N°184
07 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  07.10.2009
Вариант "L"
Производители заявляют, что дно на массовом рынке программного обеспечения достигнуто

В минувшие выходные в Москве прошла очередная конференция ISDEF (Independent Software Developers Forum) -- организации, которая объединяет людей (именно людей, членство в организации только личное) из российских софтверных компаний, работающих на массовом рынке софта. В большинстве они представляют не очень крупные, однако действительно независимые софтверные компании. Работая на мировом или на внутреннем, но подлинно массовом рынке, торгуя софтом и чаще всего с помощью Интернета, эти компании чувствуют себя экономически свободными в России.

В этом году ассоциация понесла первые потери из-за кризиса. Если на прошлогоднем мероприятии было 350 участников, то теперь около 250. Организаторы конференции говорят: многие не смогли приехать в Москву просто потому, что нет денег на поездку.

ISDEF между тем все больше становится похожим на клуб, а не на ассоциацию, имеющую целью решение задач развития бизнеса. В этом есть определенное преимущество. Форум стоит особняком по отношению к прочим индустриальным альянсам, которые могут, например, ревниво соревноваться друг с другом за право представлять IT-отрасль перед государством. ISDEF до таких глупостей дела нет.

Председательствующий ныне в ISDEF Феликс Мучник (гендиректор компании Softkey -- один из крупнейших в стране продавцов программного обеспечения), открывая конференцию, употребил слова «кризис пережили», однако не подкрепил это заявление цифрами. Из разговоров с участниками слета выяснилось, что действительно сейчас рынок «вышел на плато». IT-эксперт Михаил Елашкин полагает, что сейчас кризис развивается по варианту L. Стабильность после спада с медленным восстановлением -- график развития совпадает по форме с буквой L. Ровно о том же говорит и Феликс Мучник. Но падение на рынке тиражного (т.е. распространяемого в коробках или онлайн) софта за кризисный год существенно -- от 30 до 50%.

"Мы пытались нанести пользу"

Такое выражение употребил заместитель министра Минкомсвязи Дмитрий Северов, приехавший на ISDEF-2009. Начинаний у министерства было много. Так, по словам замминистра, Минкомсвязи пыталось скорректировать некий приказ Минэкономразвития с целью дать преференции российским софтверным компаниям. Пытались также уточнить закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а именно с целью конкретизировать термин «российское происхождение» применительно к софту. Заботились о снижении страховых ставок для производителей ПО (даже докладывали этот вопрос президенту, который, как известно, «энтузиаст IT»). Хлопотали об упрощении процедур валютного контроля -- чтобы надо было поменьше документов оформлять на сделки меньше 5 тыс. долл. И -- о, «счастье» -- учредили в России День программиста.

На вопрос нашего корреспондента о том, что кроме введения Дня программиста было действительно сделано, а не только делалось, заместитель министра ответил так: бюрократическая машина состоит не только из Минкомсвязи, мы свою часть работы сделали, «слово за уважаемыми непрофильными ведомствами», и вопрос этот «необходимо поддерживать в публичном поле».

Россия растворилась в Восточной Европе

Digital River -- крупнейший сервис регистрации софта. Именно эта компания обеспечивает разработчику ПО возможность предложить результаты своего труда всему миру для онлайн-покупки. Сервис представляли Татьяна Франке (коммерческий директор share-it -- компания входит в Digital River) и вице-президент Марк Иверсон. Их доклад был интересен: вряд ли кто-то знает мировой рынок массового софта лучше, чем они.

Карта, на которой Digital River изобразила точки продаж софта, похожа на космические снимки ночной Земли: освещенные города сконцентрированы в США, Европе, континентальной Юго-Восточной Азии, Японии и кое-где (в Австралии, например) на побережьях океанов. Заметно растет потребление софта в Латинской Америке.

Что касается производителей ПО, то тут все иначе. Программы производят далеко не только там, где потребляют. Больше всех софта, продаваемого в розницу через Digital River, производят в США. Потом идет Европа. Заметным игроком становится Канада. Индийцы все активнее идут в Европу, причем «стараются ее понять». Это значит, между прочим, что «тупые» индийские кодировщики хотят лишить «умных» русских программистов исконного конкурентного преимущества -- ментальной близости к западному заказчику.

Отдельного слайда презентации, иллюстрирующего географию потребления софта, производимого в стране, для России (в отличие от США, Индии, Китая и даже Канады) у Digital River не нашлось. Нашу страну записали вместе с другими странами в категорию «Восточная Европа». Хотя в России у Digital River 3 тыс. производителей ПО (компаний и частных лиц), что составляет 11% от общего числа.

Кто покупает софт в России

Softkey, оценившая в 2009 году российский рынок тиражируемого софта в 2,3 млрд долл., представила результаты ежегодного исследования на тему «Портрет пользователя» (точнее было бы сказать -- покупателя). В опросе участвовали 18 тыс. респондентов -- 15 тыс. индивидуальных и 3 тыс. корпоративных -- покупателей софта.

Исходя из этого исследования можно говорить о появившихся интересных тенденциях.

Во-первых, легализация ПО перестала быть важнейшим фактором развития рынка. В этом году на 5% меньше тех, кто считает, что весь софт на его компьютере должен быть лицензионным. Среди компаний численностью свыше 500 человек лишь 60% используют исключительно легальное ПО. Остальные воруют или приворовывают.

Это следует признать самым тяжелым последствием кризиса. Несколько лет упорной работы государства и индустрии привели к тому, что Россия стала первой в мире по темпам снижения уровня пиратства. Теперь все это утеряно. Мы вернулись в 2005 год. Правильный термин для обозначения такой ситуации: одичание.

Во-вторых, в стране усугубляется цифровое неравенство. Если год назад 43% объема продаж Softkey (компания торгует только ПО) реализовывала в Петербурге и Москве, а в регионах соответственно 57%, то теперь на регионы приходится только 50%. Это тоже крайне неприятное последствие кризиса, на устранение которого потребуется не один год.

В-третьих, среди операционных систем, установленных на домашних машинах, растет доля Linux. Она достигла 9% (доля домохозяйств, где хотя бы на одном компьютере установлен Linux), что следует признать прекрасным результатом. Но успех этот обеспечен вовсе не за счет Windows, которой принадлежат все те же 99%. Linux ставят не взамен, а на второй компьютер или покупают вместе с нетбуком.

Стратегический успех Linux связан, между прочим, и с уровнем пиратства. Чем он ниже, тем лучше чувствует себя свободное ПО (именно к нему относится эта операционная система). Именно поэтому ждать решительных успехов Linux в ближайшее время не приходится.





Подготовлено совместно с iToday.ru
Андрей АННЕНКОВ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  07.10.2009
Производители заявляют, что дно на массовом рынке программного обеспечения достигнуто
В минувшие выходные в Москве прошла очередная конференция ISDEF (Independent Software Developers Forum) -- организации, которая объединяет людей (именно людей, членство в организации только личное) из российских софтверных компаний, работающих на массовом рынке софта... >>
  • //  07.10.2009
По экспорту программного обеспечения Россия на порядок отстала от Индии
В рамках российской инновационной недели, прошедшей в Санкт-Петербурге, состоялась телеконференция по вопросам перспектив развития IT-отрасли в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Эта конференция уже четвертая... >>
  • //  07.10.2009
В столице появилось предложение услуг мобильной связи нового поколения
Военные постепенно отступают, отдавая частоты для современных сетей связи, и процесс этот необратим. Сейчас московский рынок услуг связи на пороге настоящей 3G-революции. О запуске сетей в модном стандарте недавно объявили МТС, «Мегафон» и «Билайн»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика