N°171
17 сентября 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.09.2008
Чистота цифр и деловых нравов
Российский IT-рынок непрозрачен, и это многих устраивает

версия для печати
Год назад аналитическое агентство IDC совместно с ЛИНЭКС (Лигой независимых экспертов в области IT) опубликовало «индекс доверия» российским IT-компаниям, подразумевая под ним степень доверия к предоставляемым компаниями данным об объемах выполненных ими работ. Тогда оказалось, что девять из 25 крупнейших игроков завышают показатели на 25%, а особо азартные игроки -- на 125% и больше. В результате общая оценка рынка IT-услуг снизилась до 2,99 млрд долл., его рост «замедлен» с 43% до 23%, а доля десяти ведущих компаний составила не половину его, а «скромные» 33%.

И вот теперь погрешность в декларируемой российскими IT-компаниями выручке от IT-услуг снизилась в 3,7 раза -- таков совместный вывод IDC и ЛИНЭКС, объявленный на прошлой неделе на созванном по такому случаю брифинге в московском Доме журналиста.

Аналитики, виновные в прошлогоднем скандале, демонстрировали миролюбие. «Мы не хотим обижать компании, -- объяснил нашему корреспонденту ведущий аналитик IDC Александр Прохоров. -- Наша задача -- считать рынок по сегментам». «Проводить такие жесткие эксперименты довольно трудно, -- соглашается председатель совета ЛИНЭКС Сергей Карелов, вспоминая «рейтинг доверия». -- Цель -- не кого-то обидеть, а повысить прозрачность».

Высшая лига

В тoп-10 ведущих поставщиков IT-услуг, по версии IDC, вошли IBS, "Техносерв А/С", КРОК, "Оптима", "Ланит", "Компьюлинк", "Ай-Теко", HP, EPAM и R-Style. Вместе они заняли 41,5% рынка. Если же считать субконтракты и офшорные заказы (т.е. экспортируемые IT-услуги), то тройка лидеров выглядит так: IBS (6,9%), "Техносерв A/C" (6,2%) и КРОК (6,0%). За вычетом же офшорного программирования и субконтрактов тройка будет выглядеть иначе: "Техносерв A/C" (6,5%), КРОК (6,2%) и IBS (5,7%).

Крупнейшим системным интегратором в IDC признали компанию КРОК с долей 18,5% от рынка (включая субконтракт, но без офшоринга). Вторым идет "Техносерв A/C" (13,9%), затем "Компьюлинк" (9,6%).

Что касается IT-рынка в целом, то к 2009 году он вырастет с 4,4 млрд долл. до 8 млрд долл., увеличившись вдвое по сравнению с 2006 годом, прогнозирует IDC.

На этом IDC (Александр Прохоров) уступил место ЛИНЭКС (Сергей Карелов). И речь пошла о прозрачности.

У всех своя правда

Для качественного обслуживания участников рынка аналитикам нужны: 1) достоверные показатели бизнеса IT-компаний; 2) исчерпывающая информация о заключаемых сделках; 3) прозрачность IT-бюджетов компаний, потребляющих IT-услуги.

На российском IT-рынке неплохо пока только с информацией о числе объявляемых контрактов, сообщил г-н Карелов. Но прозрачность рынка все-таки растет. То, что расхождение между декларируемой компаниями выручкой и оценками этой выручки ЛИНЭКС уменьшилось в 3,7 раза, -- "колоссальный прорыв". "Просветительская работа аналитиков, и ЛИНЭКС в том числе, а также создание механизмов косвенной проверки привели к большей осмотрительности в заявлениях, -- согласен совладелец компании "АйТи" Игорь Касимов. -- Но действуют и другие сильные факторы -- начинающаяся капитализация отрасли и цивилизаторская политика государства".

Однако методических проблем аналитикам хватит надолго. Например, предстоит решить, какой тип бизнеса относить к понятию "IT-услуга". Простой пример: производитель поставляет "железо", т.е. оборудование, софт и услуги. Так он и сообщает аналитикам. Однако клиент покупает не все, что ему предлагается, выясняют те же аналитики. Только в IT-консалтинге и внедрении приложений клиенты покупают 100% услуг, а в решениях в области IT-инфраструктуры 70% составляет стоимость "железа", 23% -- софт и только 7% -- услуги. При этом ничто не мешает компании завысить объем оказанных IT-услуг. Это и снижает прозрачность рынка.

Бизнесмены, вот вам меч!

Но зачем прозрачность самим участникам рынка? Публичных IT-компаний в стране практически нет, и отчитываться бизнесу о проделанной работе, следовательно, не перед кем.

Внимательно выслушав г-на Карелова, Ирина Семенова из "Компьюлинка" заявила, что ставит под сомнение возможности ЛИНЭКС готовить подобные исследования. Она напомнила о письме от 30 июля за подписью представителей "Компьюлинк", КРОК, "Ай-Теко", ЛАНИТ и R-Style главе IDC Кирку Кэмпбеллу. Подписанты тогда пригрозили IDC прекращением сотрудничества, если аналитики не перестанут их обижать недоверием к предоставляемой информации. При подготовке "коэффициентов доверия" IDC сотрудничала с ЛИНЭКС, и именно ЛИНЭКС и есть главный обидчик компаний, чья репутация пострадала из-за невысокого "индекса доверия". Письмо г-ну Кэмпбеллу имело мишенью, конечно, не IDC, а российских экспертов, которые с IDC сотрудничали.

"Я прекрасно понимаю, что скажет западный менеджмент, прочитав такое письмо. Там есть все -- от доноса и плохого английского языка до полного непонимания того, как работают западные компании, -- парирует Сергей Карелов. -- Очень сожалею, что у руководства крупной компании появилась возможность посмотреть на нашу страну как на край непуганых идиотов. Не я откопал этот меч".

Однако г-жу Семенову из "Компьюлинка" поддержали коллеги из КРОК и "Инфосистемы Джет". По их мнению, нельзя требовать прозрачности от участников рынка, когда заставить заказчиков назвать собственный IT-бюджет -- задача нереальная.

Следом Сергей Карелов предложил присутствующим другой вариант -- подписать хартию IT-лидеров "За прозрачный рынок". "Мы ее уже подготовили, -- сказал он. -- Это будет не хартия ЛИНЭКС, а документ самих лидеров IT-рынка. Чтобы они могли больше доверять аналитикам и тратить деньги на их отчеты с чувством глубокого внутреннего удовлетворения".

Время хартий и воззваний

У большинства аудитории предложение г-на Карелова энтузиазма не вызвало. А после рассуждений одного из присутствовавших журналистов о том, что рынку хорошо быть непрозрачным, присутствующие даже поаплодировали.

У аналитиков есть, разумеется, и сторонники. Под предлагаемой хартией подписался бы, например, Игорь Касимов. "Мы считаем, что прозрачность является вызовом, стоящим перед нашим рынком, -- считает он. -- Хотя открытость компаний пока определяется в основном позицией их руководителей, важно, чтобы процесс продолжался, набиралась критическая масса и прозрачность становилась деловой практикой".

Пока, однако, критическая масса еще не набрана. Рынок находится в феодальной стадии развития, сопровождаемой написанием хартий и воззваний к заморским начальникам местных аналитиков IDC. На таком рынке прозрачность многим игрокам, если не большинству, действительно ни к чему.

"Непрозрачность IT-рынка вносит свой вклад в неэффективность российской экономики", -- резюмировал Сергей Карелов. Этого утверждения большинство присутствовавших уже не услышало. Ушли на обед в кулуары Домжура.
Виктория МУСОРИНА, iToday.ru, -- специально для «Времени новостей»



реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.09.2008
Российский IT-рынок непрозрачен, и это многих устраивает
Год назад аналитическое агентство IDC совместно с ЛИНЭКС (Лигой независимых экспертов в области IT) опубликовало «индекс доверия» российским IT-компаниям, подразумевая под ним степень доверия к предоставляемым компаниями данным об объемах выполненных ими работ... >>
  • //  17.09.2008
Нетбуки теснят на рынке полноценные компьютеры
Технологии играют на понижение. Многолетняя тенденция развития, суть которой заключалась в формуле "растет мощность компьютера, но не его цена", сломлена пустяковым в буквальном смысле мелким изделием: нетбуками... >>
  • //  17.09.2008
Владельцы сайта не смогли защитить в суде честь доменного имени
Судебное счастье изменило "Одноклассникам". 11 августа компания «Одноклассники.ru» выиграла дело против "КМ онлайн", а 15 сентября проиграла издательству "Эксмо"... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика