N°181
02 октября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.10.2009
Научат Родину любить
Эксперты и чиновники обсудили новый образовательный стандарт

Из-за того, что российские школьники начинают учить английский (или другой иностранный язык) с младших классов, они плохо знают «великий и могучий». Такую точку зрения озвучил директор Института содержания и методов обучения Российской академии образования (РАО) Михаил Рыжаков, выступая вчера в Фундаментальной библиотеке МГУ на заседании совета по вопросам качества общего образования. Не исключено, что тезис о пагубности раннего изучения иностранных языков может быть учтен при доработке проекта «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», который готовится под эгидой РАО.

Вчерашнее заседание по большей части и было посвящено подготовке нового госстандарта -- ученые из РАО и чиновники Минобрнауки отчитывались об этой работе перед представителями партии «Единая Россия» (при которой и был создан вышеупомянутый совет). Как сообщил собравшимся один из руководителей проекта Академии образования по разработке стандарта, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, последняя версия документа была отправлена на утверждение в Минобрнауки еще 18 августа.

В конце сентября на официальном сайте Минобрнауки были выложены проекты двух приказов Андрея Фурсенко -- о введении стандартов начального общего образования и начального и среднего профессионального образования. До конца года документы могут быть подписаны и соответственно обретут силу закона.

Критики проекта (в частности, Александр Адамский, ректор института образовательной политики «Эврика», разрабатывавшего один из альтернативных вариантов госстандарта) усматривают в документе моменты, продиктованные чьими-то лоббистскими установками. Например, отмечает г-н Адамский, в проекте говорится о том, что повышением квалификации учителей может заниматься только аккредитованное учреждение, «т.е. институты повышения квалификации в их нынешнем, аккредитованном, виде». Кому-то явно выгодно сохранить монополию таких институтов, полагает эксперт.

«Надо продумать не только единые учебники для всей страны, но и единую систему повышения квалификации учителей», -- считает заместитель министра образования и науки Исаак Калина. «Наши учителя прожили тяжелое время в 90-х, они потеряли собственные ориентиры», -- констатировал чиновник. Поэтому российская система образования должна поставить перед собой задачу повышения не только качества обучения, но и качества тех, кто обучает детей.

Как заметил ректор МГУ Виктор Садовничий, «к сожалению, в школу идет работать не так уж много выдающихся учителей, как нам хотелось бы и как это положено». Причины понятны: средняя зарплата школьных учителей в российских регионах составляет 7--12 тыс. руб. в месяц. Системе образования элементарно не хватает новых кадров: недавно глава «Рособразования» Николай Булаев сообщал, что в этом году в ряде вузов отмечался недобор на педагогических факультетах. В материалах этого ведомства отмечается, что доля педагогов, не имеющих высшего образования, остается достаточно высокой: в начальной школе около 40% учителей имеют лишь среднее профобразование.

Участники заседания сошлись во мнении, что, с одной стороны, от российских педагогов требуется «воспитать ответственного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою собственную», а с другой -- не следует перегружать детей уроками. По мнению Михаила Рыжакова, чрезмерное количество занятий стало одной из самых насущных проблем современного образования. «Перегрузка ребят будет лишь возрастать в связи с увеличением количества уроков», -- опасается г-н Рыжаков.

Декан факультета педагогического образования МГУ Николай Розов предложил определить базовый уровень знаний по каждому предмету, нужный обычному школьнику, отбросив лишнее. Иначе, считает он, «есть опасность захлебнуться в потоке информации». «Необходимо выделить из каждого предмета то ядро, которое должен знать школьник», -- полагает г-н Розов.
Михаил МОШКИН

  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.10.2009
Эксперты и чиновники обсудили новый образовательный стандарт
Из-за того, что российские школьники начинают учить английский (или другой иностранный язык) с младших классов, они плохо знают «великий и могучий»... >>
//  читайте тему:  Реформа образования и науки
  • //  02.10.2009
Минздравсоцразвития откроет центры борьбы с вредными привычками
Уже в этом году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» по всей стране должны открыться специальные медицинские кабинеты, где пьющих, курящих и неумеренных в еде граждан будут обследовать и убеждать отказаться от дурных привычек... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама