N°48
24 марта 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.03.2009
Баланчин с начинкой
Завершился IX международный фестиваль балета «Мариинский»

версия для печати
Фестиваль, начавшийся праздником, каковым для артистов и публики стала премьера «Конька-Горбунка» в постановке Алексея Ратманского (см. «Время новостей» от 17 марта), кончился если не за упокой, то буднично -- гала-концертом. Прошлогодний отчет о таком же гала я назвал «Слоеный пирог», нынче снова трудно удержаться от кондитерского сравнения: образовалась своего рода кулебяка, где между нижним и верхним слоями теста поместили разнообразные фарши.

Роль теста выполнил Джордж Баланчин. В первом отделении давали Who cares? на музыку Гершвина (это одна из многочисленных рефлексий Баланчина на Америку) в исполнении артистов Новосибирского балета под водительством их нынешнего худрука Игоря Зеленского.

Довелось услышать суждение одного из главных отечественных балетных стилистов: «Это не Баланчин!» -- мол, нет у них нужных ног. Ну да, в новосибирский кордебалет попадают люди, у которых данные поскромнее, чем у тех, кого берут в «Дом Баланчина» -- New-York City Ballet или Мариинку. И, конечно, этому Who cares? далеко до, например, «Симфонии Запада» в аутентичном, технически совершенном нью-йоркском исполнении, которая буквально ошеломила здесь же, в Мариинском театре, на гастролях NCB шесть лет назад. Но сибирские артисты танцуют придуманный Баланчиным развеселый гибрид классики и мюзик-холла азартно, с настоящим драйвом. Заставив вспомнить «Бриллианты» Баланчина, которыми тремя днями прежде открывался вечер Ульяны Лопаткиной. Эта партия, как и Одетта-Одиллия, -- одно из лучших созданий выдающейся балерины. Но если год назад на фестивальном «Лебедином озере» еще можно было горевать об опустевшей изумительной форме, об исчезнувшем чуде, то нынче и тех эмоций не осталось, а просто скука.

Как уныло прошли «Бриллианты», так бодро -- «Тема с вариациями», составившая третье отделение гала-концерта. После второго -- дивертисмента -- звездолюбивый зритель рассосался, и начался просто хороший театр. Молодым Алине Сомовой и Владимиру Шклярову, слава богу, не надо блюсти собственное величие (за отсутствием такового), им еще нравится танцевать. И балет, с которого 20 лет назад здесь стартовало освоение наследия Баланчина, задышал. Даром что это сочинение, как и «Бриллианты», -- рефлексия хореографа на свою alma mater, холодный величественный русский императорский балет, и сделать его живым потруднее, чем рубиться под Гершвина. Но Сомова чеканила дивные арабески, демонстрируя отнюдь не собственную красоту, а красоту текста, и Шкляров показывал не то, как умеет прыгать и вращаться, но аристократический порядок виртуозных комбинаций.

Все это отчасти сгладило ощущение некоторой усталости не только самого жанра «гала-концерт», но и проекта «Фестиваль «Мариинский» в целом.

Начинкой в пирог напихали всякой всячины. Отличная балерина Виктория Терешкина в знаменитом дуэте из «Манон» Макмиллана, непременном во всех гала (ее партнером был Марсело Гомес из American Ballet Theatre), своей серьезностью и самоотдачей скрасила эту в общем-то довольно плоскую хореографию. Обаятельный виртуоз Михаил Лобухин вышел в «конкурсном» pas de deux из «Пламени Парижа», как в прошлом году -- в таком же pas de deux из «Талисмана»: найди десять отличий. Зато у другого обаятельного виртуоза Анхела Корейя эти отличия бросались в глаза: крепко всем полюбившийся на прежнем фестивале сейчас, в дежурном pas de deux из «Дон Кихота» (с лучезарной Евгенией Образцовой, одной из самых обаятельных мариинских балерин), Корейя и танцевал дежурно, как работают звезды, летая с одного шоу на другое. Да еще и с помарками.

Среди начинок случился кусочек теста -- «Тарантелла» опять-таки Баланчина, этот бравурный номер на музыку Готтшалька давно освоили в Большом театре, теперь и в Мариинском за него взялись Леонид Сарафанов и Надежда Гончар. Тесту еще предстоит как следует пропечься.

Однако достаточно было перед началом концерта увидеть, как капельдинерши тащат гигантские корзины роз, чтобы понять, какого изюму в этом пироге на самом деле жаждет публика. В программе принимали участие Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева.

Вишнева вместе с еще одной суперзвездой -- Владимиром Малаховым выбрала дуэт на музыку второй части 23-го Фортепианного концерта Моцарта из Le Park Анжелена Прельжокажа. Балет поставлен в Парижской опере 15 лет назад, но в исполнении этих артистов не выглядел устаревшим. И вечер из трех одноактовок «Диана Вишнева: красота в движении», впервые в Петербурге показанный на фестивале, и дуэт Прельжокажа вызывают желание предпослать тому, что сейчас делает балерина, эпиграф из Пушкина: «Я понять тебя хочу. Смысла я в тебе ищу...» Ищет она поразительно самоотверженно. В Le Park прекрасная женщина с трагическим лицом очень откровенно и обреченно льнет к аутичному мужчине, который вяловато откликается, пока наконец она не обхватит руками его шею, не вопьется губами в его губы, он закружится, подняв ее тело на воздух центробежным взлетом... И в этих «турах в поцелуе», и во всем остальном восьмиминутном номере каким-то загадочным (как всегда и бывает) образом растворяется современность. Чувствуешь: Вишнева и Малахов живут в том же мире, где одновременно с ними в драматическом театре работают режиссеры Люк Персеваль и Михаэль Тальхаймер, в кино -- Ларс фон Триер, в литературе -- Людмила Петрушевская.

Ну вот. А еще десять лет назад немец Кристиан Шпук поставил в Штутгартском балете такую штуку, называется «Большое па-де-де». Под музыку Россини. Это карикатура на пару самодовольных этуалей, которые пытаются оттеснить друг друга с авансцены и перетянуть одеяло на себя. Грубый и не слишком изобретательный капустник на один раз. Но на один раз не вышло -- оказалось, что балетным людям хочется над собой не иронизировать, а ржать. И штуку стали плясать все и везде.

Наконец дошла гиря до полу, а очередь -- до Ульяны Лопаткиной. Она изображала это Grand Pas de deux в своих концертах в Москве, а теперь вместе с Игорем Колбом явила его на сцене Мариинского театра. Много лет ее называли «божественной» и увенчивали соответствующими титулами, а она в ответ утверждала: нет, я самая обыкновенная девушка. И, видимо, наконец решила окончательно и бесповоротно доказать, что никакая она не божественная. Если таково в самом деле было намерение -- можно поздравить: получилось.

Что ж, как некогда в конце карьеры Алла Осипенко пришла к Борису Эйфману, не исключено, что, уйдя на пенсию, Ульяна Лопаткина сможет найти себя в Мужском балете Валерия Михайловского, специализирующемся на таких пародиях. Хотя есть и другой путь -- например, Ирма Ниорадзе, которая старше Лопаткиной лет на семь, и в прошлом году, и в этом танцевала в гала «Лебедя» Фокина: сей номер, как показал опыт Майи Плисецкой, практически не имеет возрастных ограничений.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  24.03.2009
Никита Михалков и Марлен Хуциев разговаривают друг с другом пресс-конференциями
В субботу в Дом кино пришли 450 членов московского отделения Союза кинематографистов, признающие вновь избранного председателя СК Марлена Хуциева. Среди них известные режиссеры Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов, Николай Досталь, Павел Чухрай, Александр Митта, Виталий Манский и Юрий Кара... >>
  • //  24.03.2009
Завершился IX международный фестиваль балета «Мариинский»
Фестиваль, начавшийся праздником, каковым для артистов и публики стала премьера «Конька-Горбунка» в постановке Алексея Ратманского (см. «Время новостей» от 17 марта), кончился если не за упокой, то буднично -- гала-концертом... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  24.03.2009
Новый проект фестиваля молодой драматургии «Любимовка»
Театр.doc отмечает седьмую годовщину. Говорят, что за семь лет кровь в человеке полностью обновляется и жизненный цикл можно считать завершенным. У Театра.doc за этот период кровь обновлялась уже не раз, этот маленький подвальчик можно считать едва ли не главным донором современной театральной и даже киножизни столицы... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.03.2009
В усадьбе «Люблино» состоялась презентация книги «Русская усадьба. Серебряный век»
Дворец в Люблине -- памятник не Серебряного, а самого что ни на есть золотого века русской усадьбы, построенный в начале XIX века московским помещиком Н.А. Дурасовым в форме ордена Святой Анны, с великолепными парадными залами, залитыми светом и отделанными росписью в технике гризайль... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика