N°193 17 октября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Двусторонние отражения О театральных контактах России и стран Балтии
В Эстонии и Латвии начались гастроли спектаклей -- лауреатов фестиваля «Золотая маска». Инициатива поддержана министерствами культуры, посольствами, мэриями Риги и Таллина. Четвертый по счету «русский кейс» стартовал в Эстонии «Игроками» Студии театрального искусства и «Спящей красавицей» питерского «Кукольного дома». 16 октября на малой сцене Рижской оперы покажут «Господ Головлевых» Кирилла Серебренникова -- это первый опыт вывоза спектакля за пределы родного МХТ.
Четыре года назад таллинский Art-Forum, узнав про региональные проекты «Маски», пригласил фестиваль к себе в гости. Опыт оказался удачным, его повторили в Риге, с тех пор раз в год обе балтийские страны принимают лучшие российские спектакли. В этом году афиша почти вся московская, и сплошь одна классика: «Игроки» Сергея Женовача, «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса и «Спящая красавица» показываются в Таллине, Тарту и Йыхви, а «Ричард III» Юрия Бутусова, «Господа Головлевы» Серебренникова, «Война и мир» Петра Фоменко, все та же «Счастливая Москва» и кукольные «Спящая красавица» и «Золушка» -- в Риге. Обе программы составлены так, что российский театр выглядит грамотным соединением прекрасной актерской школы и современной режиссуры. Для Латвии и Эстонии эти гастроли -- событие; здесь другие масштабы, гораздо меньше театров, не такой большой, как в Москве, выбор. Самое же главное -- возможность реального диалога культур. На только что сыгранных в Таллине женовачевских «Игроках» вмиг разобрали наушники для перевода, что означает простую вещь -- на хороший русский театр идут и те, кто не знает русского языка. В канун рижской «Маски» в Латвийском национальном театре сыграли недавнюю премьеру -- спектакль Вистурса Кайриша «Времена землемеров» по толстому роману, написанному латышскими классиками, братьями Каудзите. Эпопея, знакомая каждому латышскому школьнику, как нам -- шолоховский «Тихий Дон», описывает передел земель в начале прошлого века, когда вместе с привычным укладом хуторской страны рушилась и личная жизнь каждого в отдельности. В «Землемерах» есть явные гоголевские мотивы -- приезд фальшивого землемера, которому местные крестьяне несут деньги. И есть трагическая история травли местной Офелии, утопившейся после смерти возлюбленного. Трехчасовой спектакль о перипетиях борьбы за землю зал смотрит с тем же вниманием и даже ободрением, с каким в соседней Финляндии смотрят «Неизвестного солдата» Кристиана Смедса (об этом спектакле см. «Время новостей» от 16 октября). Сходство очевидно: оно в предмете интереса режиссера, а вслед за ним и публики. Только Смедсу интересна острая, болезненная военная страница прошлого, а Кайришу -- «скучная» аграрная история его страны. Оба позволяют себе быть неделикатными по отношению к своему народу, оба находят поддержку зала. В давней экранизации «Землемеров» главную роль играла Вия Артмане -- ушедший теперь символ советского прошлого. В постановке молодого Кайриша есть следы иронической ностальгии по 1980-м -- художницей Евой Юрьяне на сцене выстроен сельский клуб с откидными креслами и маленьким буфетом. Ключевой эпизод убран со сцены в оркестровую яму, куда спускается мужской хор, чтобы встретить с почетом нового землемера -- седого номенклатурщика с портфелем в руке и чиновничьем плаще. Из люка выплывает трибуна, с которой местный воротила произносит бессмысленную здравицу, а тем временем задние хористы не выдерживают и начинают подъедать выставленное угощение. Пока одни качают на руках испуганного чиновника, другие набивают живот. Апофеозом пиршества становится «медляк», на который мужчины приглашают друг друга, а самый пьяный, войдя во вкус, самозабвенно танцует со стесняющимся товарищем. Возможен ли успех такого спектакля в Москве -- большой вопрос. Нам скучно думать про прошлое и неинтересно ходить в театр, если это не хорошее развлечение. У небольшой Латвии другие приоритеты -- возможно, потому, что аграрная политика для ее жителей сегодня не отвлеченная тема, а вопрос выживания. Актеры Алвиса Херманиса, спектакли которого для нас и есть современный латышский театр, собирают теперь материал про деревню -- им хочется рассказать о том, чего скоро не станет. Впрочем, как минимум два спектакля из программы рижской «Маски» вписались в здешний контекст -- это «Господа Головлевы» с их устрашающей идеей незаметно подкравшегося тоталитаризма и «Рассказ о счастливой Москве», где путь к социалистической утопии лежит через человеческое несчастье. Месяц назад в рамках большой программы «Русских сезонов в Латвии» в Рижском арсенальном музее была открыта выставка современного российского искусства -- с видеоинсталляциями и работами актуальных художников от «Синих носов» до «Синего супа». Кураторы водили посла РФ в Латвии Александра Вешнякова от спящего в коробочке Ленина к камере, где сидел узник с газетой «Коммерсант»; атмосфера вернисажа вполне соответствовала определению «антисоветская». На гастроли лучших российских спектаклей в Риге пойдут не за политикой, а за искусством. На двуязычных афишах рижской «Маски» помещена фотография Аллы Покровской и Евгения Миронова из «Головлевых», а билеты, самый дорогой из которых стоит 50 лат (около двух с половиной тысяч рублей) на спектакль давно раскуплены. В конце этого года в московском Театре наций выпустит свой первый спектакль с российскими артистами Алвис Херманис. Весной на «Золотую маску плюс» привезут лучшие латышские и эстонские спектакли последнего времени. Идут переговоры Латвийского национального театра с Серебренниковым. Все это означает, что при желании мы можем видеть и понимать друг друга -- театр помогает здесь лучше, чем политика. |
В Малом театре поставили Максима Горького «Дети солнца» не самая известная из пьес пролетарского классика, и в постсоветское время она ставится редко: сейчас в Москве ее только в Малом театре и можно увидеть. Горький написал «Детей солнца» в 1905 году в Петропавловской крепости, куда попал после 9 января... >>
Работы Хаима Сокола и Андрея Кузькина в фонде Stella Art Хаим Сокол и Андрей Кузькин по общему признанию -- лучшие художники 1-й московской молодежной биеннале современного искусства «Стой! Кто идет?» (состоялась летом этого года). Оба активно общаются с традицией концептуального искусства, в котором истинный смысл увиденного считывается в интерпретации, в метаязыке... >>
К девяностолетию Александра Галича В те уже баснословные (бессовестно и бездарно, но вполне эффективно оболганные) года, когда имя Галича превращалось из злокозненной контрабанды в общественную собственность, редкий разговор о его поэзии и судьбе обходился без цитат из «Когда я вернусь...» и «Песни об отчем доме» -- разумеется, с приличествующими печально-просветленными комментариями... >>
О театральных контактах России и стран Балтии В Эстонии и Латвии начались гастроли спектаклей -- лауреатов фестиваля «Золотая маска». Инициатива поддержана министерствами культуры, посольствами, мэриями Риги и Таллина. Четвертый по счету «русский кейс» стартовал в Эстонии «Игроками» Студии театрального искусства и «Спящей красавицей» питерского «Кукольного дома»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|