N°194
20 октября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.10.2008
«Каприч'ио» -- не путать с капучино
Курганский театр кукол «Гулливер» проездом в Москве показал спектакль

версия для печати
На сцене Центра им. Мейерхольда дважды показали кукольное шоу для взрослых «Каприч'ио» (с подзаголовком «Двойной со сливками») курганского областного театра кукол «Гулливер». Оба раза билетов не продавали: московские гастроли что-то вроде случайной, мимолетной остановки. «Каприч'ио» принимал участие в III международном фестивале театра кукол «Чаепитие в Мытищах», а теперь возвращается домой. Спектакль анонсировался как событие («настоящее событие русского театра»), но куда симпатичнее он смотрится в роли спектакля-полустанка -- ты как будто вышел из душного вагона с прокуренным тамбуром, оглянулся ненароком, а вокруг русская пейзажная красота, смесь надрыва и тоски. Не то чтобы нигде такого больше не увидишь, кое-где природа гораздо более изобретательна и разнообразна, но здесь все равно нет-нет да и кольнет. Ворона пролетела через снежное поле, вдали в кажущихся игрушечными домиках зажегся свет, блеснула река -- если все эти наблюдения собрать в одном месте, как раз и выйдет «Каприч'ио», трогательное и по-детски простодушное размышление о мироздании.

На сцене сверкают огоньками, как новогодние гирлянды, полупрозрачные раздвижные ширмы; даже детали театрального механизма выглядят попавшими под действие волшебной палочки. На переднем плане деревенька, выросшая на холмистой местности; одни дома стоят чуть выше, другие чуть ниже. В глубине движущийся в течение всего действия задник, полоска земли, увиденная сверху: нарисованные леса, русла рек, расположившиеся у костра на отдых клоуны-туристы (колпаки и коротенькие ножки-ручки набросаны карандашом, а лица в прорезях полотна настоящие -- морщат носы и щурятся). Через сцену долго-долго бредет тряпичная белая лошадь-сороконожка, оседлавшие ее всадники помахивают фонарями и пускают мыльные пузыри. Домики с уютно горящими окошками вдруг начинают шевелиться, земля под ними -- отрез черной ткани -- вздыбливается и оказывается плащом на плечах огромной фигуры. Она сверкает лезвием косы и уходит, унося с собой заодно и всю деревеньку.

Авторы спектакля ссылаются, объясняя название, на словарь иностранных слов: capriccio -- «инструментальная пьеса свободного построения, виртуозного характера, в эффектном стиле, изобилующая неожиданными оборотами». Здесь действительно нет сквозного сюжета, каждый раз меняется музыка, а постоянные персонажи, вроде Пьеро и небритого горбуна с вороненком на горбу, кажутся не более чем совпадением. Они появляются в нескольких сценах, но так же легко и исчезают, связывая действие лишь условно, всего лишь делая вид, что связывают. Единственным способом связи, который удалось вычислить, является неоднократное повторение не очень оригинальной, но довольно правдоподобной мысли о нерасторжимости жизни и смерти. Например, когда из-за кулис выезжает гигантская кукла с головой в виде черепа, под ее пальто обнаруживается клетка, а в ней два мима, тут же принимающихся дурачиться и строить друг другу рожи. Или когда из реки вылавливают скелет странного существа, оно тут же кидается в эротический танец со стоящей по соседству девушкой, шевеля в такт ребрами и хвостом, похожим на жало.

Все эти фантазии принадлежат одному человеку -- челябинского художника Виктора Плотникова попросили поставить спектакль к юбилею театра. То есть сначала попросили Вячеслава Полунина, чтобы получилось что-нибудь волшебное в его духе, а тот посоветовал обратиться к Плотникову, оформлявшему «Снежное шоу». Хотя в последние годы Плотников занимался немного другим театром (его семейный подряд «Белый козел» -- сам художник, жена и дочка -- устраивал кукольные, умещающиеся на столе представления), он сделал ставку на проверенное сочетание лицедейства, детской непосредственности, сказочных кукол и вещей -- летящих по леске ангелов, скачущей картонной ванны и прыгающих мячей-комет. Единственная загвоздка в этом волшебном мире -- прорехи, когда, например, дирижабль, проплывающий над головами зрителей, не надувается до конца или из-под юбки куклы выглядывают колесики и ноги актеров. В том, чтобы сделать вид, что ничего не произошло, нет ничего сложного, но сделать вид, что тебе снится сон, когда всего лишь слегка прикорнул, гораздо сложнее. Даже тогда, когда сны и герои этих снов отчаянно стараются присниться.
Юлия ЧЕРНИКОВА
//  читайте тему  //  Театр



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  20.10.2008
«Керри» и Раймонд Паулс на фестивале «Балтийский дом»
Всякий отечественный театр мечтает иметь спектакль «для врачей» или, как раньше говорили, «для комиссионок» -- суперуспешную постановку со звездами, билетами на которую можно отблагодарить, подкупить или задобрить нужных и важных людей... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  20.10.2008
Курганский театр кукол «Гулливер» проездом в Москве показал спектакль
На сцене Центра им. Мейерхольда дважды показали кукольное шоу для взрослых «Каприч'ио» (с подзаголовком «Двойной со сливками») курганского областного театра кукол «Гулливер». Оба раза билетов не продавали: московские гастроли что-то вроде случайной, мимолетной остановки... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  20.10.2008
Фильмы 2-го фестиваля современного кино 2morrow
То, что фестиваль «Завтра» -- именно то, чего не хватало современной Москве, уже понятно. Потому что лучшее на нем -- публика: это молодые люди с симпатичными и интеллигентными лицами, ведущие себя вменяемо и даже скромно, вдумчивые, яркие, живые... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  20.10.2008
Молодые художники на "Винзаводе"
Анна Желудь в «Айдан-галерее» представила свой новый проект «Железная свадьба». Серия объектов, выполненных в характерной для Желудь технике (металлическими прутом заданы лишь контуры вещей с соблюдением их реальных размеров), связана с самым «важным» днем в жизни любой девушки, бракосочетанием... >>
//  читайте тему:  Выставки
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика