N°202
30 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  30.10.2008
Старомодное
Осень. Патриархи играют в Москве

версия для печати
Впервые один из главных игроков и теоретиков западного минимализма -- композитор, пианист, ученый, музыкальный критик, архивариус и начальник собственного оркестра Майкл Найман приезжал в Москву в кризисном 1998 году. За два дня на концертах Наймана и его оркестра побывало больше 4 тыс. человек, БЗК трещал по швам, как трещали швы на одежде бодро толкающихся в давке. Одежды часто были блистательны -- публика была разнообразная, от студентов до бомонда. Степень гламурности, жирка и лоска концертной общественности тогда еще не зашкаливала, и между согражданами все это распределялось более точечно, но и тогда кризисное предчувствие резкого похудания многими осознавалось как болезненное. Зато чувство причастности к передовому искусству -- как остротерапевтическое. В стабильные времена гастроли «Найман-бэнда» в Доме музыки прошли с успехом, но не вызвали ажиотажа. Еще один визит композитора, приуроченный к постановке Маленьким мировым театром его оперы «Человек, который принял свою жену за шляпу», и вовсе проходил в камерной атмосфере.

Теперь опять все сильно качается, и мистер Найман, чье живое звучание в исполнении «Найман-бэнда» совершенно опровергает коммерческий глянец его записанной на диски и звуковые дорожки музыки, мог бы выглядеть как нельзя более кстати. Бэнд Наймана, когда-то буквально придумавшего хитроумную музыкальную рецептуру и с тех пор строго ей следующего (умная музыка, архивы культуры, заново перепетые с надрывом и молодецким задором), -- словно левацкая маска консьюмеристской культуры. Не то преднамеренно, не то случайно оркестр едва ли не антипрофессионален, фальшив, заливист и хамоват. Первым соединивший Моцарта и стадионы (другие, делавшие подобные трюки, не разрушали при этом основ буржуазности и ликвидности) Майкл Найман долгое время был самым продаваемым из современных академических композиторов. Но его бэнд при этом ни грана лоска не приобретал -- как 30 лет назад, когда под вывеской Il Campiello он еще играл на театре, оркестр пышно гундосит, как паровоз под парами, оскорбляя слух софистицированных слушателей и радуя прохожих.

В этот приезд Найман привозит в Москву две программы: «Моцарт 252» и I Sonetti Lussuriosi (на непристойные ренессансные тексты). В них все, в том числе самое свежее, одинаково узнаваемо и живо. Ничто не нарушит ничьих ожиданий. К нам едет передвижной музей остатков прошлой музыки, в один из любопытных экспонатов которого уже давно превратился сам веселый музейщик.

Еще одна музейная редкость -- сольный московский клавирабенд светлейшей головы в мировом фортепианном искусстве, искусного мастера клавишного классицизма Альфреда Бренделя. Это его последний приезд (а предыдущий -- 20 лет назад), потому событийность его несомненна. 77-летний Брендель, с которым значительная часть местной публики знакома лишь в записи, в рамках мирового турне теперь прощается со сценой, в России едва успевая с ней как следует поздороваться.

Брендель немного чудак и тоже писатель, мыслитель. В своей книге он рассказывает о музыке, а также о философии, науке, о массовом поклонении и даже о комиксах. Но когда он за инструментом, ни о каких «размышленчествах» и чудачествах уже не может быть речи. Отчетливо раритетный, немодный, музейный музыкальный рационализм, обостренная ясность и пропорциональность интерпретаций (вплоть до иллюзии их отсутствия), необычайный прозрачный звук -- единственное дивное диво, которое позволяет себе музыкант во времена, когда пышность соревнуется с аскетизмом на вытоптанном, но все равно притягательном поле манерности.

Брендель будет играть Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта -- все главные материи его изящного и ясного искусства. Так что и этот хрустальный музей, конечно, не обманет ожиданий, хотя они, возможно, не столь массовы, как в первом случае.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  30.10.2008
Труппа Мориса Бежара начала мировое турне
Хореограф умер почти год назад -- в середине ноября прошлого года. Ему было восемьдесят, он долго болел, и на репетиции его приносили на руках, но работать он продолжал до последних дней. Он сочинял спектакль, что сейчас повезла по миру его осиротевшая труппа, и мировое турне Bejart Ballet Lausanne идет со слоганом «Последнее творение Мориса Бежара»... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  30.10.2008
«Жирная выставка» в галерее Ravenscourt
С тех пор как гомеровский Агамемнон возжигал Зевсу на алтарях «тельчие туки и бедра», утекло очень много времени, жир перестал торжественно именоваться «туком» и утратил родство с такими возвышенными субстанциями, как благовония, елей и т.п... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  30.10.2008
Осень. Патриархи играют в Москве
Впервые один из главных игроков и теоретиков западного минимализма -- композитор, пианист, ученый, музыкальный критик, архивариус и начальник собственного оркестра Майкл Найман приезжал в Москву в кризисном 1998 году... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  30.10.2008
Издана антология «Гоголь в русской критике»
Гоголя часто называют самым загадочным русским писателем, имея в виду как особенности личности и судьбы, так и поэтический строй его сочинений. Тезис эффектный, но сомнительный. Во-первых, сущностно непостижим всякий человек (не только гений), а потому сама идея «первенства в таинственности» чревата этической безвкусицей... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама