N°170 16 сентября 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Реформе нужна корректировка Эксперты подводят промежуточные итоги реформирования железнодорожного транспорта
В 2008 году исполняется десять лет с начала реформы железнодорожного транспорта. За это время из старого Министерства путей сообщения был выделен хозяйствующий субъект -- ОАО «РЖД», которое демонстрирует совсем неплохие показатели хозяйственной деятельности. В момент начала реформы отрасль работала в условиях избытка технических средств и недостатка финансовых ресурсов, необходимых для их поддержания. Вместе с ростом экономики увеличился грузооборот, финансовое состояние отрасли значительно улучшилось.
Изменилась за годы реформы и нормативная база работы железных дорог. В стране появилась рассчитанная до 2020 года Транспортная стратегия и проект Транспортной стратегии до 2030 года, принята Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. По мнению экспертов, накопленный за годы реформы опыт и принятые документы, которые определяют развитие транспорта в ближайшие десятилетия, явно требуют корректировки программы реформирования железнодорожного хозяйства, формулирования новых подходов в этой сфере. Однако до сих пор официальная государственная политика в этой сфере ориентируется на состояние железнодорожного транспорта конца 1990-х годов. По сути, необходимо привести реформу в соответствие с современными реалиями. Какой должна быть эта корректировка? Большинство аналитиков указывают на неоднозначный мировой опыт аналогичных по идеологии реформ, которые предполагают максимальное выделение в сложных инфраструктурных системах конкурентных секторов и их демонополизацию. Как отмечает один из крупнейших в России исследовательских центров, занятых разработкой этой темы -- Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ), чаще всего безоговорочное стремление к конкуренции на железнодорожном транспорте в качестве безусловного приоритета приводит или к стагнации естественно-монопольной части (не подлежащих разделению сетей) и появлению структурных перекосов, или к необходимости их прямого масштабного субсидирования со стороны государства. Разделение интегрированных компаний неизбежно приводит и к возрастанию общего объема издержек. Согласно расчетам американских экономистов, организационное разделение перевозочной деятельности и инфраструктуры в рамках одного холдинга приводит к росту издержек на 40%, а полная дезинтеграция -- еще на 70%. В условиях, когда видны существенные угрозы, необходимо избрать путь, который обеспечит максимальную эффективность функционирования железнодорожного хозяйства на долгие десятилетия вперед. Это особенно важно еще и потому, что железные дороги в России являются, по сути, инфраструктурной основой экономического роста, оказывающей значительное воздействие на себестоимость продукции ключевых отраслей экономики страны. По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, при определении стратегии дальнейшего реформирования необходимо обозначить целевые модели всех ключевых рынков, связанных со сферой железнодорожного транспорта, с прагматической точки зрения оценить риски реализации мероприятий в рамках реформы и эффект, к которому они должны привести. «В конечном итоге речь идет о выборе ключевого приоритета: выбор идет между безусловным обеспечением эффективности работы железнодорожного транспорта и развитием конкуренции, -- говорит Юрий Саакян. -- Это настоящая развилка. Опыт показывает, что достижение полной совместимости этих задач невозможно». Вряд ли решение можно откладывать надолго. В условиях углубляющейся глобализации от эффективности железнодорожной отрасли будет серьезно зависеть мировая конкурентоспособность России как государства и экономической системы. опубликовано в рубрике позиция |
Президент обещал бизнесу, что война не скажется на экономической политике «Даже при наличии разных мнений на экономические проблемы внутри страны позиция бизнеса и власти во внешних отношениях будет единой. Я в этом не сомневаюсь. Власть, государство будет защищать бизнес... >>
НАТО будет сотрудничать с Грузией Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, прибывший вчера в Тбилиси на открытие выездного заседания Совета альянса, вызвал смятение в умах грузинских политологов... >>
Увеличение расходов на оборону в 2009 году осталось военной тайной Судьбу бюджета на ближайшие три года можно считать окончательно предрешенной... >>
Демократы предпринимают очередную попытку объединиться В том, что демократам необходимо объединиться, не сомневается ни один демократ. Но счастливый день единства и согласия все не наступает. Ведь у каждой демократической силы свои представления о том, как, когда и с кем нужно объединяться... >>
Армянская оппозиция провела первый санкционированный митинг В Ереване вчера прошел многотысячный митинг оппозиции, возглавляемой первым президентом этой страны Левоном Тер-Петросяном. Оппозиция добивается отставки избранного 19 февраля этого года президента Сержа Саргсяна, который сменил на этом посту Роберта Кочаряна... >>
Эксперты подводят промежуточные итоги реформирования железнодорожного транспорта В 2008 году исполняется десять лет с начала реформы железнодорожного транспорта. За это время из старого Министерства путей сообщения был выделен хозяйствующий субъект -- ОАО «РЖД», которое демонстрирует совсем неплохие показатели хозяйственной деятельности... >>
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, находящийся в Грузии в связи с выездным заседанием Совета Североатлантического альянса, во вторник встретится с грузинскими оппозиционерами... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|