N°171
17 сентября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.09.2008
Хорошо пошли
Нетбуки теснят на рынке полноценные компьютеры

версия для печати
Технологии играют на понижение. Многолетняя тенденция развития, суть которой заключалась в формуле "растет мощность компьютера, но не его цена", сломлена пустяковым в буквальном смысле мелким изделием: нетбуками. Благодаря нетбукам выяснилось, что пользователь больше не хочет мощные компьютеры. Он хочет дешевые.

По данным агентства IDC, в этом году в мире будет продано 3,5 млн нетбуков, в 2012-м -- 9,2 млн. А эксперты агентства Gartner заявляют о 5,2 млн и 50 млн соответственно. Такая разница в прогнозах обычное дело для аналитиков. Но те и другие единодушны в оценке тенденции.

Родоначальником нового направления развития компьютерной техники стал, сам того не зная, ASUS eee PC. Просто маленький компьютер, однако работающий под нормальной операционной системой (XP) и функционально равный ноутбуку пятилетней давности. ASUSTeK с этим изделием попал в яблочко. Конкуренты, оправившись от удивления, немедленно открыли шквальный огонь по той же цели.

За год, прошедший с момента анонсирования ASUS eee PC -- первых устройств такого типа, недорогие ноутбуки успели образовать отдельную категорию ПК-нетбуков и обзавестись собственным процессором, специально для них придуманным, -- экономичным Intel Atom. Однако Intel уже не в состоянии удовлетворить спрос на этот процессор, вынуждая производителей ставить в нетбуки древний Celeron.

Дефицитный кристалл Atom используется и в настольных машинах. На днях Dell объявила, что в следующем месяце начнет торговать в России компьютерами серии VOSTRO (ноутбуки и десктопы), использующими именно этот процессор. Поставляться эти машины будут, кстати говоря, с Ubuntu Linux. Это лучшее подтверждение тому, что правило "мощность растет, цена нет" более не действует. Уж если Dell гонится за дешевизной и изменяет Microsoft, своему старейшему союзнику, значит, потребителю, т.е. нам с вами, следует задуматься об IT-дауншифтинге.

Но вернемся к нетбукам. Термин этот был впервые использован компанией Psion (той самой, которая породила рынок карманных компьютеров, впоследствии захваченный Windows CE) в 1999 году для обозначения одной из моделей мини-ноутбука Psion Netbook, оснащенного QWERTY-клавиатурой. Спустя год производство Psion Netbook прекратилось. В современной трактовке это слово введено в обращение компанией Intel в феврале 2008 года и впервые встречается в статье на сайте Bloomberg.com, сообщает "Википедия". Нетбуки -- это дешевые легкие ноутбуки, предназначенные в первую очередь для выхода в Интернет, работающие под Linux или Windows XP, зачастую имеющие вместо классического "винчестера" твердотельный накопитель. Формальные признаки нетбука таковы: модуль Wi-Fi, сетевой порт и пара-тройка USB-выходов. Желательны, но не обязательны колонки и веб-камера. И главное -- приемлемая цена. Формальный порог ("дороже уже не нетбук") отсутствует, но потребитель отлично знает, о чем речь: нетбук радикально дешевле "нормального" ноутбука.

С ценой в России, увы, дело обстоит пока хуже, чем везде. Она на 15--25% выше, чем в США или Европе. Например, нетбук ASUS eee PC 900 с 12 Гб памяти для хранения данных, 1 Гб оперативной и ОС Linux стоит в американском Walmart 448 долл. (11,5 тыс. руб.), в российском ИОН -- уже 13 690 руб., а в "Эльдорадо" -- и вовсе 15 299 руб. Отечественные продавцы объясняют такую ситуацию высокими таможенными пошлинами и сравнительно небольшими объемами закупок.

По времени появления новинок российский рынок на месяц-другой отстает от мирового. Нетбуки Acer Aspire One появились в рознице в конце августа, тогда как продажи в США и Европе начались в июле. ASUS eee PC на европейском рынке продавали с сентября, а в Россию официально завезли лишь незадолго до новогодних праздников.

Самый большой ассортимент нетбуков в отечественных розничных сетях обнаружился в ИОН -- десять конфигураций ASUS eee PC, две -- Acer Aspire One и одна -- MSI Wind. По словам директора по маркетингу Вилли Крючкова, планируется расширять ассортимент, поскольку нетбуки продаются хорошо. Объемы продаж он сообщить отказался.

"Эльдорадо" с июля торгует нетбуками под собственным брендом Cameron Maxmedia. К настоящему моменту продано 7 тыс. этих нетбуков, к концу года планируется реализовать порядка 50 тыс. С марта в "Эльдорадо" было продано более 50 тыс. нетбуков ASUS eee PC.

Российские сборщики также намерены поучаствовать в этом празднике. По словам начальника отдела маркетинга и PR «K-Системс/IRBIS» Лады Белан, компания не просто планирует работать в сегменте нетбуков, но и скоро выведет на рынок 8,9-дюймовую модель IRBIS Mobile. Сведения эти сопровождаются словами: "Бессмысленно делать вид, что тренда не существует. Даже если ажиотажного спроса не будет, он останется очень высоким".

Depo Computers разместила на сайте информацию о четырех ноутбуках собственной сборки, среди которых модель C8730 с 7-дюймовым экраном. По характеристикам она подходит под определение нетбука, однако заявленная цена -- от 16 752 руб. -- заставляет усомниться в видовой принадлежности изделия. Впрочем, за такие деньги продается ASUS eee PC -- самый мощный.

В начале августа свою линейку нетбуков представила Rover Computers. Модели RoverBook Neo оснащены процессором Intel Atom 1,6 ГГц, 1 Гб оперативной памяти и жестким диском от 80 Гб. Купить их можно за 13--15 тыс. руб. Но, по словам продавца в одном из магазинов, этот нетбук не пользуется большим спросом: в неделю продаются два-три Neo и около 20 штук eee PC.

В российском ASUSTeK нам сообщили, что в апреле в России было продано 35 тыс. ASUS eee PC, а в августе -- уже 123 тыс. штук.

Общее число проданных в России нетбуков к концу года может превысить, если верить на слово производителям и продавцам и суммировать их показания воедино, 500 тыс. Неправдоподобно много: 10--15% от мировых продаж, спрогнозированных соответственно Gartner и IDC. Лишний повод сказать о том, что относиться к сведениям, предоставляемым участниками российского рынка, следует осторожно.

По мнению представителя ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), рынок будет меньше, но все равно немаленький -- "порядка 300 тыс. штук". То есть около 3 млрд рублей.
Виктория СОКОЛОВСКАЯ, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.09.2008
Российский IT-рынок непрозрачен, и это многих устраивает
Год назад аналитическое агентство IDC совместно с ЛИНЭКС (Лигой независимых экспертов в области IT) опубликовало «индекс доверия» российским IT-компаниям, подразумевая под ним степень доверия к предоставляемым компаниями данным об объемах выполненных ими работ... >>
  • //  17.09.2008
Нетбуки теснят на рынке полноценные компьютеры
Технологии играют на понижение. Многолетняя тенденция развития, суть которой заключалась в формуле "растет мощность компьютера, но не его цена", сломлена пустяковым в буквальном смысле мелким изделием: нетбуками... >>
  • //  17.09.2008
Владельцы сайта не смогли защитить в суде честь доменного имени
Судебное счастье изменило "Одноклассникам". 11 августа компания «Одноклассники.ru» выиграла дело против "КМ онлайн", а 15 сентября проиграла издательству "Эксмо"... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика