N°104
16 июня 2008
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.06.2008
От Лондона до самых до окраин
Закончился смотр симфонических оркестров мира

версия для печати
В этом году в афише фестиваля симфонических оркестров аккуратно чередовались события яркие и блеклые -- нельзя было предугадать, ждет ли тебя разочарование или откровение. Невнятный Бамбергский оркестр сменился блестящим оркестром Шведского радио; далее, по всем прогнозам, должен был бы удачно прозвучать Лондонский королевский филармонический оркестр, после чего следовала главная загадка -- непонятного качества объединенный коллектив российских музыкантов, ведомый Валерием Гергиевым с не менее непонятной Шестой симфонией Алексея Рыбникова.

Получилось неожиданно -- насколько разочаровывающим стало выступление лондонских гостей, настолько воодушевила «российская сборная». Причина неудачи лондонцев в редком равнодушии, которое источал маэстро Даниэль Гатти, и формальной, посредственной даже на техническом уровне (обидные ляпы меди, мутный звук флейт и гобоев, нескоординированные струнные) работе музыкантов. Казалось бы, такие «реактивные» опусы, как «Тиль Уленшпигель» и «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, должны провоцировать выплеск адреналина, оркестр же действовал со сосредоточенностью иллюстратора, оформляющего музыкальный ряд к голливудскому боевику средней руки, -- броско, громко и предсказуемо. Чуть более живой показалась Первая симфония Брамса, но при ближайшем рассмотрении у дирижера обнаружились вкусовые изъяны: Брамса, самого сдержанного и немногословного из поздних романтиков, странно играть с сентиментальной итальянской слезой, красиво застывая в паузах (которых, к слову, в авторском тексте нет) и перебарщивая в кульминациях.

Объединенный Российский симфонический оркестр преобразился из красивой и несколько эфемерной идеи в качественный и убедительный проект -- отрепетировав программу на совесть, он отлично выступил на сцене Колонного зала. Конечно, на всех ключевых позициях в группе струнных легко заметны музыканты Мариинки, но при взаимодействии с Валерием Гергиевым, у которого был минимум времени для репетиций, это пошло только на пользу. С первых тактов кантаты Чайковского «Москва» в звуковой палитре обнаружились фирменные гергиевские краски: матовый отблеск в звучании струнных, бесстрашные медные, хлесткие, заставляющие вибрировать воздух акценты ударных. Чуть осторожничавшие в сольных эпизодах вокалистов (более камерный по манере баритон Алексей Марков и подчеркнуто оперная по звучанию меццо Лариса Дядькова), оркестранты заметно приободрялись в хоровых эпизодах, где сосуществовали в полном согласии вместе с двумя хорами Бориса Тевлина -- русским хором имени Свешникова и камерным Московской консерватории.

Во втором отделении оркестр остался один на один с Шестой симфонией Алексея Рыбникова, мировую премьеру которой довольно неуклюже предварил Святослав Бэлза. Главный конферансье РФ доверительно рассказывал что-то про борьбу света и тьмы, которую свет в финале побеждает. Более банальную преамбулу представить себе сложно, но, как выяснялось, Бэлза не обманул -- масштабная фреска автора «Юноны и Авось» действительно о свете с тьмой. Кроме формального конфликта этих стихий, ничего интригующего в симфонии обнаружить не удалось -- Рыбников движется строго по траектории освоенных формул: вот здесь «злое» скерцо в духе Пятой симфонии Прокофьева, там -- русский хорал с отсылкой к Чайковскому или Танееву, в финальной коде, где вроде бы воцарился умиротворенный мажор, -- тревожные демонические тени в духе си-минорной сонаты Листа. Впрочем, симфонии не откажешь во внешней эффектности, а ее автору -- в знании оркестровых красок: объединенный оркестр показал себя с лучшей стороны, а Валерий Гергиев продемонстрировал умение подчинять своей энергетике сотню музыкантов и тысячи слушателей. И если музыкальных рекордов Алексей Рыбников не поставил, то идею соборности воплотил вполне удачно.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.06.2008
Антон Кавашкин
На Крымском валу никто не скучал
Еще до открытия книжного фестиваля критики дружно принялись ругать организаторов: дескать, в этом году в программе не значится ни одной западной звезды, четко оформлена только детская программа, а взрослым придется питаться остатками дошкольного полдника... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  16.06.2008
Закончился смотр симфонических оркестров мира
В этом году в афише фестиваля симфонических оркестров аккуратно чередовались события яркие и блеклые -- нельзя было предугадать, ждет ли тебя разочарование или откровение... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.06.2008
ИТАР-ТАСС
В «Архангельском» играли весело
На белом свете джазовые события организуются по-разному: у моря и у рек, в городах и деревнях, столицах и провинциях. Для людей в бабочках и для людей с обнаженными торсами. Документальный фильм Jazz on Summer Day в нескольких поколениях джазфанов разжигал зависть: не, ну так хорошо быть не может -- чтоб и водоем, и солнце, и куча хороших расслабленных людей лежит на травке и слушает кучу великих импровизаторов... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  16.06.2008
Фестиваль продемонстрировал равнину российского кино
Когда сегодняшние газеты попадут в руки читателей, имена победителей уже будут известны всем, но на момент сдачи номера о раскладе нынешних призов «Кинотавра» можно только гадать, причем с очень малой долей вероятности... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.06.2008
Вчера в Сочи состоялась церемония закрытия Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Решение жюри под председательством кинорежиссера Павла Чухрая оказалось неожиданным для критиков -- лучшим фильмом этого года признана работа Бакура Бакурадзе «Шультес»... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама