N°237
23 декабря 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.12.2009
«Знаменосец Потемкин»
Шедевр авангардной архитектуры Санкт-Петербурга превращен в артцентр

Много ли вы знаете зданий, что построили западные гуру мирового авангарда в России? Вариантов раз-два и обчелся. В Москве Ле Корбюзье (настоящее имя -- Шарль Жаннере) спроектировал дом Центросоюза. Потом, неудовлетворенный реализацией проекта, автором считать себя не захотел. А в Санкт-Петербурге место паломничества фанатов авангарда и конструктивизма -- бывшая трикотажная фабрика «Красное знамя», что на Петроградской стороне. Ее спроектировал в 20-е годы лидер мирового архитектурного экспрессионизма Эрих Мендельсон. Симптоматично, что в 30-е годы он, подобно Ле Корбюзье, тоже отказался от авторства фабрики, узнав, как обошлись с его проектом советские коллеги. Одна лишь построенная форма осталась аутентичной замыслам Мендельсона -- силовая подстанция, которую сам Мендельсон называл кораблем, влекущим все производство. Эта огромная башня действительно напоминает корпус корабля с несколькими этажами-платформами и своеобразной многоярусной капитанской рубкой. Точная благодаря пониманию закона экономии энергии форма, максимально выразительный силуэт, в чем-то рифмующийся с пластическими экспериментами школы рационалиста Николая Ладовского.

Пространство громадной котельной изнутри организовано Мендельсоном намного интереснее тиражируемых сегодня модненькими архитекторами навороченных компьютерных проектов, подражающих бессмысленным скринсейверским плазмам. У Мендельсона все по делу (как-никак именно эта станция обеспечивала всю фабрику светом и теплом), все встроено в сквозной ритм и цикл. Одновременно сопряжения разных форм, элементов, технических и архитектурных деталей создают пластику авангардной скульптуры. Конечно, такое здание надо беречь как зеницу ока. Неплохо, что новый владелец «Красного знамени» Игорь Бурдинский планирует открыть «новый центр культуры, ориентированный на современное искусство». Башню Мендельсона обещают бережно реставрировать, без грубых вмешательств и евроремонта.

В конце прошлой недели благодаря поддержке менеджерской организации «Проект ПРОЕКТ» в башне открылась первая выставка Ильи Трушевского «Точки света». Гигантский замороженный зал котельной не освещен почти никак. Зрители продираются сквозь завалы строительного мусора почти на ощупь. Реагируют на сигналы -- серебряные точки, что двигаются то тут то там. Эти светлячки на фоне черной громады труб, сводов и решетчатых окон, в которые смотрелось морозное ночное петербургское небо, вводили в транс, оцепенение. Вот чу... По вмонтированной в стену черной полусфере поплыла крохотная лунная дорожка. В вогнутом экране на полу с ней начали перемигиваться движущиеся пятна (то ли кошачьи глаза, то ли фары, которые потом вдруг рассыпались мириадами искр). В глубоком тоннеле видна серебряная точка, приближающаяся издалека. Потом вдруг оказывалось, что это надвигающийся на тебя поезд. Вот уже и рельсы сверкают. И неожиданно верхний фонарь этого поезда взмывал вверх и кометой улетал за границу экрана. В подвешенные к потолку котельной гигантские трубы надо было смотреть как в глазок трубы подзорной. Там были световые тоннели, источник света где-то жутко далеко, под потолком, распылял сияние. В неожиданные моменты благодаря скрытым механизмам трубы начинали вибрировать, и понимание природы этого света становилось совсем неверным, призрачным.

Такая практикуемая Трушевским работа с обморочными состояниями пространства и времени в случае с шедевром Мендельсона оказалась уместной во всех смыслах. Когда-то жившая в рабочем прагматичном ритме силовая станция теперь повод задуматься о том, что такое быть и казаться. При этом ее нынешняя «кажимость» выстрадана былым реальным участием множества людей. Она не компьютерная ведь, а всамделишная. Так же и у Ильи: весь его гипнотический мир не смоделированное на компе видео, а реальная видеосъемка движущихся в ночи объектов, которые потом монтировались в фильмы. Так что флагманом станции-корабля «Красное знамя» господин Трушевский выбран неслучайно. Сегодня вверенный ему корабль уместно назвать «Знаменосец Потемкин».
Сергей ХАЧАТУРОВ, Санкт-Петербург




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.12.2009
Вручена национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон»
История этой премии столь же затейлива, что и жизнь российского кинематографа. Моделью для нее послужил «Золотой глобус» -- престижная американская премия, которую присуждают иностранные критики и журналисты, аккредитованные при Голливуде... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  23.12.2009
Шедевр авангардной архитектуры Санкт-Петербурга превращен в артцентр
Много ли вы знаете зданий, что построили западные гуру мирового авангарда в России? Вариантов раз-два и обчелся. В Москве Ле Корбюзье (настоящее имя -- Шарль Жаннере) спроектировал дом Центросоюза. Потом, неудовлетворенный реализацией проекта, автором считать себя не захотел... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  23.12.2009
Смотрите с 24 декабря на экранах Москвы
«Информаторы» (США, 2009, Грегор Джордан). Экранизация сборника весьма своеобразно связанных между собой рассказов Брета Истона Эллиса («Меньше чем ноль», «Американский психопат», «Гламорама») о житье-бытье лосанджелесцев в середине 80-х годов... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  23.12.2009
В Большом спасут цыганку от повешения
В пятницу в главном театре страны грянет главная его балетная премьера в этом году -- там будут танцевать «Эсмеральду». Худрук Большого Юрий Бурлака воскрешает спектакль, весьма популярный в XIX и начале ХХ века и почти позабытый в Большом в послевоенное время... >>
//  читайте тему:  Танец
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама