Время новостей
     N°122, 10 июля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2008
И завертевший нас обман
«Невидимое различие» в «АРТСтрелке-projects»
В рамках первой Московской биеннале современного искусства «Стой, кто идет?» открылась выставка «Невидимое различие». Кураторы выставки Александр Евангели и Сергей Хачатуров предложили трем художницам поиграть в игру «не верь глазам своим» и радикализировать вопросы современности «не изображая видимое, а делая видимыми» (Пауль Клее) механизмы и смыслы реальности.

Выставка разместилась в двух залах. Первый зал занимают работы Жанны Кадыровой и Дианы Мачулиной. Второй отдан инсталляции Ирины Кориной. Все работы удивляют масштабом и чувством большой пластической формы. Монументализм с современным искусством обычно не в ладах, и приятно, что в случае с Кориной, Кадыровой и Мачулиной все, как говорится, срослось. Эпитет «неоамазонки неоавангарда» к ним вполне применим. Встречает посетителей работа Жанны -- огромная морская раковина с розовым чревом. «Сначала у меня родилась идея материала, потом я искала образ композиции», -- объясняет Кадырова. Материал ее работы -- пластик, который используют для облицовки ванных комнат, потолков, выражаясь конкретнее -- фэйковый стройматериал. Как считает куратор Евангели, «объект Жанны Кадыровой -- вопиющее вторжение эстетики стройки в строй возвышенного, фактически его катастрофа. Ее объект отсылает к контексту становления, который оказывается носителем стиля, эстетики, идеологии и характеризует строящуюся Москву и само неустойчивое, насыщенное энергией состояние человека в городе».

Диана Мачулина решила увеличить до размера живописной фрески малюсенькую фотографию из газеты «Труд» 1985 года к материалу, посвященному празднованию юбилея Победы. На снимке запечатлено заседание президиума в Кремлевском дворце съездов. Под огромной скульптурой Ленина. Впереди на трибуне -- Горбачев. Фотография была выбрана не случайно: из-за нее уволили многих сотрудников газеты. Проблема заключалась в том, что в первоначальном варианте трибуна генсека была смещена сильно вправо. А хотелось парадно, в центре. С помощью монтажа и ретуши трибуну передвинули. Но номер не вполне удался. Узнаваемая лысина оказалась и над трибуной и на столе перед чиновниками. Ее забыли заретушировать. Пол-лица Михаила Сергеевича странным фантомом лежит у рук народных слуг. Разделение власти в прямом смысле этого слова. Смазанные лица на картине и серая газетная бумага вполне адекватны ощущению агонии Советского государства. Картина занимает почти всю стену выставочного зала.

Сюрпризом первого зала стало визуальное объединение двух композиций. Втекание картины Дианы Мачулиной в композицию Жанны Кадыровой никак не предполагалось художницами на стадии их создания. «На стадии творчества у меня была одна проблема -- проблема нарисовать множество лиц чересчур многочисленного президиума», -- признается Диана. Однако длинные столы президиума вторят виткам спирали раковины, завершение которой вдруг напомнило башню Третьего интернационала. Так возникла тема утопии и антиутопии коммунизма. Номенклатура СССР, слуги народа лихо закручиваются в спираль симулятивного синтетического организма-раковины и исчезают в ее пародийном розовом лоне. Все зарифмовано и колористически (гризайлевый, «газетный» цвет картины и серый с голубым -- раковины, белые стены и имитирующий кафель серый пол).

Поиски другого «невидимого различия» реальности и ее симуляций предлагает совершить удостоившаяся отдельного зала работа Ирины Кориной. Ее «Изба» создана к серии «Нервная почва» и представляет собой огромный объект-имитацию. Из тех же фэйковых синтетических материалов, что сегодня используются в конструкции и декорации офисов и жилья, «срублен» домик с притворными бревнами (обклеенные пленкой с древесными узорами волокнистые кольца для канализационных труб). Изба похожа на иллюстрации к сказкам, но из окна ее лезут какие-то пластиковые корни. То ли природа домика мутирует в собственном чреве, то ли избушку просто тошнит от фэйка. Мы пытаемся обмануть себя, вспоминая утопии жизни в согласии с естеством, рекламируя верность традициям, былым идиллиям и корням. А симулятивная природа этой рекламной, официально поддержанной ностальгии, налицо.

«Невидимое различие» можно увидеть в галерее «АРТСтрелка-projects» до 31 июля.

Петр ЛАРИОНОВ
//  читайте тему  //  Выставки