N°230
11 декабр€ 2008
¬рем€ новостей »ƒ "¬рем€"
»здательство "¬рем€"
¬рем€ новостей
  //  јрхив   //  поиск  
 ¬≈—№ Ќќћ≈–
 ѕ≈–¬јя ѕќЋќ—ј
 ѕќЋ»“» ј » Ё ќЌќћ» ј
 ќЅў≈—“¬ќ
 ѕ–ќ»—Ў≈—“¬»я
 «ј√–јЌ»÷ј
 Ќј” ј
 Ѕ»«Ќ≈— » ‘»ЌјЌ—џ
  ”Ћ№“”–ј
 —ѕќ–“
  –ќћ≈ “ќ√ќ
  “≈ћџ Ќќћ≈–ј  
  ј–’»¬  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ѕќ»—   
  ѕ≈–—ќЌџ Ќќћ≈–ј  
  • //  11.12.2008
ѕраздник еще впереди
ƒев€носто лет назад родилс€ јлександр —олженицын

верси€ дл€ печати
—овсем не так хотелось бы встречать этот день... ”вы, потребны немалые умственные и волевые усили€, чтобы признать, казалось бы, очевидное: 11 декабр€ -- праздник –оссии. ¬ этот день в отравленном братоубийственной рознью 1918 году родилс€ наш великий соотечественник (и, как ни странно вымолвить, современник), чье жизненное дело стало сильнейшим противовесом чудовищному скопищу катастроф и преступлений русского ’’ века и основанием надежд на выздоровление нашего народа в не€сном и тревожном будущем.

Ќет, € не о том, что —олженицын умер за четыре мес€ца до круглой даты. ќн прожил большую и -- несмотр€ на то, что познал едва ли не все ужасы столети€, -- счастливую жизнь. ќн исполнил то, что считал поручением свыше, сделал то, что превосходит обычное человеческое разумение, долгие годы работал с запредельной самоотдачей, раду€сь самому труду, вид€ в нем высокий смысл и не сомнева€сь, что поступает как должно, то есть жив€ в мире с собой. ¬с€ка€ смерть отзываетс€ скорбью дл€ тех, кто любил (и любит) ушедшего, но сетовать на то, что —олженицын не дожил до 11 декабр€ 2008 года, значит €вл€ть вопиющую неблагодарность (хотите -- Ѕогу, хотите -- судьбе). ѕраздник омрачен не тенью недавнего прощани€, но тем нравственным и интеллектуальным одичанием, той смесью ритуальных благоглупостей и мелких корыстных игр, теми глубинно чуждыми —олженицыну (и великой культуре, из которой выросли его личность, судьба и художнический подвиг) Ђве€ни€миї, что прав€т сегодн€ бал.

—кандал на улице, которую столичное начальство одарило именем —олженицына, сколь отвратителен, столь и показателен. ”лица эта звалась Ѕольшой јлексеевской, покуда коммунисты не решили (знамо дело -- при всенародном одобрении, при них иначе не бывало) сделать ее своей не только по сути (как все вообще), но и по имени.  огда историческа€ справедливость восторжествовала на Ѕольшой и ћалой ƒмитровках (ѕушкина с „еховым не жалко), Ѕольшой јлексеевской оставили советскую кликуху. —берегли ради Ђобщественного согласи€ї -- как кладбище на главной площади страны, €зыческое поклонение мумии сокрушител€ –оссии, великое множество его идолов, имена убийцы и Ђединственно верного учени€ї в названи€х станций ћосковского метрополитена (Ђ¬ойковска€ї, Ђћарксистска€ї) и прочие большевистские прелести. Ќо пришла команда почтить великого борца с коммунизмом -- и вспомнили про улицу, вытекающую из “аганской площади. » думать не хочу, был ли акт переименовани€ следствием Ђпостмодернистскойї придумки (эк мы завернули!), питаемой равнодушием глупости (что у нас там в центре осталось?), или сознательной провокации. ”лична€ демократи€ ответила чиновникам споро и в тон. —обралась толпа недовольных, лидеры которой разъ€снили граду и миру, что с местными жител€ми не посоветовались, что переименование ведет к материальным затратам и ущемл€ет права граждан (паспорта придетс€ мен€ть), что не соблюдены некие юридические нормы. Ќовые вывески посбивали, старые (откуда вз€лись-то?) вернули и -- при бездействии служб охраны правопор€дка, вроде бы умеющих разбиратьс€ с куда большими массами, -- провозгласили: так будет всегда! Ѕезразлично, выражали протест местные старожилы или р€женые, сколь основательны их юридические претензии, не могла или не хотела милици€ пресечь действи€, которые, кажетс€, называютс€ Ђмелким хулиганствомї, и даже как разрешитс€ этот похабный фарс. ѕам€ть —олженицына уже оскорблена, юбилей уже вымазан гр€зью -- и никакими рескриптами и согласовани€ми ее не смоешь. ѕозора бы не случилось, если бы в начале 90-х Ѕольшой јлексеевской вернули ее историческое название, а в 2008-м догадались, что писател€ можно почтить и без казенщины (или если уж кому-то так нужны Ђвещественные знакиї, назвать именем —олженицына новую улицу).

¬ Ђбольшом коммунистическомї безобразии как в капле воды отразилось наше отношение и к —олженицыну, и к отечественной истории, с которой писатель неразрывно соединен. ћы видим, как в последнее врем€ власть настойчиво и зримо демонстрирует почтение к —олженицыну (визиты ¬ладимира ѕутина в “роице-Ћыково, награждение писател€ Ђособойї √осударственной премией, присутствие первых лиц на его похоронах).  ажетс€, что —олженицын официально возведен в ранг национального классика, чему по идее можно только радоватьс€. Ќо в энергично раскрученном пропагандистском Ђпроектеї (организованном не частной лавочкой, а государственным телеканалом) по выбору Ђимени –оссииї —олженицыну места не нашлось (как, впрочем, и “олстому). “ого увлекательнее: за право олицетвор€ть нашу страну успешно конкурируют три исторических де€тел€, принесшие ей самые большие несчасть€, до сих пор неизжитые и чреватые многими бедами, -- Ќиколай II, Ћенин и —талин. Ќеважно, как воспринимаю этих властителей € (хот€ € думаю о них именно так) или кто-то еще, важно, что именно такой приговор вынес им —олженицын, что €сно вс€кому, кто удосужилс€ прочитать Ђ расное  олесої и Ђјрхипелаг √”Ћј√ї. Ќу да, Ђглас народаї, он же Ђплюрализм мненийї... Ќам —олженицын не указ, мы сами с усами... Ёта неотступно гремевша€ в 90-х квазилиберальна€ мелоди€ (подчеркну -- квазилиберальна€: приверженность свободе не отрицает, но подразумевает осознание и свободное при€тие человеческого величи€) оказалась весьма полезной при конструировании новой идеологии, нав€зчиво Ђмонолитнойї и кричаще эклектичной. Ќо —олженицына (как и ѕушкина, “олстого, ƒостоевского) невозможно пристегнуть к палачам –оссии и злосчастному императору, чь€ мученическа€ кончина не искупает бездарного правлени€, вступлени€ –оссии в мировую войну и кл€твопреступлени€, свершившегос€ 2 марта 1917 года. ћеж тем чествование —олженицына и культивирование его Ђантигероевї происход€т в одном и том же культурном поле. Ќам сервируетс€ премила€ альтернатива: либо Ђкультурна€ шизофрени€ї, либо воспри€тие —олженицына как пустой, декоративной фигуры. ≈сть, впрочем, третий выход, всегда возможный, освобождающий от Ђхимеры совестиї и напр€жени€ мозгов, а потому дл€ очень многих весьма соблазнительный, -- абсолютный цинизм. „то больше вредит делу и духу автора Ђќдного дн€ »вана ƒенисовичаї -- решайте сами.

ќсобенно грустно, что в этот сюжет вт€нута школа. —разу после кончины писател€ ћинистерство образовани€ разослало бумагу (сдаетс€, по инициативе сверху) о расширении изучени€ наследи€ —олженицына. »менины сердца!  абы не три Ђмелкихї заморочки.

¬о-первых, циркул€р исходит из того же ведомства, что неуклонно (при всероссийском стоне более-менее ответственных словесников) сокращает часы, отведенные русскому €зыку и литературе, и вольно или невольно понижает престиж гуманитарного знани€. (я готов признать во введении ≈√Ё по словесности отдельные резоны, но отказ от сочинени€, к которому сейчас этот процесс сводитс€, -- зло бесспорное. Ђ„тениеї и Ђписьмої нераздельны не только при обучении грамоте, но и на любом жизненном этапе. Ќеумеющий выразить свои впечатлени€ о прочитанном либо уподобл€етс€ гоголевскому ѕетрушке, либо вовсе оставл€ет это хлопотное зан€тие.) “ак кого мы ради —олженицына заставим потеснитьс€? јхматову? ѕастернака? Ѕулгакова? ѕлатонова? ( оторых и так Ђпроход€тї в темпе марша.) »ли вовсе сведем на нет в выпускном классе русский €зык? ћожет, более отдаленных предшественников пошерстим? ƒумаю, не надо объ€сн€ть, как отреагировал бы на любой из предложенных вариантов —олженицын.

¬о-вторых, как можно совместить изучение —олженицына (хоть расширенное, хоть в нынешнем объеме -- Ђќдин день...ї и Ђћатренин дворї) с той Ђновойї (укорененной в старой советской лжи) концепции преподавани€ отечественной истории, что практически оправдывает большевистские репрессии (убийства миллионов людей), величает —талина Ђнаиболее успешным руководителем ———–ї, апологетизирует лагерную экономику (у нас не было Ђвеликой депрессииї -- сплошные Ђвеликие стройкиї при полуголодных городах и вымирающей деревне) и игнорирует пр€мую св€зь между разором коммунистических лет и сегодн€шними бедами (не только в экономике и социальной сфере, но и в нравственности, культуре, искусстве, дл€ которых семь с лишком дес€тилетий рабства не могли пройти даром)? ћеж тем один из то ли скрытых соавторов, то ли просто защитников печально известного пособи€ ЂЌовейша€ истори€ –оссииї (вышел он под именем ј.¬. ‘илиппова, но есть основани€ полагать, что написан не им одним) в своем сетевом дневнике за€вл€ет: Ђ...учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут...ї -- и, думаю, знает, что говорит.  ак и борцы за неприкосновенность Ѕольшой  оммунистической улицы (и коммунизма вообще).

¬-третьих, намечаетс€ весьма любопытна€ тенденци€. ≈сли прежде —олженицын рекомендовалс€ прежде всего как автор Ђќдного дн€...ї и Ђјрхипелага...ї, то теперь акцент переноситс€ на Ђ расное  олесої. “о самое Ђповествованье в отмеренных срокахї, которое долгие годы либо замалчивалось, либо квалифицировалось (иногда с почтительными оговорками) как авторска€ неудача. »сключени€ были, но погоды не делали -- что определ€ло и издательскую политику: сейчас Ђ расное  олесої попросту недоступно не переставшей читать –оссии. ќднако вы€сн€етс€, что его изучают и в университетах, и даже в школах (при этом энтузиасты тут же скорб€т об отсутствии текстов). —мело предлагают ввести Ђјвгуст „етырнадцатогої (словно это отдельный опус, а не часть единого повествовани€) в школьную программу. (ћожет, и не дожида€сь по€влени€ необходимых дл€ того тиражей? »ли пусть дети со слуха учатс€?) ћне бы, давно считающему Ђ расное  олесої вершиной прозы —олженицына (что не исключает гор€чей любви к рассказам, романам, мемуарам, публицистике; Ђјрхипелаг...ї -- особа€ стать€, о чувствах к этой великой -- истинно народной -- книге и говорить неловко), на радости в пл€с пуститьс€. ј не вытанцовываетс€. ≈сть логика преподавани€: мы изучаем в школе Ђ¬ойну и мирї и Ђѕреступление и наказаниеї не потому, что они Ђвышеї Ђјнны  аренинойї и ЂЅратьев  арамазовыхї (вкусы у всех разные, но признаюсь, что последний роман ƒостоевского кажетс€ мне более глубоким и совершенным твореньем, чем истори€ петербургского убийства), а потому что Ђ¬ойну и мирї без Ђјнны  аренинойї пон€ть можно, а наоборот -- нельз€, потому что Ђ¬ойна и мирї открывает путь к Ђјнне  аренинойї (школьным курсом приобщение к классической словесности исчерпыватьс€ не может и не должно), а Ђјнна  аренинаї не дает ключа к Ђ¬ойне и мируї. “о же с ƒостоевским. » с —олженицыным. „итать Ђ расное  олесої (тем более выдранный из него Ђјвгуст...ї), не постигнув прежде рассказы 1960-х, Ђ¬ круге первомї, Ђ–аковый корпусї, Ђјрхипелаг...ї, разумеетс€, не запретишь, но толку из того будет куда меньше, чем при ином движении по художественному миру —олженицына.

» еще. ¬ выкатывании вперед Ђ расного  олесаї ощущаетс€ дыхание однодневной политической конъюнктуры (что само по себе противно духу великого художника). Ђ расное  олесої (а больше авторские комментарии к нему) оказалось востребованным, ибо в повествовании своем —олженицын сделал €вью (дл€ тех, кто способен читать и думать) глобальную ложь любой (не только нашей ‘евральской) революции, ее разрушительную энергию, ее соблазны, высвобождающие темные и своекорыстные человеческие инстинкты, неизбежность перерождени€ праздника ликующей свободы (на деле -- своеволи€) в гражданскую войну, часто завершающуюс€ победой самых бессовестных и жестоких сил и утверждением рабства. Ќо в том же Ђ расном  олесеї —олженицын со всей мощью своего художнического дара показал, что главным виновником национальной катастрофы выступают не соблазненные массы и даже не говоруны-соблазнители, безответственные и лишенные государственнического дара оппозиционные политики, но верховна€ власть -- опрометчива€, самоупоенна€, убежденна€ в Ђнародной любвиї, утративша€ чувство истории, а потому не способна€ учитывать уроки прошлого и отвечать на вызовы современности.  ак ни велики счеты, предъ€вленные —олженицыным √учкову (к которому писатель относитс€ с глубокой симпатией), ћилюкову (которого он откровенно не любит, хот€ в Ђјпреле —емнадцатогої и рисует трагедию мужественного, по-своему искреннего, одолевающего личную амбициозность человека), даже откровенным шутам вроде –одз€нко и  еренского, счеты эти меньше тех, что писатель выставил Ќиколаю II (при всех его добрых человеческих свойствах, отнюдь не утаенных) и Ћенину. ‘евраль страшен и сам по себе. (¬ерить лучезарному мифу о Ђбескровнойї революции, к формированию которого приложили руку большие -- чистые душой, но соблазнившиес€ ложной Ђѕасхой во врем€ ѕостаї художники, после —олженицына нельз€ -- чего стоит один только эпизод убийства адмирала Ќепенина!) Ќо главный ужас ‘еврал€ -- в ином, в том, что он торит дорогу ќкт€брю, гражданской войне, превращению –оссии в бесчеловечное царство Ђэффективного менеджераї и прочих ленинских присных.

—олженицын угадал замысел своей главной книги еще в юности. Ќо возвести грандиозный собор Ђ расного  олесаї было по силам лишь сложившемус€ писателю, не только прошедшему сквозь войну, лагер€ и смертельный недуг, но и уже претворившему свой жизненный опыт в несокрушимое —лово. Ќе рассказав о праведных мучениках »ване ƒенисовиче и ћатрене ¬асильевне, не €вив миру будни гулаговского Ђлимбаї - шарашки и скрытые самопожертвовани€ ¬олодина и Ќержина, не поведав о великой борьбе  остоглотова за жизнь и свободу, не отдав братского долга всем, кто сгинул на островах архипелага смерти, не восславив тех, чь€ душа победила колючую проволоку, —олженицын не смог бы создать великое (взывающее к медленному и ответственному чтению) повествованье о том, как революци€ на дес€тилети€ совладала с –оссией.  ак не смог бы остатьс€ при своей могучей вере в ќтечество.

ќн верил, что когда-нибудь сбросивша€ коммунизм (этого часа писатель дождалс€) и не погребенна€ под его обломками –осси€, пройд€ сквозь т€жкие, а то и мучительные годы выздоровлени€, станет собой. Ќе пародийным повторением Ђмосковского царстваї, Ђпетербургской империиї и тем паче ленинско-сталинского ракового лагер€, но свободной, сберегающий народ, сочетающей обилье и пор€док, душевно щедрой, миролюбивой и человечной страной. –оссией, в которой не будет и в шутку ставитьс€ вопрос о ее Ђединственном имениї. “огда вместе с другими (без подсказок известными) именами олицетвор€ть нашу страну будут »ван ƒенисович, ћатрена и хранитель  уликова пол€ «ахар- алита, ¬олодин с его тверским д€дюшкой, Ќержин и его друзь€ по шарашке,  остоглотов и ƒемка, ¬оротынцев, Ѕлагодарев с  атеной, ¬арсонофьев и мальчики, дающие в прокл€том апреле кл€тву Ђпротив вс€кой мерзости битьс€ї,  сень€ “омчак и —ан€ Ћаженицын. » конечно, сын их прототипов, чей день рождени€ -- будем не только наде€тьс€, но и по мере сил своих тому служить -- в эту пору станет таким же светлым, торжественным и домашним праздником, как 6 июн€ -- счастливый пушкинский день.
јндрей Ќ≈ћ«≈–




реклама

[.m] masterhost - –њ—А–Њ—Д–µ—Б—Б–Є–Њ–љ–∞–ї—М–љ—Л–є —Е–Њ—Б—В–Є–љ–≥ —Б–∞–є—В–∞wto.eu.masterhost.tech

–Ш–Ј–≤–Є–љ–Є—В–µ, –љ–Њ —Н—В–Њ—В —Б–∞–є—В –Є–ї–Є –µ–≥–Њ —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ —Б–µ–є—З–∞—Б –Њ—В–Ї–ї—О—З–µ–љ—Л

–Ю –њ—А–Є—З–Є–љ–∞—Е –љ–µ—А–∞–±–Њ—В–Њ—Б–њ–Њ—Б–Њ–±–љ–Њ—Б—В–Є —Б–∞–є—В–∞ –Т—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ —Г—В–Њ—З–љ–Є—В—М —Г –∞–і–Љ–Є–љ–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є вАУ —Е–Њ—Б—В–Є–љ–≥-–њ—А–Њ–≤–∞–є–і–µ—А .masterhost, –Њ—В–≤–µ—З–∞—О—Й–Є–є –Ј–∞ –µ–≥–Њ –њ–Њ–і–і–µ—А–ґ–Ї—Г, –њ—А–µ–і–Њ—Б—В–∞–≤–ї—П–µ—В —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є–µ —Г—Б–ї—Г–≥–∞–Љ–Є –Є –і–Њ–Љ–µ–љ–∞–Љ–Є –Є—Е –≤–ї–∞–і–µ–ї—М—Ж–∞–Љ.

–Ч–і–µ—Б—М –Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ–Є—В—М—Б—П —Б –∞–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–Љ–Є –∞–Ї—Ж–Є—П–Љ–Є –Є –≤—Л–≥–Њ–і–љ—Л–Љ–Є –њ—А–µ–і–ї–Њ–ґ–µ–љ–Є—П–Љ–Є –Њ—В .masterhost

–Х—Б–ї–Є —Н—В–Њ—В —Б–∞–є—В –њ—А–Є–љ–∞–і–ї–µ–ґ–Є—В –Т–∞–Љ

–Я–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –њ—А–Њ–≤–µ—А—М—В–µ –±–∞–ї–∞–љ—Б –ї–Є—Ж–µ–≤–Њ–≥–Њ —Б—З–µ—В–∞ –Є–ї–Є —Б–≤—П–ґ–Є—В–µ—Б—М —Б–Њ —Б–ї—Г–ґ–±–Њ–є —В–µ—Е–љ–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ–Њ–і–і–µ—А–ґ–Ї–Є:

[.m] masterhost - –њ—А–Њ—Д–µ—Б—Б–Є–Њ–љ–∞–ї—М–љ—Л–є —Е–Њ—Б—В–Є–љ–≥ —Б–∞–є—В–∞wto.eu.masterhost.tech

–Ш–Ј–≤–Є–љ–Є—В–µ, –љ–Њ —Н—В–Њ—В —Б–∞–є—В –Є–ї–Є –µ–≥–Њ —Б—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ —Б–µ–є—З–∞—Б –Њ—В–Ї–ї—О—З–µ–љ—Л

–Ю –њ—А–Є—З–Є–љ–∞—Е –љ–µ—А–∞–±–Њ—В–Њ—Б–њ–Њ—Б–Њ–±–љ–Њ—Б—В–Є —Б–∞–є—В–∞ –Т—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ —Г—В–Њ—З–љ–Є—В—М —Г –∞–і–Љ–Є–љ–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є вАУ —Е–Њ—Б—В–Є–љ–≥-–њ—А–Њ–≤–∞–є–і–µ—А .masterhost, –Њ—В–≤–µ—З–∞—О—Й–Є–є –Ј–∞ –µ–≥–Њ –њ–Њ–і–і–µ—А–ґ–Ї—Г, –њ—А–µ–і–Њ—Б—В–∞–≤–ї—П–µ—В —Г–њ—А–∞–≤–ї–µ–љ–Є–µ —Г—Б–ї—Г–≥–∞–Љ–Є –Є –і–Њ–Љ–µ–љ–∞–Љ–Є –Є—Е –≤–ї–∞–і–µ–ї—М—Ж–∞–Љ.

–Ч–і–µ—Б—М –Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–Ј–љ–∞–Ї–Њ–Љ–Є—В—М—Б—П —Б –∞–Ї—В—Г–∞–ї—М–љ—Л–Љ–Є –∞–Ї—Ж–Є—П–Љ–Є –Є –≤—Л–≥–Њ–і–љ—Л–Љ–Є –њ—А–µ–і–ї–Њ–ґ–µ–љ–Є—П–Љ–Є –Њ—В .masterhost

–Х—Б–ї–Є —Н—В–Њ—В —Б–∞–є—В –њ—А–Є–љ–∞–і–ї–µ–ґ–Є—В –Т–∞–Љ

–Я–Њ–ґ–∞–ї—Г–є—Б—В–∞, –њ—А–Њ–≤–µ—А—М—В–µ –±–∞–ї–∞–љ—Б –ї–Є—Ж–µ–≤–Њ–≥–Њ —Б—З–µ—В–∞ –Є–ї–Є —Б–≤—П–ґ–Є—В–µ—Б—М —Б–Њ —Б–ї—Г–ґ–±–Њ–є —В–µ—Е–љ–Є—З–µ—Б–Ї–Њ–є –њ–Њ–і–і–µ—А–ґ–Ї–Є:

  “ј ∆≈ ¬ –”Ѕ–» ≈  
  • //  11.12.2008
» в этом году преми€ Ђ“риумфї нашла себе достойных лауреатов
ѕреми€ Ђ“риумфї в этом году, как и почти всегда, обошлась без открытий, скандалов и неожиданностей.  аждый год на пресс-конференции обозреватель радио Ђ—вободаї ћарина “имашева спрашивала членов жюри: Ђѕочему не дали премию Ѕорису ѕокровскому?ї... >>
  • //  11.12.2008
ƒев€носто лет назад родилс€ јлександр —олженицын
—овсем не так хотелось бы встречать этот день... ”вы, потребны немалые умственные и волевые усили€, чтобы признать, казалось бы, очевидное: 11 декабр€ -- праздник –оссии... >>
  • //  11.12.2008
Russian Dreams в ћайами
ѕараллельно с крупнейшей в мире €рмаркой современного искусства Ђјрт-Ѕазель--ћайами-Ѕичї в Bass Museum курортного города ћайами-Ѕич открылась российска€ выставка Ђ–усские мечтыї (Russian Dreams). Ёто третий визит отечественного искусства на престижную €рмарку... >>
//  читайте тему:  јрхитектура
  Ѕ≈«  ќћM≈Ќ“ј–»≈¬  
–еклама
яндекс.ћетрика