N°104 16 июня 2008 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
От Лондона до самых до окраин Закончился смотр симфонических оркестров мира
В этом году в афише фестиваля симфонических оркестров аккуратно чередовались события яркие и блеклые -- нельзя было предугадать, ждет ли тебя разочарование или откровение. Невнятный Бамбергский оркестр сменился блестящим оркестром Шведского радио; далее, по всем прогнозам, должен был бы удачно прозвучать Лондонский королевский филармонический оркестр, после чего следовала главная загадка -- непонятного качества объединенный коллектив российских музыкантов, ведомый Валерием Гергиевым с не менее непонятной Шестой симфонией Алексея Рыбникова.
Получилось неожиданно -- насколько разочаровывающим стало выступление лондонских гостей, настолько воодушевила «российская сборная». Причина неудачи лондонцев в редком равнодушии, которое источал маэстро Даниэль Гатти, и формальной, посредственной даже на техническом уровне (обидные ляпы меди, мутный звук флейт и гобоев, нескоординированные струнные) работе музыкантов. Казалось бы, такие «реактивные» опусы, как «Тиль Уленшпигель» и «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, должны провоцировать выплеск адреналина, оркестр же действовал со сосредоточенностью иллюстратора, оформляющего музыкальный ряд к голливудскому боевику средней руки, -- броско, громко и предсказуемо. Чуть более живой показалась Первая симфония Брамса, но при ближайшем рассмотрении у дирижера обнаружились вкусовые изъяны: Брамса, самого сдержанного и немногословного из поздних романтиков, странно играть с сентиментальной итальянской слезой, красиво застывая в паузах (которых, к слову, в авторском тексте нет) и перебарщивая в кульминациях. Объединенный Российский симфонический оркестр преобразился из красивой и несколько эфемерной идеи в качественный и убедительный проект -- отрепетировав программу на совесть, он отлично выступил на сцене Колонного зала. Конечно, на всех ключевых позициях в группе струнных легко заметны музыканты Мариинки, но при взаимодействии с Валерием Гергиевым, у которого был минимум времени для репетиций, это пошло только на пользу. С первых тактов кантаты Чайковского «Москва» в звуковой палитре обнаружились фирменные гергиевские краски: матовый отблеск в звучании струнных, бесстрашные медные, хлесткие, заставляющие вибрировать воздух акценты ударных. Чуть осторожничавшие в сольных эпизодах вокалистов (более камерный по манере баритон Алексей Марков и подчеркнуто оперная по звучанию меццо Лариса Дядькова), оркестранты заметно приободрялись в хоровых эпизодах, где сосуществовали в полном согласии вместе с двумя хорами Бориса Тевлина -- русским хором имени Свешникова и камерным Московской консерватории. Во втором отделении оркестр остался один на один с Шестой симфонией Алексея Рыбникова, мировую премьеру которой довольно неуклюже предварил Святослав Бэлза. Главный конферансье РФ доверительно рассказывал что-то про борьбу света и тьмы, которую свет в финале побеждает. Более банальную преамбулу представить себе сложно, но, как выяснялось, Бэлза не обманул -- масштабная фреска автора «Юноны и Авось» действительно о свете с тьмой. Кроме формального конфликта этих стихий, ничего интригующего в симфонии обнаружить не удалось -- Рыбников движется строго по траектории освоенных формул: вот здесь «злое» скерцо в духе Пятой симфонии Прокофьева, там -- русский хорал с отсылкой к Чайковскому или Танееву, в финальной коде, где вроде бы воцарился умиротворенный мажор, -- тревожные демонические тени в духе си-минорной сонаты Листа. Впрочем, симфонии не откажешь во внешней эффектности, а ее автору -- в знании оркестровых красок: объединенный оркестр показал себя с лучшей стороны, а Валерий Гергиев продемонстрировал умение подчинять своей энергетике сотню музыкантов и тысячи слушателей. И если музыкальных рекордов Алексей Рыбников не поставил, то идею соборности воплотил вполне удачно. |
На Крымском валу никто не скучал Еще до открытия книжного фестиваля критики дружно принялись ругать организаторов: дескать, в этом году в программе не значится ни одной западной звезды, четко оформлена только детская программа, а взрослым придется питаться остатками дошкольного полдника... >>
Закончился смотр симфонических оркестров мира В этом году в афише фестиваля симфонических оркестров аккуратно чередовались события яркие и блеклые -- нельзя было предугадать, ждет ли тебя разочарование или откровение... >>
В «Архангельском» играли весело На белом свете джазовые события организуются по-разному: у моря и у рек, в городах и деревнях, столицах и провинциях. Для людей в бабочках и для людей с обнаженными торсами. Документальный фильм Jazz on Summer Day в нескольких поколениях джазфанов разжигал зависть: не, ну так хорошо быть не может -- чтоб и водоем, и солнце, и куча хороших расслабленных людей лежит на травке и слушает кучу великих импровизаторов... >>
Фестиваль продемонстрировал равнину российского кино Когда сегодняшние газеты попадут в руки читателей, имена победителей уже будут известны всем, но на момент сдачи номера о раскладе нынешних призов «Кинотавра» можно только гадать, причем с очень малой долей вероятности... >>
Вчера в Сочи состоялась церемония закрытия Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Решение жюри под председательством кинорежиссера Павла Чухрая оказалось неожиданным для критиков -- лучшим фильмом этого года признана работа Бакура Бакурадзе «Шультес»... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|