N°113 27 июня 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Живые куклы «Дом Бернарды Альбы» на фестивале «Другой театр из Франции и не только»
Единственный не французский спектакль на идущем сейчас фестивале «Другого театра» -- «Дом Бернарды Альбы» Лорки в постановке швейцарского театра «Англеданж». Его режиссер, имеющий русские корни Андреа Новиков, придумал сделать из трагической пьесы Лорки кукольный гиньоль, но только кукол у него изображают живые актеры. Точно, как делают в современном кукольном театре, он закрыл сцену щитом, в котором оставил прямоугольное «окно» в пространство, где и живут героини -- маленькие уродливые человечки с коротенькими ручками. Нижняя часть тел актеров закрыта щитом, верхняя одета в короткие платьица, руки спрятаны в широкие рукава, и женщины, передвигаясь, смешно трясут плечами, будто семенящие марионетки, задевающие подолами «пол». И все же больше они похожи на крупноголовых карлиц, чем на кукол.
Спектакль получился изобретательным и страшновато-красивым. Окна, у которых сидят одиноко стареющие девушки, обозначены световыми четырехугольниками на рядах прозрачных занавесей, придавая маленькой сцене глубину. Сумасшедшая старуха-мать мрачной вдовы Бернарды появляется за задней полупрозрачной завесой смутно-поэтической фигурой невесты и теневым театром, а тени ее протянутых рук тянутся, как бесконечные ветви. Руки вообще очень важный образ для режиссера: коротенькими ручками в широких рукавах старые женщины хлопают, как курицы, и голоса их в это время превращаются в куриное квохтанье, но когда юная Адела тянет руки к светящемуся звездами небу, они выпрастываются из рукавов длинные, будто раскладные телескопы. Сцену, где две сестры, сидя в крошечных комнатках, переговариваются через стенку, режиссер и вовсе сделал нарисованной: актеры, как на курортных фотографиях, лишь вставляют головы и руки в дырки на живописном холсте, чтобы стать девушками, скорчившимися в комнатушках-коробочках. И все же, несмотря на изобретательность, кажется, что эффектный «кукольный» прием по отношению к магической и страстной пьесе Лорки не работает. Да, смотреть на этих запертых в доме уродливых девушек, увядших, не расцветши, страшновато и смешно, а то, что некоторых женщин играют мужчины, добавляет им комичности. Да, героини в традиционных испанских костюмах, с густо вымазанными краской лицами, с дергаными движениями и напряженными писклявыми голосами, похожи на кукол. Ну и что? Никакого приращения смысла не происходит, и то, что выглядело бы многозначным, если бы спектакль был и вправду кукольным, кажется однообразным, обедненным, недоигранным, если кукол изображают люди. И когда в финале мы видим висящее в петле тельце самоубийцы Аделы, решившей, что застрелен ее любимый, никакого катарсиса не происходит. Все же было не по-настоящему -- так, эффектные картинки. Впрочем, все это совсем не значит, что привозить из Швейцарии спектакль Новикова Театру наций не стоило, очень даже стоило, ведь таких придумщиков в нашем театре почти не бывает. Ну и почти по анекдоту: «Во-первых, это красиво». |
«Дом Бернарды Альбы» на фестивале «Другой театр из Франции и не только» Единственный не французский спектакль на идущем сейчас фестивале «Другого театра» -- «Дом Бернарды Альбы» Лорки в постановке швейцарского театра «Англеданж». Его режиссер, имеющий русские корни Андреа Новиков, придумал сделать из трагической пьесы Лорки кукольный гиньоль, но только кукол у него изображают живые актеры... >>
Газета «Время новостей» следит за тревожными событиями, разворачивающимися вокруг здания на Крымском валу, которое делят Центральный дом художника и Третьяковская галерея... >>
МДФ тут как тут Московский дом фотографии -- пожалуй, единственная столичная институция, способная быть чутким барометром самых интересных событий общественной и культурной жизни. Открылся у нас юбилейный Московский кинофестиваль с отличной параллельной программой, в рамках которой проходит ретроспектива фильмов с участием Изабель Юппер... >>
На ММКФ показали фильм Гая Мэддина «Врезалось в память» Уже около двадцати лет канадский авангардист Гай Мэддин снимает так, словно развитие кино остановилось годах в 30-х, в крайнем случае в 40-х. А если оно все же развивалось, то, как дерево в притче писателя Михаила Соковнина, вместо того чтобы расти вверх, росло внутрь себя, стараясь дойти до собственного корня... >>
Организаторы нового портала о культуре Openspace.ru -- люди очень амбициозные. Ведь для того, чтобы проект окупался (а это коммерческий, то есть самофинансируемый ресурс), он должен собрать примерно полмиллиона посетителей... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|