N°195
21 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.10.2008
«Прошли времена, когда на работу в ГИБДД было легко попасть»
версия для печати
Правоохранительные органы в нынешнем году впервые за последнее десятилетие зафиксировали снижение аварийности на российских дорогах. В МВД наметившуюся положительную тенденцию сразу же связали с ужесточением наказаний за нарушения на дорогах и введением новых способов их фиксации. Однако очень скоро стало понятно, что эти нововведения и эффект от них оказались не такими уж и «революционными», как считалось ранее. Например, несмотря на разрекламированную установку систем видеофиксации нарушений, так и не началось «повальное» штрафование водителей. Кроме того, вообще порядка на дорогах, по крайней мере внешне, особо не прибавилось. Да и неясно еще, насколько «уверенно» аварийность начала снижаться. Пока же по этому показателю Россия продолжает занимать одно из первых мест в Европе. Какая сейчас ситуация складывается на дорогах Подмосковья -- самого оживленного и аварийного в автомобильном плане российского региона, как уже принятые изменения повлияли на безопасность движения и что еще необходимо сделать для нормализации ситуации, корреспонденту «Времени новостей» Екатерине КАРАЧЕВОЙ рассказал начальник управления ГИБДД ГУВД по Московской области генерал-майор милиции Сергей СЕРГЕЕВ.



-- В МВД одной из приоритетных задач по обеспечению дорожной безопасности называют профилактику нарушений ПДД и, как следствие, снижение количества ДТП. Какова сейчас ситуация с аварийностью в Подмосковье и что делается и планируется сделать для ее снижения?

-- У нас не проходит и дня без тяжкого ДТП. С начала года на областных дорогах зарегистрировано свыше 7 тыс. происшествий, около 1,5 тыс. граждан погибли, в том числе 40 детей, свыше 8 тыс. получили травмы различной степени тяжести. Это очень большие, я бы даже сказал, критические цифры, самые, кстати, высокие по стране. Это при том, что в последние годы у нас отмечается значительное снижение числа пострадавших. Почему наши дороги самые аварийные? Да потому, что Московская область самая большая среди остальных регионов, протяженность подмосковных дорог составляет 2 тыс. км, поэтому у нас самая высокая плотность и интенсивность движения. Нагрузка на 13 федеральных трасс составляет около 100 тыс. единиц транспорта в сутки. В самой области зарегистрировано 2,5 млн машин всех видов, в Москве еще около 3,6 млн, свыше 1 млн иногороднего транспорта ежедневно проходит по областным дорогам транзитом. И такой массив транспорта постоянно находится на областных дорогах, отсюда и риск возникновения дорожных происшествий. Кроме того, многим федеральным трассам Подмосковья требуются определенные вложения для модернизации -- постройки транспортных развязок, пешеходных переходов, отбойных брусов. Чтобы не было столкновений с выездом на встречную полосу, например, нужно оборудовать отбойным брусом около 20 км трасс. Это, кстати, не так много, но зато необходимо для сохранения человеческой жизни. К тому же есть еще одна важная проблема -- на многих участках федеральных трасс практически отсутствует освещение, это тоже необходимо решать. Ведь из-за плохой видимости происходит множество аварий. Отдельный вопрос -- светофоры, 70% из них требуют реконструкции, их даже перепрограммировать на новый режим нельзя, не говоря уже о дистанционном управлении. Если посчитать примерный ущерб от простоя машин в пробках, затраты на инспектора-регулировщика (человек у нас по-прежнему почему-то считается надежнее техники), то светофоры закупить гораздо дешевле. Темпы автомобилизации многократно опередили развитие уровня дорог, именно поэтому плотность потока многократно превышает пропускную способность. Взять, к примеру, Минское шоссе. Запланированная проходимость по нему составляет порядка 15 тыс. машин в сутки, а на самом деле там проходит 115 тыс. машин. Также очень не продумано полосное движение. Например, на том же Минском шоссе в районе отеля «Солнечный» в сторону области постоянно огромное скопление машин -- там из шести полос автомобили вливаются в две. Аналогичная ситуация с аэропортом Домодедово, там тоже затор из-за того, что шесть полос со стороны аэропорта и две полосы с МКАД вливаются на трехполосное движение Каширского шоссе в сторону области. А на Ярославском шоссе вообще десять полос со стороны области входят в три полосы Москвы в районе проспекта Мира. Естественно, там возникает затор движения, и люди по нескольку часов могут ехать на работу. И так по большинству дорог. Кстати, пробки на дорогах тоже сказываются на безопасности движения. К счастью, проблема развития областных дорог сейчас сдвинулась с места. Правительством России принято решение о реконструкции и развитии уличной дорожной сети московского региона. Кроме того, реализуется областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007--2010 годах».

-- С этого года были серьезно ужесточены санкции КоАП за нарушения ПДД, а с 1 июля на трассах стали устанавливать видеокамеры для их фиксации. Где такие видеокамеры уже установлены, где их еще планируете установить? Как эти новшества повлияли на дорожную безопасность?

-- После того как мы установили первые камеры и увеличили штрафы, сразу снизилась аварийность. Камеры наблюдения уже работают на 36-м км Дмитровского шоссе, 45-м км Минского, в районе поселка Чулково на Новорязанском шоссе. В ближайшее время планируется установка камер в Жуковском, Балашихе, Мытищах и Красногорске. О расположении видеокамер в скором времени будут заранее сообщать экспериментальные информационные знаки. Первые новшества уже испытываются, и как только наш департамент утвердит их, они будут установлены повсеместно. А вообще мы не спешим -- это большая работа -- и внедряем новшества постепенно. Мы опираемся на опыт зарубежных коллег, которые уже многие десятилетия пользуются подобной системой. Думаю, полное техническое оснащение мы завершим к 2010 году. На реализацию этого проекта государство выделило нам 400 млн руб. Мы заключили договор с почтой, федеральным казначейством, чтобы понять, как идут платежи, посмотреть, как будет работать система взыскаемости штрафов, как будут работать по новой схеме судебные приставы. Беда в том, что не все нарушители ПДД проживают по адресу, по которому зарегистрирован их автомобиль, поэтому многие письма, не найдя адресата, возвращаются обратно. Всего же с 1 июля видеокамеры уже зарегистрировали порядка 1,7 тыс. нарушений скоростного режима. Стали поступать первые жалобы от водителей, которые не согласны с выписанными штрафами. Так, из 20 спорных случаев 13 водителей смогли доказать свою невиновность, и наши постановления были отменены. Два водителя представили в суд данные о том, что во время нарушения за рулем находились не они, а доверенные лица, которые в итоге и были оштрафованы. Остальные 11 автовладельцев оспорили качество снимков, в которых госномера «читались» нечетко. Хочу отметить, что езда со скоростью потока с видеокамерами не пройдет и за первую машину не спрятаться. Камеры будут фиксировать всех нарушителей скоростного режима, так заложено в системе. Снижение аварийности на дорогах во многом обязано и ужесточению штрафных санкций. Кстати, люди пристегнулись ремнями безопасности, потому что увеличили штраф со 100 до 500 руб. Мы даже специально мониторили -- 97% автолюбителей и пассажиров с 1 января стали пристегиваться ремнями безопасности. К сожалению, законодатель пока не ужесточил меры за проезд пешеходного перехода, но мы надеемся переубедить его. Сейчас за это нарушение полагается незначительный штраф -- 100 руб. либо вообще предупреждение. Кого сейчас напугаешь такими мелкими санкциями? Именно поэтому они не работают. На Западе все водители в этом плане намного дисциплинированнее. Видя пешехода, всегда останавливаются и пропускают его, а иначе у них за это большие штрафы. Кстати, большинство ДТП происходит по вине водителей, совершивших наезд на пешехода -- 40% от общего количества происшествий, затем, по статистике, следует выезд на встречную полосу. В этих случаях последствия ДТП самые тяжелые: многие люди погибают практически сразу.

-- Даже несмотря на видеокамеры, многие водители, нарушившие ПДД, «договариваются» прямо на месте с инспектором о «решении вопроса». Удается ли вам пресекать такие ситуации?

-- К сожалению, есть у нас и такие факты, от этого никуда не деться. Нужно к этому относиться как к очевидному. Не буду бросать громких заявлений, что мы срочно примем жесткие меры, половину сотрудников уволим, а вторая половина будет прекрасно работать и не брать взятки. Скажу так -- работа по очищению наших рядов ведется активная. Нам гораздо проще бороться с нечистыми на руку сотрудниками по одной причине -- на каждого инспектора десять контролирующих органов, включая прокуратуру, ФСБ, УСБ. Кстати, видеофиксация и прочая техника была разработана еще и для того, чтобы исключить контакт с нарушителем. В техническом плане мы сейчас оснащены лучше, чем любое другое подразделение России. Договориться-то всегда можно, но стереть запись самого нарушения нельзя. Конечно, пока не все машины оборудованы необходимой видеоаппаратурой, поэтому мы рекомендовали своим сотрудникам в случае совершения нарушения для оформления материала не приглашать водителей в машину ДПС. Также мы организовали телефон доверия, по которому может позвонить каждый и сообщить о незаконных действиях инспектора. Сейчас прошли времена, когда на работу в ГИБДД было легко попасть. Наш контрольно-профилактический отдел досконально проверяет всех кандидатов. Именно поэтому у нас нет текучки кадров. Сейчас в Госавтоинспекции области работает около 7,5 тыс. сотрудников, которым созданы неплохие условия для работы. Человек должен дорожить своей работой и понимать изначально, что может ее потерять в случае, если будет уличен в превышении полномочий. И здесь немаловажным и определяющим является соцпакет -- социальные, правовые гарантии и материальное стимулирование работы сотрудников в виде дотаций. Почему в Европе или Америке сотрудники органов боятся нарушать закон? Потому, что понимают, что, кроме тюрьмы, будут уволены из органов, а значит, лишены многих социальных гарантий со стороны государства. Когда это будет в полной мере у нас, вопрос коррупции сразу отпадет. И мы к этому стремимся, по крайней мере все делаем для этого. Но пока приходится констатировать -- проблема не решена. С начала этого года к дисциплинарной ответственности было привлечено около 800 сотрудников, возбуждено девять уголовных дел, к различным срокам приговорено четверо. Так, два инспектора 2-го спецполка ДПС «Южный» были задержаны при получении 25 тыс. руб. от водителя, управляющего машиной в нетрезвом состоянии. А инспектор по ОГИБДД УВД по Королеву был задержан при получении 10 тыс. руб. от предпринимателя за возврат водительского удостоверения. Другой наш сотрудник, теперь уже бывший, в здании ОГИБДД УВД по Пушкинскому району получил 12 тыс. руб. от участницы ДТП за непривлечение ее к административной ответственности за то, что она скрылась с места происшествия. В то же время и сами водители провоцируют наших сотрудников, навязывают взятку, но отрадно отметить, что большинство сотрудников не идут на сделку с совестью, не поддаются соблазну. К примеру, в Химках была остановлена автомашина, водитель которой забыл вовремя пристегнуться ремнями безопасности. Чтобы инспектор не выписывал ему штраф, водитель попытался вручить инспектору деньги. Это было зафиксировано на видеокамеру, а водитель привлечен к уголовной ответственности за дачу взятки. Аналогичная ситуация произошла недавно в Рузском районе. Водитель за «решение вопроса на месте» попытался вручить инспектору 200 руб. и был задержан. Другой водитель в том же Рузском районе дал взятку инспектору в сумме 200 руб. за выезд на встречную полосу. Водитель также привлечен к уголовной ответственности.

-- Как обстоит ситуация с детским травматизмом? Кто чаще становится виновником трагедии на дороге -- водитель, не успевающий вовремя затормозить, или ребенок из-за незнания ПДД?

-- Детский травматизм на сегодня -- самая главная наша головная боль. Здесь важно по возможности вовремя оказать квалифицированную медпомощь пострадавшему ребенку. Наши сотрудники в обязательном порядке проходят курсы медподготовки, мы тесно сотрудничаем с МЧС, службой спасения и медициной катастроф. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Минобразования. Совместно с учителями наши сотрудники проводят большую разъяснительную работу в детских учреждениях. Каждый школьник-первоклассник на 1 сентября в подарок получил азбуку пешехода. Большой проблемой на подмосковных дорогах становятся скутеры и мопеды, на которых лихачат подростки. Мы оказались не готовы к тому, что скутеры и мопеды придут на наш массовый рынок и будут так востребованы. Ежедневно на дорогах области происходит от трех до десяти происшествий, в которых страдают водители этих транспортных средств, и в основном это подростки. Кстати, во многом тут виноваты родители, которые покупают детям такую игрушку, не задумываясь о том, что ребенку надо купить еще защиту, обучить элементарным навыкам вождения и ПДД. Ведь дети выезжают на дорогу общего пользования, и водитель, естественно, не думает о том, что едет человек, который абсолютно не знает ПДД. Кроме того, мопеды практически незаметны на дороге в зеркалах дальнего вида. Так, недавно в Одинцовском районе 14-летний подросток, управляя скутером, сбил 5-летнего ребенка, который умер на месте. Сам лихач уехал с места аварии, даже не попытавшись остановиться и оказать помощь. Наши сотрудники задержали виновника аварии. В связи с такой ситуацией мы выступили с законодательной инициативой о регистрационном учете -- с выдачей госномеров скутерам и мопедам с объемом двигателя более 50 куб. см или имеющим максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч. Считаю, что необходимо организовать соответствующее обучение, выдавать права их владельцам и обеспечить строгий спрос с нарушителя. Надеюсь, уже в этом году Мособлдума утвердит этот законопроект. Кроме того, мы проводим спецрейды по выявлению несовершеннолетних лихачей, материалы по нарушителям передаем в инспекцию по делам несовершеннолетних. С Минобразования разработали и ввели курс обучения вождению скутеров и мопедов и с четвертой четверти 2009 года начнем обучение детей навыкам вождения. По решению губернатора области в каждой школе создано детское движение «Юный инспектор дорожного движения», которое объединяет больше 20 тыс. школьников. Они дежурят вместе с инспекторами возле школ, проводят разъяснительную работу среди сверстников. Пристальное внимание уделяем и велосипедистам. Речи о создании велотреков вдоль трасс пока не идет, но мы уже создали несколько десятков детских городков, где детей обучают ПДД.

-- Будут ли ужесточаться требования для водителей маршруток? Сейчас аварии с их участием происходят чуть ли не каждый день.

-- К сожалению, это бич, с которым мы стараемся бороться. Все заинтересованы в том, чтобы на дорогах перевозкой людей занимались грамотные, профессиональные водители. При приеме на работу работодатель досконально проверяет их документы, проводит стажировку. Сейчас в регионе около 87% пассажирских перевозок осуществляет госпредприятие «Мострансавто», где работа по безопасности движения в основном проводится на должном уровне. А мелкие коммерческие структуры, которые заинтересованы получить только максимальную выгоду за счет сокращения времени обучения водителей и минимальных расходов на техобслуживание автомобиля, используют непрофессионалов. «Мострансавто» перевозит людей на современных «Мерседесах-спринтерах», а коммерческие накупили старых «Газелей», посадили людей, как в бочку, и везут по обочинам. В погоне за прибылью они забывают об элементарных правилах безопасности. Сколько случаев, когда водитель маршрутки едет со скоростью 100 км/ч и одновременно считает деньги, полученные от пассажиров, или берет людей больше, чем положено по инструкции, и везет их стоя. Вы обратите внимание, кто работает водителями маршруток -- кого бог послал, они все из других регионов России и СНГ, без опыта работы. Попадая в наш регион, где плотность движения самая интенсивная, они не могут быстро адаптироваться. Такие водители, прежде чем получить допуск к перевозкам людей в регионе, должны проходить соответствующую стажировку, переквалификацию. Нужно ужесточить спрос с владельцев коммерческих компаний, занятых перевозками, а также с Минтранспорта, которое выдает лицензию и обязано контролировать неукоснительное соблюдение лицензионных требований.

-- Учитывая перегруженность дорог, не планируется «открывать» водителям обочину?

-- Обочина предназначена в основном для остановок, в том числе экстренных случаев. Несмотря на это, наши водители во время пробок все равно пользуются ею. Однако эта мера не приводит к разгрузке дорог. Если мы откроем обочину, то десятки машин будем вынимать из кювета.

-- Рассматривается ли вопрос изменения стандартов ограничения скорости -- до 50 км/ч в населенных пунктах и до 120 км/ч на трассах, как в Европе?

-- Я думаю, что мы к этому все равно придем. Но сегодня получается, что основные дороги у нас в отличие от Европы практически все проходят сквозь населенные пункты. Например, Горьковское шоссе -- Балашиха, Ногинск, Буньково; трасса Москва--Петербург -- Химки, Зеленоград, Солнечногорск, Клин. Хотя, конечно, мы прекрасно понимаем, что в населенных пунктах нужно делать не наземные пешеходные переходы, а навесные или подземные, тогда, возможно, и будет смысл увеличивать скоростной режим, убирать светофоры. Сейчас это невозможно. На дороге водитель должен чувствовать себя комфортно, а не ждать, что из-за машины выскочит человек. А у нас сегодня только и ждешь, кто где перебежит. Надо уводить пешехода от дороги, создавать ему условия для перехода. К сожалению, мы больше внимания уделяем водителям, хотя, на мой взгляд, надо больше беспокоиться о пешеходах, потому что они из-за отсутствия тротуаров идут по проезжей части. Поэтому скоростной режим в населенных пунктах будем снижать. Ведь чем ниже скорость машины, тем меньше шансов попасть в ДТП и получить тяжелые последствия.

-- Когда разгрузят бесконечные очереди при постановке и снятии машины с регистрационного учета?

-- Мы сейчас стараемся создать все условия для приема населения. В Королеве и Дубне недавно открыли новые здания ГАИ, где созданы все условия для народа. Кроме того, ДОБДД недавно разработал административный регламент регистрации транспорта и снятие его с учета, в документе четко прописано, как и сколько по времени нужно делать. Задача этого документа -- упорядочить работу с посетителями, ограничить каждую операцию короткими временными рамками. К примеру, время ожидания в очереди для подачи документов не должно превышать 30 мин., а осмотра автомобиля -- не более 15 мин. На проверку данных в случае, когда человек регистрирует машину по доверенности, отпущено 5 мин., если нет возможности проверить по имеющейся электронной базе данных в автоматическом режиме, то сотрудникам ГИБДД предписано воспользоваться подручными средствами: телефоном, телеграфом, телетайпом. По регламенту на всю процедуру оформления-переоформления отпускается не более трех часов. Кроме того, автовладелец сможет при смене машины как сохранить за собой предыдущий госномер, так и снять машину с учета со сменой регистрационного знака. Мы знаем свои проблемные участки и принимаем меры по улучшению обстановки. С начала этого года мы разрешили регистрировать новые иномарки в любом районе Подмосковья, чем немного разгрузили очереди. Сейчас занялись реконструкцией отделов в Балашихе, строим новые пункты в Видном, Долгопрудном и других городах, всего порядка десяти зданий. До конца года мы постараемся еще больше разгрузить очереди. Но надо отметить, что тщательная проверка при перерегистрации машин -- просто необходимость. С начала года во время проведения различных регистрационных операций в розыск было объявлено порядка 4,5 тыс. машин, найдено более 600. Что касается ситуации с угонами автотранспорта, то в этом плане наиболее проблемными считаются Балашихинский, Люберецкий, Мытищинский, Подольский, Сергиевопосадский и Химкинский районы. Самыми «ходовыми» у угонщиков по-прежнему считаются отечественные «Жигули» -- модели 2110--2115, среди иномарок особой «популярностью» пользуются Toyota, Хонда CR-V, Suzuki Grand Vitara.




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.10.2008
Правоохранительные органы в нынешнем году впервые за последнее десятилетие зафиксировали снижение аварийности на российских дорогах. В МВД наметившуюся положительную тенденцию сразу же связали с ужесточением наказаний за нарушения на дорогах и введением новых способов их фиксации... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика