N°69 22 апреля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Движение -- счастие мое Выставка Вячеслава и Анны Колейчук в фонде «Эра»
Новая выставка произведений мастеров, работающих с графическими пространственными кодами русского авангарда, искренне восхищает. Давненько современное искусство не дарило такое лучезарное счастье.
Вячеслав Колейчук -- мэтр неофициального искусства. В 60-х был одним из лидеров группы «Движение», участники которой разрабатывали идеи движущейся в пространстве и на свету формы. Эти эксперименты положили начало российскому варианту международного художественного стиля кинетизм (кинетическое искусство). Подобно известному французу Жану Тэнгли, советские кинетисты доказывали, что само перемещение объекта (равно как и света) в пространстве может быть источником полноценного эстетического переживания. Этим убеждениям Вячеслав Колейчук нашел поддержку в русском авангарде, лидеры которого исследовали гравитационные поля изобразительных систем и возможности создания структур, чей эстетический образ основан на принципе динамического равновесия частей или постоянного скольжения светового луча по различным поверхностям. Настоящим подвигом Колейчука-художника и Колейчука-исследователя можно считать реконструкцию в начале 2000-х всей принципиальной для генезиса русского конструктивизма выставки ОБМОХУ (Общества молодых художников). Объединившись в группу, будущие лидеры авангардного искусства (братья Стенберги, Медунецкий, Родченко, Денисовский) в 1921 году выставили экспериментальные кинетические объекты, художественный образ которых заключен в наглядной демонстрации сил напряжения -- сжатия, хрупкого равновесия между покоем и движением, динамикой и статикой. Это была их третья, предпоследняя в биографии объединения выставка. Восторг перед инженерной мыслью и техническим моделированием стал двигателем архитектурных идей авангарда. Реконструированная во всех мельчайших деталях и подробностях экспериментальная выставка ОБМОХУ сегодня украшает постоянную экспозицию Третьяковской галереи. В залах фонда «Эра» восхищают волшебные превращения различных форм и структур друг в друга. Это часть «Тотального театра», который Вячеслав Колейчук и его дочь Анна создают уже много лет. В одном зале на металлических поверхностях штрихами созданы голограммы, которые при определенном освещении превращаются в оптическую иллюзию движущихся объемных предметов (наподобие супрематических цилиндров, конусов и кругов Малевича, Лисицкого). Разработанный с помощью жестких математических законов метод создания такого «привидевшегося» авангарда Вячеслав Колейчук называет «штриховой стереографией». В соседнем зале впечатляют масштабные пространственные инсталляции Анны Колейчук с супрематическими трапезами (тарелки, приборы и орнаменты на них подчинены неколебимой логике авангардного геометрического проектирования), сакральный смысл которых соотнесен с ритуальной трапезой христианского мира и японской культуры. Тут же демонстрируется запись спектакля «Путешествие квадратика» -- супрематические танцы в движущейся проекции из разнообразно пульсирующих шахматных орнаментов. А в отдельном коридоре можно посмотреть фильм о творчестве мэтра Колейчука и его дочери. Из которого к вящему удовольствию узнаешь, например, о том, что щедрый изобретатель Вячеслав Колейчук -- автор всего инопланетного оборудования планеты фильма «Кин-дза-дза». Включая гравицапу, конечно. |
Открылся VIII Московский Пасхальный фестиваль Пасхальный фестиваль, впервые состоявшийся под управлением Валерия Гергиева семь лет назад, по традиции называется Московским, хотя уже шестой год как вышел за пределы столицы и отправился по стране. В этом году в программе около ста концертов и почти тридцать городов... >>
Новая книга Мариэтты Чудаковой Вышедшая в издательстве «Время» книга Мариэтты Чудаковой «Время читать!» не столько справочник, сколько либретто к мировой литературе. Мариэтта Чудакова написала новую книжку для детей, в которой рассказывает, что следует читать в отрочестве, то есть в промежутке примерно от семи до 16 лет... >>
Выставка Вячеслава и Анны Колейчук в фонде «Эра» Новая выставка произведений мастеров, работающих с графическими пространственными кодами русского авангарда, искренне восхищает. Давненько современное искусство не дарило такое лучезарное счастье... >>
Смотрите с 23 апреля на экранах Москвы «Обитаемый остров. Схватка» (Россия, 2009, Федор Бондарчук). Вторая часть масштабнейшего из российских кинопроектов последнего времени по мотивам романа братьев Стругацких. Рецензию на фильм читайте во «Времени новостей» от 17 апреля... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|