N°122 10 июля 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
И завертевший нас обман «Невидимое различие» в «АРТСтрелке-projects»
В рамках первой Московской биеннале современного искусства «Стой, кто идет?» открылась выставка «Невидимое различие». Кураторы выставки Александр Евангели и Сергей Хачатуров предложили трем художницам поиграть в игру «не верь глазам своим» и радикализировать вопросы современности «не изображая видимое, а делая видимыми» (Пауль Клее) механизмы и смыслы реальности.
Выставка разместилась в двух залах. Первый зал занимают работы Жанны Кадыровой и Дианы Мачулиной. Второй отдан инсталляции Ирины Кориной. Все работы удивляют масштабом и чувством большой пластической формы. Монументализм с современным искусством обычно не в ладах, и приятно, что в случае с Кориной, Кадыровой и Мачулиной все, как говорится, срослось. Эпитет «неоамазонки неоавангарда» к ним вполне применим. Встречает посетителей работа Жанны -- огромная морская раковина с розовым чревом. «Сначала у меня родилась идея материала, потом я искала образ композиции», -- объясняет Кадырова. Материал ее работы -- пластик, который используют для облицовки ванных комнат, потолков, выражаясь конкретнее -- фэйковый стройматериал. Как считает куратор Евангели, «объект Жанны Кадыровой -- вопиющее вторжение эстетики стройки в строй возвышенного, фактически его катастрофа. Ее объект отсылает к контексту становления, который оказывается носителем стиля, эстетики, идеологии и характеризует строящуюся Москву и само неустойчивое, насыщенное энергией состояние человека в городе». Диана Мачулина решила увеличить до размера живописной фрески малюсенькую фотографию из газеты «Труд» 1985 года к материалу, посвященному празднованию юбилея Победы. На снимке запечатлено заседание президиума в Кремлевском дворце съездов. Под огромной скульптурой Ленина. Впереди на трибуне -- Горбачев. Фотография была выбрана не случайно: из-за нее уволили многих сотрудников газеты. Проблема заключалась в том, что в первоначальном варианте трибуна генсека была смещена сильно вправо. А хотелось парадно, в центре. С помощью монтажа и ретуши трибуну передвинули. Но номер не вполне удался. Узнаваемая лысина оказалась и над трибуной и на столе перед чиновниками. Ее забыли заретушировать. Пол-лица Михаила Сергеевича странным фантомом лежит у рук народных слуг. Разделение власти в прямом смысле этого слова. Смазанные лица на картине и серая газетная бумага вполне адекватны ощущению агонии Советского государства. Картина занимает почти всю стену выставочного зала. Сюрпризом первого зала стало визуальное объединение двух композиций. Втекание картины Дианы Мачулиной в композицию Жанны Кадыровой никак не предполагалось художницами на стадии их создания. «На стадии творчества у меня была одна проблема -- проблема нарисовать множество лиц чересчур многочисленного президиума», -- признается Диана. Однако длинные столы президиума вторят виткам спирали раковины, завершение которой вдруг напомнило башню Третьего интернационала. Так возникла тема утопии и антиутопии коммунизма. Номенклатура СССР, слуги народа лихо закручиваются в спираль симулятивного синтетического организма-раковины и исчезают в ее пародийном розовом лоне. Все зарифмовано и колористически (гризайлевый, «газетный» цвет картины и серый с голубым -- раковины, белые стены и имитирующий кафель серый пол). Поиски другого «невидимого различия» реальности и ее симуляций предлагает совершить удостоившаяся отдельного зала работа Ирины Кориной. Ее «Изба» создана к серии «Нервная почва» и представляет собой огромный объект-имитацию. Из тех же фэйковых синтетических материалов, что сегодня используются в конструкции и декорации офисов и жилья, «срублен» домик с притворными бревнами (обклеенные пленкой с древесными узорами волокнистые кольца для канализационных труб). Изба похожа на иллюстрации к сказкам, но из окна ее лезут какие-то пластиковые корни. То ли природа домика мутирует в собственном чреве, то ли избушку просто тошнит от фэйка. Мы пытаемся обмануть себя, вспоминая утопии жизни в согласии с естеством, рекламируя верность традициям, былым идиллиям и корням. А симулятивная природа этой рекламной, официально поддержанной ностальгии, налицо. «Невидимое различие» можно увидеть в галерее «АРТСтрелка-projects» до 31 июля. |
Судьба коллекции современного искусства Третьяковки вызывает тревогу За последние дни прошли две пресс-конференции по поводу очень печальному: приказом генерального директора ГТГ Валентина Родионова был уволен начальник отдела новейших течений галереи Андрей Ерофеев. Официальная причина: нарушение учета и хранения музейных ценностей... >>
«Невидимое различие» в «АРТСтрелке-projects» В рамках первой Московской биеннале современного искусства «Стой, кто идет?» открылась выставка «Невидимое различие»... >>
Классическая музыка на DVD В то время как жестокий кризис продолжает терзать рынок классической звукозаписи и крупнейшие лейблы вроде Deutsche Grammophon и Decca «затягивают пояса», на DVD выбор классики становится больше с каждым днем -- как выясняется, гораздо дешевле записать оперный спектакль «вживую», в театре, нежели записывать оперу в студии... >>
Девушки, привыкшие рыдать над романами Януша Вишневского, будут разочарованы: «Мартина» -- это облегченный вариант «мази Вишневского», хотя состав всех ингредиентов тот же... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|