N°69 22 апреля 2009 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Первая полка Новая книга Мариэтты Чудаковой
Вышедшая в издательстве «Время» книга Мариэтты Чудаковой «Время читать!» не столько справочник, сколько либретто к мировой литературе. Мариэтта Чудакова написала новую книжку для детей, в которой рассказывает, что следует читать в отрочестве, то есть в промежутке примерно от семи до 16 лет.
Во вступлении она объясняет, что никакие книги читать не рано, а вот некоторые если до определенного возраста не прочтешь, то уже может быть поздно и полноценного удовольствия так и не получишь. И цель Чудаковой как раз помочь ребенку собрать свою первую книжную полку. Интонацией «Время читать!» иногда напоминает произведение другого ученого, написавшего о своем предмете книгу для детей, -- «Занимательную Грецию» Михаила Гаспарова, где по ходу рассказа сообщается множество необязательных, но очень интересных вещей. Чудакова, с одной стороны, рассказывает, казалось бы, общеизвестное -- о том, как Том Сойер увиливал от работы, или о том, как жители приморской деревушки смеялись над Ассоль, а с другой -- ненавязчиво умещает в главу о Житкове воспоминания Чуковского об их юношеских морских путешествиях, «Тимура и его команду» подробно сравнивает с «Капитанской дочкой», говорит о раблезианстве, да так, что получается временами "филология для малышей". Делается это, как и у Гаспарова, очень просто и без всякого оттенка элитности передаваемого знания. Однако для книги, призванной быть в некотором роде справочником, «Время читать!» на удивление непонятно структурирована. Сразу же после вступления идет глава про американцев, в которой говорится о Вашингтоне Ирвинге и О'Генри, потом сразу же о Толстом, о Томе Сойере, глава «про милосердие» -- о рассказах Валентины Осеевой, а также о «Принце и нищем», об авторах, которые писали о животных. И так далее. Чудакова то отталкивается от схожести тем, то от национальной общности, то вообще следует каким-то собственным ассоциациям и филологическим концепциям. И сами главы соответственно строятся по-разному. Рассказывая, например, об американской литературе, Чудакова говорит о самостоятельности, целеустремленности и настоящей хватке, почему эти качества так важны для американцев и как они проявляются в их книжках; затем она бегло упоминает нескольких авторов, пересказывает, стремясь заинтересовать, пару-тройку их произведений и подводит краткий итог. Говоря о каком-то отдельном авторе, Чудакова может достаточно подробно рассказать его биографию, обобщить основные мотивы и опять же пересказать несколько книг, в которых эти мотивы выявляются. А если целая глава оказывается посвященной одному произведению, то тут автор уделяет особенное внимание историческому контексту и литературным прототипам -- как случилось, например, в главе о Тимуре и его команде. Из-за путаницы в системе так сразу в книге и не разберешься, однако вскоре, увлекшись чтением, понимаешь, что аннотированным справочником это и быть не могло, а служит своего рода либретто к мировой литературе, где действия расположены в той последовательности, в которой, вероятнее всего, их и помнит сама Чудакова. Такое ощущение, что, выбрав для своей книги интонацию простую и легкую, специально для разговоров с детьми, автор то и дело сам начинает захлебываться в восторге перед разнообразием литературы: «А есть еще вот это!.. И вот это! И та книжка тоже отличная!» Это подкупает -- пока читаешь, не раз хочется вскочить и кинуться освежить в памяти или прочесть впервые что-нибудь из непрочитанного вовремя. Такой же эффект, кстати, дает принципиальное отсутствие спойлеров: Чудакова дает себе волю в подробном и красочном пересказе то одного, то другого произведения, но на самом интересном месте сама себя резко обрывает и пишет: «А что было дальше -- прочтите сами». Иногда она говорит это настолько близко к финалу, что за кадром остается буквально один-два абзаца, как случилось при пересказе «Глупой истории» Михаила Зощенко, где не упомянутой оказалась только, собственно, разгадка таинственных падений маленького Пети. Глава о Зощенко, кстати, одна из лучших в книге; в ней в идеальных пропорциях сочетаются пересказы, биография автора и характеристика времени. Глава называется «О благородстве». Однако не обходится без пафоса: и во вступлении, где с чувством говорится о необходимости читать и необратимости времени, потраченного на дешевое чтиво, и во многих главах, где практически неизбежная доля патетики сопровождает то рассуждение о непонимании детьми родителей, то разговоры о кошмаре советской действительности. Излишне подробными могут показаться описания этой действительности -- много страниц, например, в главе о повести «Судьба барабанщика» Чудакова тратит на то, чтобы объяснить, что чекисты могли прийти за каждым и объявить твоего собственного отца врагом народа. Но понимаешь, что те, для кого написана книга «Время читать!», действительно могут пока этого не знать, а Чудакова стремится поскорее дать всю недостающую информацию, рассказать все, что может вызвать непонимание и, как следствие, отсрочить само чтение. А ведь откладывать его нельзя! Книга оказывается не столько рассчитанной на вдумчивое перелистывание, как перелистывают меню, чтобы выбрать блюдо, сколько на чтение взахлеб, чтобы потом, не растеряв впечатлений и энтузиазма и не мешкая ни минуты, приступить к рекомендованным книгам. |
Открылся VIII Московский Пасхальный фестиваль Пасхальный фестиваль, впервые состоявшийся под управлением Валерия Гергиева семь лет назад, по традиции называется Московским, хотя уже шестой год как вышел за пределы столицы и отправился по стране. В этом году в программе около ста концертов и почти тридцать городов... >>
Новая книга Мариэтты Чудаковой Вышедшая в издательстве «Время» книга Мариэтты Чудаковой «Время читать!» не столько справочник, сколько либретто к мировой литературе. Мариэтта Чудакова написала новую книжку для детей, в которой рассказывает, что следует читать в отрочестве, то есть в промежутке примерно от семи до 16 лет... >>
Выставка Вячеслава и Анны Колейчук в фонде «Эра» Новая выставка произведений мастеров, работающих с графическими пространственными кодами русского авангарда, искренне восхищает. Давненько современное искусство не дарило такое лучезарное счастье... >>
Смотрите с 23 апреля на экранах Москвы «Обитаемый остров. Схватка» (Россия, 2009, Федор Бондарчук). Вторая часть масштабнейшего из российских кинопроектов последнего времени по мотивам романа братьев Стругацких. Рецензию на фильм читайте во «Времени новостей» от 17 апреля... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|