N°159
02 сентября 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.09.2009
Одним из самых полезных школьных предметов россияне сочли математику
Предметный анализ
Социологи составили рейтинг полезности школьных дисциплин

версия для печати
Основными блоками «школьного фундамента» для реальной жизни россияне видят математику и русский язык. Подтверждением тому служат результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в 46 регионах страны. Социологи задали 1600 респондентам вопросы о полезности-бесполезности полученных в школе знаний по разным предметам. Профессионалы от образования, впрочем, не считают полезным сам поиск ответа на этот вопрос.

В преддверии Дня знаний социологи затронули проблему, о которой спорят специалисты образовательной сферы и задумываются вчерашние и сегодняшние школьники. Исследователи ВЦИОМ спрашивали, какие дисциплины респондент считает полезными для будущего нынешних школьников, а какие -- нет. Каждый мог назвать произвольное количество предметов. В результате 50% опрошенных возвели в ранг «королевы наук» математику, а 47% -- русский язык. Касательно остальных предметов мнения разошлись. За полезность иностранного языка и истории высказалось примерно одинаковое количество респондентов (25 и 24% соответственно). Чуть меньше россиян сочли необходимыми физику (17%), литературу (16%) и информатику (16%). Нижние строчки «рейтинга полезности» заняли такие предметы, как химия, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности. Кстати, экспериментальные дисциплины -- вроде основ православной культуры и уроков толерантности -- тоже назывались опрашиваемыми в числе полезных. Но, по словам руководителя управления политических исследований ВЦИОМ Степана Львова, их процентная доля была столь мала, что не вошла в основной «рейтинг».

«Скорее всего, респонденты ориентировались на практическую ценность. Математика и русский -- основополагающие предметы, которые закладывают грамотность, умение анализировать», -- пояснил г-н Львов «Времени новостей». Правда, некоторые эксперты видят в результатах опроса более глубокий подтекст. Депутат Мосгордумы и редактор журнала «Математика и жизнь» Евгений Бунимович полагает, что такие итоги опроса являются «признаками зрелости общества». «В незрелых обществах нужны практические знания, которые постоянно меняются, а не умение рассуждать. Математика -- самая непрактичная из всех наук: синусы-косинусы во дворе не растут. Но ее цель -- развить критическое мышление, чтобы появились люди, которыми трудно манипулировать. Видимо, люди это понимают, и то, что ей отдается предпочтение, хорошо для общества», -- оптимистично предположил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Бунимович. При этом депутат отмечает, что чиновники в отличие от населения не уверены в необходимости преподавания математики. «Мы целый год боролись, чтобы математика стала обязательным экзаменом», -- напомнил он.

Второй вопрос -- о бесполезных предметах в школьной программе -- ввел многих респондентов в замешательство. Более двух третей (69%) опрошенных социологами затруднились ответить на этот вопрос, и лишь 7% выразили уверенность, что бесполезных предметов в школе нет. Остальные называют в числе ненужных разные дисциплины: 6% относят к таковым химию, по 4% --рисование и физику, 3% -- иностранные языки, по 2% указывают на черчение, биологию, геометрию, физкультуру. «Действительно, мы поставили людей в затруднительное положение, -- говорит Степан Львов. -- У нас считается, что все предметы важны. У населения есть некий «пиетет» к образовательной системе, причем чем старше респондент, тем ярче это выражается». Молодые россияне, по словам г-на Львова, чаще по личному опыту называли бесполезными такие специфические предметы, как химия, рисование, пение.

По словам школьных преподавателей, однозначно на такие вопросы не смогли бы ответить и профессионалы. «Мы постоянно дискутируем на эту тему, но к однозначному выводу не приходим, просто потому, что это невозможно, -- пояснил «Времени новостей» заместитель директора 57-й московской школы Борис Давидович. -- Все слишком субъективно, и сам вопрос по сути философский. Эта попытка лобовой оценки действительности ни к чему не приведет».

Социологи в свою очередь не претендуют на серьезность исследования. «Мы лишь хотели проверить гипотезу о том, что школьная программа в нынешнем ее виде пользуется поддержкой и уважением», -- говорит г-н Львов. По его словам, косвенные доказательства этому получены. «У населения нет отторжения ни самой программы в целом, ни отдельных ее предметов», -- уточнил представитель ВЦИОМ.
Дарья ЛУГАНСКАЯ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  02.09.2009
Одним из самых полезных школьных предметов россияне сочли математику
Социологи составили рейтинг полезности школьных дисциплин
Основными блоками «школьного фундамента» для реальной жизни россияне видят математику и русский язык. Подтверждением тому служат результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в 46 регионах страны... >>
  • //  02.09.2009
В среду и четверг на крайнем западе России погоду будет портить атлантический циклон, его влияние скажется дождями в Калининградской области. На северо-западе оба дня погода без осадков, температура +20...+25оС. В средней полосе в антициклоне тоже сухая погода, температура +19...+25оС... >>
  • //  02.09.2009
Театр, кино, выставки, концерты... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама