N°240 25 декабря 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В Рождество все немного волхвы Маазель, Юровский и другие новогодние украшения
Где как, а в академической музыке в эти дни все звучит особенно празднично. Как будто пристойное финансирование и адекватный менеджмент последних сезонов именно теперь привели к красивому результату. Когда предпраздничные события выглядят не только пышно, но и достойно в художественном отношении. Окружающая реальность на музыкальной жизни вообще сказывается отсроченно, и какого-то спада здесь можно ожидать не раньше весны нового года. А пока здесь все эффектные замыслы, громкие имена, не заигранные программы и безупречная рождественская стилистика.
В Доме музыки, повторив свой прошлый московский успех, не банальную программу под популистским заглавием «Рождественская ночь в опере» спела умная, с магнетическим голосом барочная прима Симона Кермес в сопровождении музыкантов оркестра Pratum Integrum. На «Декабрьских вечерах» вслед за сумасбродными итальянскими аутентистами Il Giardiono Armonico прошла особенно изысканная программа из музыки Бриттена: пианист Алексей Гориболь, красивейшее мужское сопрано Олег Рябец, Марат Галиахметов и детский хор Виктора Попова спели те же самые «Рождественские гимны» Бриттена, какие только что прозвучали в Большом зале Консерватории в исполнении детской группы хора Большого театра и дирижера Владимира Юровского. Но если в Пушкинском музее Рождество было столь же эстетским, сколь камерным, то в БЗК при огромном стечении народа, пожелавшего присутствовать при дебюте Юровского с оркестром Большого театра (до сих пор молодой худрук английского Глайнборнского оперного фестиваля дирижировал в Москве только плетневским оркестром, где он «главный приглашенный дирижер»), рождественская программа прозвучала масштабно, не потеряв при этом в теплоте и изяществе. Начавшись с не самой радостной музыки на свете -- лаконичной «Симфонии-реквиема» Бриттена, программа Юровского с оркестром Большого в рамках филармонического фестиваля «Русская зима» дальше отправилась в светлое путешествие по раритетным для нашей местности музыкальным европейским дорогам, так или иначе проходящим рядом с рождественскими сюжетами. «Церемония рождественских гимнов» в исполнении детского хора Большого театра прозвучала уютно, нежно и безупречно, в широковещательной «Фантазии на рождественские гимны» английского «композитора-народника» Воана-Уильямса Юровскому удалось быть и сдержанным, и убедительным, «Рождественская кантата» Онеггера была прозрачной и картинной одновременно (стилистическую точность и простоту ей, как и Воану-Уильямсу, придал в числе прочих английский баритон Джеральд Финли). А в Трех симфонических фрагментах из удивительной вагнерианской детской оперы «Гензель и Гретель» оркестр Большого звучал настолько хорошо, что заставил забыть о мыслях, которые вертелись в голове днем раньше, когда в БЗК (а перед тем и в Зале Чайковского), на той же «Русской зиме» играл симфонический оркестр Артуро Тосканини с Лорином Маазелем за пультом. Там казалось, что подобное качество звучания -- абсолютно ювелирное, прозрачное, насыщенное и живописное -- никакому русскому оркестру недоступно. Молодой европейский оркестр сумел оставить сногсшибательное впечатление даже при том, что маазелевские трактовки были далеки от глубокомысленности или какой-либо особенной свежести. Они просто играли к всеобщему удовольствию -- россиниевские увертюры, Четвертую симфонию Мендельсона (роскошно прозвучала медленная часть, в которой так звучали виолончели, что каждый их тихий «пум-пум» был подарком). Еще Седьмую симфонию Бетховена (сыграли живо, артистично, пропев буквально на бегу медленную часть и ювелирно, с блеском оттараторив финал), а также достойно проаккомпанировали певцу спортивных достижений в области рояля Денису Мацуеву в Третьем концерте Рахманинова. Вместе им удалось не только выдающимся образом представить публике лихой финал, но и тихо попеть в подобающие концертные моменты. После Нового года на филармонической сцене будет затишье, но 15 января в БЗК мы снова должны услышать замечательную оркестровую игру -- фонд "Музыкальный Олимп" совместно с филармонией представит новое действо: оркестр «Западно-восточный диван» и дирижер Даниэль Баренбойм начнут новый концертный год. Каким-то он будет? Давно спланированный, он может подвергнуться секвестрованию, но в какой именно области -- крупных симфонических проектов или частных художественных инициатив -- никто пока точно не знает. А потому нужно очень ценить эти предпраздничные дни, устроенные разными людьми и организациями с одинаковым вкусом и качеством. |
Маазель, Юровский и другие новогодние украшения Где как, а в академической музыке в эти дни все звучит особенно празднично. Как будто пристойное финансирование и адекватный менеджмент последних сезонов именно теперь привели к красивому результату. Когда предпраздничные события выглядят не только пышно, но и достойно в художественном отношении... >>
В минувший вторник в Петербургском доме кино праздновали важную для российского кинематографа дату -- 90 лет киностудии «Ленфильм». Юбилейный год для старейшей киностудии страны выдался неспокойным: до весны студия ждала приватизации, а осенью наступил кризис кинопроизводства... >>
Лучшие переводные романы 2008 года Джонатан Коу. Пока не выпал дождь. Перевод с англ. Елены Полецкой. -- М.: Фантом Пресс, 2008. Самый свежий (2007) и необычный роман Коу -- без привычного социологического бэкграунда и ожидаемых отсылок к британской политической действительности. По сути, семейная дамская сага длиною в полстолетия, где мужчины выполняют роли статистов... >>
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|