N°25
13 февраля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.02.2009
Гармоничный беспорядок
Пианист Мэтью Шипп выступил в центре «Дом»

версия для печати
На единственном концерте Мэтью Шиппа зал «Дома» был переполнен. Оно и понятно: афроамериканский пианист известен далеко за пределами новоджазовых кругов. 49-летний артист еще и программный директор экспериментальной серии аудиолейбла Thirsty Ear, в которой смело издает диски авангардистов всех мастей -- от «анти-поп-музыкальных» рэпперов до отрицающих танцы диджеев. На иных таких дисках и сам записывается.

Имидж афроамериканского джазового авангардиста сложился очень давно -- сорок лет назад, в эпоху контркультуры: маскарад или, наоборот, подчеркнуто не «сценическая», самая обычная одежда, манеры и музыкальные жесты, точно передающие если не презрение к публике, то радикальную агрессивность по отношению к европейской традиции. Даже «стандарты» (общеизвестные джазовые мелодии) тогдашние авангардисты трактовали так, что узнать их могли только «свои», единомышленники.

Именно такого Шиппа, хорошо известного по многочисленным американским и европейским дискам и Интернету, мы и ждали. Помня, что название его нового диска Harmonic Disorder. Можно перевести его «Гармонический беспорядок». Но можно и по-другому.

Потому что приехал к нам совершенно другой артист и человек. Во-первых, выглядящий еще моложе, чем на фотографиях (Шиппу под пятьдесят, но он вполне мог бы сойти за молодого аспиранта), общительный, дружелюбно дающий автографы и охотно отвечающий на все вопросы. Мягкое академическое туше романтического типа, не форсированный звук рояля... Не говоря о самой музыке: оба отделения концерта и довольно продолжительный номер на бис (артист без всяких экивоков снова сел за рояль сразу, как началась могучая овация) были построены на легко узнаваемой джазовой классике. В каждом отделении по одной «мелодии» -- обе предварялись бурным прелюдированием с многочисленными цитатами-аллюзиями к другой джазовой классике.

В первом отделении это была самая известная за пределами круга фанатов жанра джазовая вещь -- «Колыбельная» из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Те, кто помнит либретто, понимают, что «Колыбельная» -- лейтмотив оперы; мелодией этой опера начинается, и звучит она на протяжении всего спектакля, в самых, казалось бы, неожиданных местах. Деревенская простушка-мать поет колыбельную, как только открывается занавес, а позднее, когда она утонет в волнах прилива, младенца попытается утешить тем же напевом главная героиня оперы Бесс -- городская дамочка легкого поведения. Основным мотивом «прелюдии» Шипп выбрал общеизвестный эвергрин 40-х годов «Ангельские глаза», который постоянно звучит в самых разных саундтреках и в самых разных исполнениях, заканчиваясь словами «Извини, но я должен исчезнуть». Казалось, что все пианистические изыски Шиппа нужны были для того, чтобы как можно выразительнее обозначить это самое «исчезнуть».

То, что наша аудитория кинохитов 40--50-х в общем не знает, это понятно, но Шипп был явно удивлен, когда публика не откликнулась аплодисментами на первое проведение «Колыбельной». Но музыкант правильно истолковал молчание -- публика воспринимала его «поток сознания» как концертное высказывание, а не как клубный джаз в «фортепьянном баре».

Порой могло показаться: салонный пианист утром в ресторане выясняет, что получится, если ни к чему не обязывающее музицирование «нагло» прервет «гармонический беспорядок», вколачивание плотных диссонантных созвучий. Чем дальше, тем неожиданнее возникал стук «клавишного молотка», становясь все более продолжительным. Стук этот, впрочем, есть и у автора «Колыбельной» -- во «Второй рапсодии» Гершвина, увы, так и не ставшей хитом.

Темой второго отделения стала не менее известная ностальгическая мелодия Yesterdays («Вчерашние дни») Джером Керна. Однако если в первом отделении пианист показывал все, что умел, то «Вчерашние дни» предварялись собственно джазовыми аллюзиями -- уже не нашими «Картинками с выставки», а цитатами из предшественника -- Телониуса Монка или вальсом из диснеевской «Белоснежки», давно уже взятым на вооружение многими джазменами.

Все вроде бы просто понятно и приятно для слуха. В том числе и бисовый номер с совсем уж эзотерической темой «Дельфиньей улицы в зелени» (автор музыки -- голливудский поляк, а у Шиппа аккурат вышел в Польше диск). Но есть и изрядная пища для размышлений. Только что Шипп выпустил книжку «Логос и язык» -- сто страниц «постджазовых метафорических диалогов» с поэтом Стивом Далачински, где с почти мистической уверенностью связывает течение жизни с музыкальными образами. И правда, если слова и даже метафоры его Логоса более или менее привычны, то знаки препинания всегда неожиданны. Так что переводить название последнего диска Шиппа лучше чуть по-другому: «Гармоничный беспорядок».
Дмитрий УХОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  13.02.2009
Пианист Мэтью Шипп выступил в центре «Дом»
На единственном концерте Мэтью Шиппа зал «Дома» был переполнен. Оно и понятно: афроамериканский пианист известен далеко за пределами новоджазовых кругов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.02.2009
В Петербурге начался «Видео парад»
В этом году фонду ПРО АРТЕ -- главной, а по большому счету единственной питерской институции, которая занимается современным искусством во всех его жанрах и видах, -- исполняется десять лет... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.02.2009
Предварительные итоги Берлинского кинофестиваля
Завтра станут известны победители 59-го Берлинале. В борьбу за «Золотых медведей» еще непременно вмешается польский патриарх Анджей Вайда, фильм которого под непонятным пока названием «Сладкая гонка» замыкает конкурсную программу. По неписанному фестивальному кодексу, вторая часть конкурса должна оказаться сильнее первой... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.02.2009
225 лет назад родился Николай Гнедич
«Ради Бога, облегчи меня: вот уже второй день что меня пучит и пучит стих: Быть может, некогда восплачешь обо мне, который ты же мне и натвердил. Откуда он? чей он? Перерыл я всего Батюшкова, Озерова, тебя и нигде не нахожу, а тут есть что-то озеровское, батюшковское... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама