N°202 30 октября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Старомодное Осень. Патриархи играют в Москве
Впервые один из главных игроков и теоретиков западного минимализма -- композитор, пианист, ученый, музыкальный критик, архивариус и начальник собственного оркестра Майкл Найман приезжал в Москву в кризисном 1998 году. За два дня на концертах Наймана и его оркестра побывало больше 4 тыс. человек, БЗК трещал по швам, как трещали швы на одежде бодро толкающихся в давке. Одежды часто были блистательны -- публика была разнообразная, от студентов до бомонда. Степень гламурности, жирка и лоска концертной общественности тогда еще не зашкаливала, и между согражданами все это распределялось более точечно, но и тогда кризисное предчувствие резкого похудания многими осознавалось как болезненное. Зато чувство причастности к передовому искусству -- как остротерапевтическое. В стабильные времена гастроли «Найман-бэнда» в Доме музыки прошли с успехом, но не вызвали ажиотажа. Еще один визит композитора, приуроченный к постановке Маленьким мировым театром его оперы «Человек, который принял свою жену за шляпу», и вовсе проходил в камерной атмосфере.
Теперь опять все сильно качается, и мистер Найман, чье живое звучание в исполнении «Найман-бэнда» совершенно опровергает коммерческий глянец его записанной на диски и звуковые дорожки музыки, мог бы выглядеть как нельзя более кстати. Бэнд Наймана, когда-то буквально придумавшего хитроумную музыкальную рецептуру и с тех пор строго ей следующего (умная музыка, архивы культуры, заново перепетые с надрывом и молодецким задором), -- словно левацкая маска консьюмеристской культуры. Не то преднамеренно, не то случайно оркестр едва ли не антипрофессионален, фальшив, заливист и хамоват. Первым соединивший Моцарта и стадионы (другие, делавшие подобные трюки, не разрушали при этом основ буржуазности и ликвидности) Майкл Найман долгое время был самым продаваемым из современных академических композиторов. Но его бэнд при этом ни грана лоска не приобретал -- как 30 лет назад, когда под вывеской Il Campiello он еще играл на театре, оркестр пышно гундосит, как паровоз под парами, оскорбляя слух софистицированных слушателей и радуя прохожих. В этот приезд Найман привозит в Москву две программы: «Моцарт 252» и I Sonetti Lussuriosi (на непристойные ренессансные тексты). В них все, в том числе самое свежее, одинаково узнаваемо и живо. Ничто не нарушит ничьих ожиданий. К нам едет передвижной музей остатков прошлой музыки, в один из любопытных экспонатов которого уже давно превратился сам веселый музейщик. Еще одна музейная редкость -- сольный московский клавирабенд светлейшей головы в мировом фортепианном искусстве, искусного мастера клавишного классицизма Альфреда Бренделя. Это его последний приезд (а предыдущий -- 20 лет назад), потому событийность его несомненна. 77-летний Брендель, с которым значительная часть местной публики знакома лишь в записи, в рамках мирового турне теперь прощается со сценой, в России едва успевая с ней как следует поздороваться. Брендель немного чудак и тоже писатель, мыслитель. В своей книге он рассказывает о музыке, а также о философии, науке, о массовом поклонении и даже о комиксах. Но когда он за инструментом, ни о каких «размышленчествах» и чудачествах уже не может быть речи. Отчетливо раритетный, немодный, музейный музыкальный рационализм, обостренная ясность и пропорциональность интерпретаций (вплоть до иллюзии их отсутствия), необычайный прозрачный звук -- единственное дивное диво, которое позволяет себе музыкант во времена, когда пышность соревнуется с аскетизмом на вытоптанном, но все равно притягательном поле манерности. Брендель будет играть Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта -- все главные материи его изящного и ясного искусства. Так что и этот хрустальный музей, конечно, не обманет ожиданий, хотя они, возможно, не столь массовы, как в первом случае. |
Труппа Мориса Бежара начала мировое турне Хореограф умер почти год назад -- в середине ноября прошлого года. Ему было восемьдесят, он долго болел, и на репетиции его приносили на руках, но работать он продолжал до последних дней. Он сочинял спектакль, что сейчас повезла по миру его осиротевшая труппа, и мировое турне Bejart Ballet Lausanne идет со слоганом «Последнее творение Мориса Бежара»... >>
«Жирная выставка» в галерее Ravenscourt С тех пор как гомеровский Агамемнон возжигал Зевсу на алтарях «тельчие туки и бедра», утекло очень много времени, жир перестал торжественно именоваться «туком» и утратил родство с такими возвышенными субстанциями, как благовония, елей и т.п... >>
Осень. Патриархи играют в Москве Впервые один из главных игроков и теоретиков западного минимализма -- композитор, пианист, ученый, музыкальный критик, архивариус и начальник собственного оркестра Майкл Найман приезжал в Москву в кризисном 1998 году... >>
Издана антология «Гоголь в русской критике» Гоголя часто называют самым загадочным русским писателем, имея в виду как особенности личности и судьбы, так и поэтический строй его сочинений. Тезис эффектный, но сомнительный. Во-первых, сущностно непостижим всякий человек (не только гений), а потому сама идея «первенства в таинственности» чревата этической безвкусицей... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|