N°47
21 марта 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.03.2008
Все, кто не против, - с нами
Сегодня пройдет вручение национальной кинематографической премии «Ника»

версия для печати
На церемонии объявления номинантов, которая в этом году прошла в Доме архитекторов, Гусман пошутил приблизительно так: «Некоторые считают свои премии главными, мы же будем называть нашу премию старейшей». Увы, сколько бы итоговых премий для кино у нас ни было, по-настоящему национальной среди них нет: клановость восторжествовала. Окончательно стало ясно -- заимствованная у Запада идея профессиональной премии и церемония ее публичного и праздничного вручения в наших просторах не прижилась.

Когда Никита Михалков однажды решил, что раз не получилось договориться с организаторами «Ники», нужно просто взять и учредить другую премию, вспомнился старый анекдот про родителей-алкашей, которые смотрят на своих грязных сопливых детишек и говорят: «Ну что, этих отмоем или новых наделаем?» Новую сделали. Получилась не лучше, но агрессивней. Гордо воспарив на крыльях главных телеканалов, «Золотой орел» на бреющем полете атаковал крылатую богиню «Нику» и в конце концов, по-видимому, ее протаранил.

В этом году премиальный расклад создал неразрешимую проблему. Есть фильм «12», который, как бы его авторы ни старались объявить национальным хитом, не имеет такой безусловной поддержки в сообществе, как прошлогодний фаворит обеих премий «Остров». То есть уверенности в том, что «12» победит и на «Нике», как на «Орле», не хватает. А если вдруг -- представьте себе -- фильм Никиты Михалкова при голосовании почти тех же самых киноакадемиков, что принимали участие в голосовании «Орла», не получит приза ни за режиссуру, ни за лучший фильм, то не возникнет ли дополнительных подозрений, что это, возможно, не самый значительный фильм года? И его блистательная победа на «Орле» не так уж блистательна? Опять же, а вдруг -- чем черт не шутит -- и тут победит? И надо будет выходить рядом с Гусманом, благодарить, шутить и улыбаться...

Поэтому, чтобы не дразнить гусей лишний раз, принято отличное решение -- на «Нике» не участвовать. Ни «12», ни «1612» -- фильму Владимира Хотиненко вряд ли светил приз, но студия-то одна, ТРИТЭ, так что пусть отказ смотрится принципиальной позицией. Выглядит так: дескать, у нас своя премия, у вас своя. Вот артисты у нас общие, художники, композиторы, поэтому если они хотят -- пожалуйста, пусть участвуют в частных номинациях.

Тем более что прецедент есть -- Александр Сокуров, великий, конечно, человек, но капризный художник, уже не в первый раз сообщает о том, что не примет участия ни в каких конкурсах-состязаниях, желая поберечь свои нервы и не признавая суд коллег для себя важным. Правда, он ведет себя последовательно. В этом году свою «Александру» снял и с «Орла», и с «Ники». И попал только под суд критического сообщества, потому что премию «Белый слон» критики вручают исходя из списка всех вышедших в данный год картин, без исключений. Кстати, «12» не то что среди победителей, но и среди номинантов критической премии не было.

А «Ника» в своих оценках если и не совпадает с критическим вердиктом, то все же ближе к нему, чем «Орел». Поэтому среди ее номинантов есть «Груз 200», например, а среди «орлиных» его и близко не было.

Поступить, как критики, то есть не ждать самовыдвижения, а рассматривать кинематографический пейзаж во всем его многообразии, академия «Ника» не отказывается, объясняя свое нежелание тем, что вручение премии, дескать, праздник, и хочется видеть вокруг радостные дружелюбные лица, что в конце концов от кинематографа не убудет, а атмосфера церемонии будет приятней, если на ней будут присутствовать лауреаты, признающие важность приза и одобрения сообщества.

Если судить здраво, поступок Михалкова и Ко должен был бы вызвать скандал, но наше сообщество еще и не то скушает и не поморщится.

Что же в итоге осталось для киноакадемиков, что они сочли достойным наград и на кого считают нужным равняться в этом году?

Главная премиальная пятерка такова: «Монгол» Сергея Бодрова, «Груз 200» Алексея Балабанова, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой и «Русалка» Анны Меликян. Предсказать, кто выиграет, почти невозможно. Голосование академиков состоялось, когда «Монгол» уже был в оскаровской номинации, но еще не было известно, что американцы его не выбрали. Фильм не имел в России особого резонанса, но все отдают должное его масштабу. «Груз 200» и «Простые вещи» делят успех у критиков, но среди более широких масс кинематографистов фильм Попогребского (главный приз на «Кинотавре») вызывает куда более нежные чувства, чем мрачная, провоцирующая картина Балабанова. «Путешествие с домашними животными» выиграло Московский международный кинофестиваль, но в кинематографических кругах к этому отнеслись прохладно. Камерный и лиричный фильм не всколыхнул горячих чувств, остался на периферии внимания. И уж совсем незаметно поначалу прошла «Русалка», но здесь домашнее равнодушие может устыдиться внимания западных коллег -- за последнее время этот фильм пожинает лавр за лавром: Берлин, Санденс, теперь Болгария, везде успех, призы, показы, приглашения в Голливуд. Впрочем, наши пожилые академики вполне могут ничего про это и не знать, и тогда шансы Анны Меликян слабоваты. Тем более что во второй по значимости номинации -- «Лучший режиссер» -- дам и вовсе нет, там господствуют мужчины среднего возраста: Сергей Бодров, Алексей Балабанов и сравнительно молодой Алексей Попогребский. Здесь будет сложно. У дебютанта Попогребского все-таки пока кишка тонка против таких мэтров, но, с другой стороны, Бодров и Балабанов представлены не безусловными работами, а тут все-таки новое имя...

Сильна конкуренция и среди актрис -- за звание лучшей боролись Маша Шалаева («Русалка»), Евгения Добровольская («Артистка») и Ксения Кутепова («Путешествие с домашними животными»). А среди актеров и того хуже; академикам пришлось выбирать между Сергеем Гармашем, единственным из михалковской дюжины, Константином Лавроненко («Изгнание»), уже получившим «Золотую пальмовую ветвь», и Сергеем Пускепалисом («Простые вещи»), призером множества отечественных конкурсов... Пускепалис вошел еще и в тройку номинантов на такое странное звание, как «Открытие года», вместе с актрисой Зоей Кайдановской («Ничего личного») и знаменитым кинодраматургом Александром Миндадзе, в котором сообщество на этот раз открыло режиссера («Отрыв»).

Фильм «12» представлен еще в номинации «Лучшая музыка». Тут академики, имеющие слабость к известным именам, номинировали Эдуарда Артемьева, а также Игоря Вдовина («Русалка»), Андрея Дергачева, Арво Пярта («Изгнание»). «Изгнание», единственный российский фильм в Канне, на «Нике» получил также номинации за операторскую работу: Михаил Кричман вместе с Олегом Лукичевым («Путешествие с домашними животными»), Сергеем Трофимовым и Роджером Стофферсом ("Монгол"), за работу художника: Андрей Понкратов, которого отличили в компании художников того «Монгола» Даши Намдакова и Елены Жуковой и Ульяны Рябовой («Русалка»).

Таким образом, почти все значительные, или спорные, или яркие, или привлекшие к себе внимание фильмы этого года так или иначе в номинанты «Ники» попали.

За «Честь и достоинство» будет награжден Георгий Данелия, а специальный приз совета академии «За выдающийся вклад в российский кинематограф» посмертно присужден Александру Абдулову, который, будь он жив, мог в этом году претендовать на номинации и «Главная мужская роль» («Веселые похороны» или «Ниоткуда с любовью»), и роль второго плана («Артистка»). А за вклад в кинематографические науки, критику и образование более чем заслуженную награду вручат Майе Туровской.

В сущности, если признать, что полной справедливости в этой жизни не бывает, то список вполне достойный, показывающий, между прочим, что если наш кинематограф и не совершенен, то по крайней мере разнообразен, не беден на имена и события, и 2007 год был не хуже, а пожалуй, лучше многих других.

Карен Шахназаров выразил мнение многих, сказав в одном из интервью: «Отечественный кинематограф определенно не выигрывает из-за того, что «Орлы» парят отдельно от «Ник». Очевидно, что обе премии не беспристрастны, страдают субъективностью в проявлениях симпатий и антипатий. На мой взгляд, нужна единая национальная премия, лауреаты которой будут определяться демократично, гласно и открыто. Это важно для развития нашего кино, но пока вряд ли возможно из-за разгулявшихся амбиций». Впрочем, хотя нам нужно столько национального единства (национальная премия, национальный приоритет, национальная идея), получается у нас пока только Единая Россия, так что, может, пусть пока побудут две премии? Для разнообразия?

Вручение наград состоится в Театре Российской армии и будет транслироваться по телеканалу СТС.
Алена СОЛНЦЕВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.03.2008
Открылась Московская фотобиеннале-2008
По традиции с конца марта по конец апреля в российской столице будут лить фотографические ливни. Тонны фотоимиджей опрокинутся на головы граждан, решивших провести досуг культурно и сходить в какой-нибудь выставочный зал... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  21.03.2008
Сегодня пройдет вручение национальной кинематографической премии «Ника»
На церемонии объявления номинантов, которая в этом году прошла в Доме архитекторов, Гусман пошутил приблизительно так: «Некоторые считают свои премии главными, мы же будем называть нашу премию старейшей»... >>
  • //  21.03.2008
Музыка Вены на фестивале «Посвящение»
Международный музыкальный фестиваль «Посвящение», ежегодно устраиваемый во Врубелевском зале Третьяковской галереи Александром Рудиным и его оркестром Musica Viva, почти никогда не бывает без темы, укладывающей обязательные раритеты и транскрипции... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  21.03.2008
На восемьдесят шестом году в Сассексе от лейкемии скончался Пол Сколфилд -- один из немногих актеров, к которому эпитет «великий» применялся еще в самом расцвете его карьеры... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика