисключающие. Или вот пример более высокого рода -- великий композитор Густав Малер как-то спорил с другим великим, Яном Сибелиусом. Малер настаивал на том, что симфония не должна быть чем-то излишне строгим, академическим, но должна вмещать в себя всю жизнь, все богатство ее явлений. Если вспомнить симфонии Малера, в них феноменально сложно сосуществуют самые разные музыкальные темы. Как в пластическом ассамбляже все интегрировано во все, вплоть до звуков кабаре, уличных еврейских мелодий... А в целом композиция органична. Думаю, что мышление сегодняшнего художника тоже соответствует этому коллажному принципу Малера. Он пропускает сквозь себя разные тексты и образы, используя в том числе и стратегии субкультурного происхождения, от граффити и рэпа до, скажем, готики, со всеми языковыми неудобствами, которые сигналят -- пусть даже сквозь иронию, стеб, нарочитый цинизм -- об увечности, ранености поколения и о сокрытом за этими ранами подлинном человеческом содержании.

-- Любопытно, что та субкультура, которая вас вдохновляет, изначально тоже была в ситуации любви-ненависти с культурой официальной. Без одной не было бы другой...

-- Совершенно верно! Этот неизбежный соблазн большого стиля, любовь-ненависть к нему имеет, например, богатую традицию в питерской культурной среде, от рок-музыки до неоакадемизма Тимура Новикова. Но проявившаяся здесь проблематика левинасовского «Другого» крайне актуальна сегодня и для нас, москвичей.




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.04.2009
В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка малоизвестного широкой публике мастера советской живописи Дмитрия Мочальского... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.04.2009
Алексей Паперный поставил в театре-клубе «Мастерская» собственную пьесу
В Центральных банях, где какое-то время назад размещался пафосный ночной клуб «Джусто», а теперь -- кафе-театр-клуб Алексея Паперного «Мастерская», сыграли премьеру пьесы того же самого Паперного «Река»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.04.2009
На фестивале в Канне для России -- особый взгляд
Итак, объявлена программа 62-го Каннского фестиваля, который пройдет с 13 по 24 мая. Организаторы уже объявили, что из-за кризиса все пройдет значительно скромнее обычного -- уменьшится количество вечеринок, приемов, гостей... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.04.2009
Музейщики возражают против непродуманного законопроекта
Спустя несколько дней после напряженного заседания президиума Союза музеев России, посвященного обсуждению законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения", где представители около полусотни российских музеев резко высказались против нынешней его редакции... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика