N°119
08 июля 2009
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 НАУКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  08.07.2009
Ваша смерть очень важна для нас
Еще один канадский цирк на Чеховском фестивале

версия для печати
Все спектакли, привезенные на Чеховский фестиваль под лозунгом «нового цирка», на поверку оказываются сделанными в разных жанрах: то тебе драма, то танец, а вот монреальская компания «Семь пальцев на руке» свою «Жизнь» превратила в черное кабаре, разумеется, с цирковым оттенком. В Центре Мейерхольда ряды кресел поставили в виде каре, в центр поместили круглую, подсвеченную огнями кабаретную сцену, сбоку -- диджейский пульт, при входе зрителям выдали билетики с загадочными номерами, на сцену в белом костюме вышел толстяк-конферансье с инфернальной усмешечкой, и понеслось.

Конферансье, по ходу оказавшийся лихим танцором, жонглером и акробатом, болтал с публикой на ломаном русском, уверял, что все тут мертвы и уже в чистилище, хихикал, что знает грязные мыслишки каждого, и уверял, что сейчас перед нами пронесутся все наши пороки. Для подтверждения он вынимал из какого-то ящика папки с «делами», обещая ими заняться, и выкликал фамилии с номерами билетиков -- зрители в зале откликались, а якобы опоздавший (это, конечно, подсадка) падал с балкона вниз, на гору картонных коробок. Далее томная стюардесса объявляла, что авиалинии «Жизнь» сейчас осуществляют рейс в ад, и спектакль превращался в разбор историй грешников. Вот, например, некий разорившийся наследник огромного состояния по фамилии Армстронг, виноват в крушении самолета со множеством людей, а на вопрос, раскаивается ли он, холеный юноша только читает по бумажке: «Авиакомпания приносит свои извинения за доставленные неудобства». Удар под коленки -- герой падает, ему вывозят инвалидное кресло, и следующий номер -- соединение «каучука» с эквилибром на руках -- как бы движения человека, которому отказали ноги.

Еще одна история смерти: любвеобильная девушка подавилась куском на свидании в ресторане, пока ее молодой человек играл с айфоном: мертвое тело вздергивают на цепи, конец которой отдают молодому человеку, оставшемуся на земле, и начинается «воздух». Девчонка, сбежавшая из сумасшедшего дома на связанных простынях: «Она правильно рассчитала, что простыней хватит на пять этажей, но сама она была на десятом». Тут и «каучук» на больничной каталке, и акробатика на полотнищах. Жгучая сексапильная брюнетка Мими с веревочной петлей на шее страстно танцует с конферансье -- оказывается, она самоубийца.

Трюки все довольно простые -- ничего сногсшибательного, но все это настолько иронично и без претензий, что ворчать на примитивность цирковых номеров и вторичность клоунских реприз не приходит в голову. Вот пассажир проходит «рамку», которая беспрестанно звенит, и ему приходится раздеваться до трусов, пока не обнаруживается, что у него в ноздре спрятан длиннющий гвоздь. Вот он напивается -- идет жонглерский номер с бутылкой или с тростью, которой ему в сердцах конферансье пригвоздил ногу к полу. Фонограммой звучат пародийные голоса телефонных девушек: «Пожалуйста, оставайтесь на линии, ваша смерть очень важна для нас. Если вы хотите узнать свое кармическое состояние, нажмите один...». Стюардесса, изображающая синий чулок, распевает everybody fucking but me и раздевается. Превратившись в сексуальную блондинку в соблазнительном малиновом белье, она взлетает в воздух на трапеции, как на качелях. Жонглер и акробат, служащий тут клоунским козлом отпущения, продолжает играть на маленькой гитарке укулеле, даже когда его подвешивают за ноги. В конце, конечно, именно его уложат на больничную каталку, окружат томными медсестрами, а потом покроют, словно труп, простыней. Зрителям на прощание скажут: «У вас еще есть время, чувствуйте, трахайтесь, любите...» Все вместе станцуют что-то зажигательное, и публика разойдется очень довольная.

В сущности, все это сделано по вполне традиционным нехитрым лекалам, актеры в антракте разбредаются по залу с бокалами вина в руках и болтают со зрителями -- видно, что еще лучше это бы подошло кафешантанному залу со столиками, но и так тоже неплохо. Труппа тут небольшая -- всего семь человек на сцене, плюс диджей, да еще несколько техников. И в первую очередь думаешь: а почему такое забавное, изобретательное и непошлое развлечение никто не делает у нас? Это ведь не спектакль Жанти, который один такой и его не повторишь. У этого представления даже режиссер не указан, по всему ясно, что «Жизнь» -- коллективное сочинение всей команды, каждый из которых пришел с каким-то своим большим или меньшим цирковым умением. Почему, например, наши выпускники цирковых училищ, которые умеют не меньше, не собираются в такие маленькие компании, наверняка имеющие хорошие коммерческие перспективы, а готовы со зверски серьезными лицами таскать свои раз и навсегда разученные номера по циркам? Обидно, право.
Дина ГОДЕР




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.07.2009
Еще один канадский цирк на Чеховском фестивале
Все спектакли, привезенные на Чеховский фестиваль под лозунгом «нового цирка», на поверку оказываются сделанными в разных жанрах: то тебе драма, то танец, а вот монреальская компания «Семь пальцев на руке» свою «Жизнь» превратила в черное кабаре, разумеется, с цирковым оттенком... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  08.07.2009
Петр Айду -- лидер музыкальной жизни сегодняшнего дня. Преподаватель Московской консерватории на факультете исторического и современного искусства (декан -- профессор Алексей Любимов) Петр Айду увлечен культуртрегерской идеей. Тончайший знаток старинной музыки, Петр исследует стиль новейшей музыкальной культуры... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  08.07.2009
Смотрите с 9 июля на экранах Москвы
«Бой без правил» (США, 2009, Дито Монтьель). Как ни странно, самая приятная премьера недели, навевающая воспоминания о превосходном фильме «Гладиатор» (нет-нет, не про Древний Рим, а про подпольные боксерские поединки режиссера Роуди Херрингтона, хит домашних видеопросмотров середины 90-х годов)... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама