N°13
28 января 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.01.2009
Одинокая амазонка
История искусства наконец-то оправдалась перед Верой Ермолаевой

версия для печати
Так вот бывает: эффектная «любимая мысль» ослепляет исследователя или куратора, и он довольно жестко, волюнтаристски режиссирует исторический процесс в угоду понравившейся сюжетной композиции. В конце прошлого -- начале нынешнего века прогремела по миру выставка «Амазонки авангарда». К амазонкам российскими и иностранными кураторами были причислены шесть художниц, чье творчество действительно принципиально в деле утверждения новых форм искусства XX столетия: Ольга Розанова, Любовь Попова, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Варвара Степанова. В их компанию тогда не попала Вера Ермолаева, соратница Малевича, ближайший его помощник в делах организации знаменитой школы Утвердителей нового искусства (УНОВИС) в Витебске и Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Петрограде. Посещение двух персональных выставок наследия художницы (летней в Русском музее Санкт-Петербурга и только что открытой в московской Галеев-галерее) подтвердило: Ермолаева -- амазонка авангарда ничуть не менее великая, просто другая.

Как рассказал вашему обозревателю руководитель московской галереи Ильдар Галеев, за всю историю монографических выставок Веры Ермолаевой было три. Первая -- скромная, для понимавших тогда что к чему и не трезвонящих об этом единомышленников, хранителей и знатоков полузапретного «левого искусства» -- в ЛОСХе (Ленинградском отделении Союза художников) в 1972 году. Вторая прошла летом 2008 года в ГРМ Санкт-Петербурга. Она была собрана в основном из государственных собраний. Подготовлена Русским музеем, куда попала большая часть спасенного наследия художницы. Третья открыта сейчас в Москве, в Галеев-галерее, что находится в Большом Козихинском переулке. Представлены в основном работы из частных коллекций.

Две последние выставки великолепно раскрывают ноу-хау художницы -- антидогматизм. Ермолаева пленницей раз открытого метода-приема никогда не была. Азартно экспериментировала, отважно решала самые сложные пластические темы, работала с пространством очень по-разному. И всегда убедительно.

Рожденная дворянкой, Вера Ермолаева уже с 19 лет стала учиться в популярной среди левых художников петербургской студии М. Бернштейна. В 1910-е годы училась в Мекке мирового модернизма -- Париже. Восхищалась Сезанном, Пикассо, Браком, Дереном. Футуристический арт-эпатаж был главной «фишкой» созданного в 1914 году петербургского кружка «Бескровное убийство». Лидер группы -- Михаил ле Дантю, среди активистов Вера Ермолаева. Выпускали они одноименный журнал, в текстах и иллюстрациях которого принципы футуристической «сдвигологии» выражены последовательно и талантливо. Ну а после революции Витебск, Малевич, ГИНХУК, поиски (довольно убедительные) в сфере беспредметного искусства, супрематизма. И все-таки к фанатичным апологетам идей Малевича Вера Ермолаева не принадлежала. Даже взяв на вооружение метод «прибавочного элемента» (анализ живописных систем разных исторических периодов с целью фиксации в них элементов будущих художественных структур), художница радикально утверждала ценность самой живописи, ее плоть, пастозность, рожденные в безусловном доверии мощи и энергии наблюдаемой природы. Во второй половине 1920-х Ермолаева сплотила любящих недогматическую живопись единомышленников (Юдина, Рождественского, Стерлигова). Получилась «Группа живописно-пластического реализма». Уроки малевичевского супрематизма не сдерживают сильную жизнь, движение взбунтовавшейся против геометрии плоскостей живописной субстанции. Влюбленность в цветное пространство мироздания, его неисчислимые нюансы и оттенки позволила Вере Ермолаевой творить потрясающие, филигранные по тонкости цвета и богатырские по лепке предметно-пространственной среды серии пейзажей, натюрмортов. Даже схожие с малевичевскими «яйцеголовые» люди с непроявленными почти лицами волнуют странно живой эмоцией сочувствия, дознания о запеленатом в кокон душевном мире. Что и говорить, фраза Малевича «Живопись растет горой» применительно к творчеству Веры Ермолаевой оказывается просто-таки cool!

Жизнь и творчество художницы оборвались трагически. Гнусная энкавэдэшная душегубка уничтожила ее в 1937 году: по суду "тройки" -- расстрел в лагерях. Обвинение в пропаганде антисоветских идей. Первый арест и ссылка в лагеря -- в 1934 году. В числе причин политическая сатира на ГПУ в иллюстрациях к поэме Гете «Рейнеке-лис».

Книжная иллюстрация -- особая страница творчества художницы. Уже в 1918 году Ермолаева работала в знаменитой кузнице изданий русского авангарда -- книгопечатной артели «Сегодня». Оформленные художницей книги восхищают особой варварской грацией кубофутуристического стиля. В 1920-е -- начале 1930-х мастер трудилась в «Детгизе». Ее иллюстрации к обэриутам, оживающие вещи в книжках-игрушках, придуманных совместно с Львом Юдиным, вошли в золотой фонд советской детской книги.

Символично, что именно книгу можно считать главным событием новой выставки. На вернисаже в Галеев-галерее публике был представлен отлично изданный фолиант с прекрасной, тонкой в нюансах статьей исследователя Антонины Заинчковской о творчестве Веры Ермолаевой, с публикацией большинства архивных документов, наконец, с исчерпывающим каталогом сохранившихся, известных сегодня произведений художницы.
Сергей ХАЧАТУРОВ




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.01.2009
История искусства наконец-то оправдалась перед Верой Ермолаевой
Так вот бывает: эффектная «любимая мысль» ослепляет исследователя или куратора, и он довольно жестко, волюнтаристски режиссирует исторический процесс в угоду понравившейся сюжетной композиции. В конце прошлого -- начале нынешнего века прогремела по миру выставка «Амазонки авангарда»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.01.2009
Николай Рощин поставил пьесу Леонида Андреева о террористе
Три обстоятельства заставляют пойти на этот спектакль. Во-первых, имя режиссера. Николай Рощин десять лет назад, будучи только что окончившим ГИТИС актером, поставил занятный брейгелевский спектакль «Пчеловоды» в духе phisical theatre, который за эти годы много поездил по фестивалям... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  28.01.2009
Смотрите с 29 января на экранах Москвы
«Операция «Валькирия» (США, 2008, Брайан Сингер). Основанный на реальных событиях политтриллер от режиссера «Людей Икс»: ветеран Северной Африки фон Штауффенберг (Том Круз), потерявший глаз и руку, возвращается в Берлин, где становится участником заговора против фюрера... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  28.01.2009
Названы лучшие повести 2008 года
Премия за лучшую повесть, носящая имя Ивана Петровича Белкина, была основана в конце 2001 года журналом «Знамя» и издательством «Эксмо». Механизм ее функционирования подчинялся великому принципу Остапа Бендера: Бензин -- ваш, идеи -- наши... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама