N°81 15 мая 2007 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Все новое свободно Совет Федерации сформулировал принципы промышленной политики
Сегодня состоится пресс-конференция на тему: «Новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики в Российской Федерации». Журналистам будет представлен подготовленный профильным комитетом Совета Федерации доклад о промышленной политике Российской Федерации. Основные принципы доклада в своей статье, написанной специально для "Времени новостей", изложил председатель комитета по промышленной политике верхней палаты Федерального Собрания РФ Валентин ЗАВАДНИКОВ.
Традиционно к мерам промышленной политики относят разного рода государственные финансовые вливания избранным предприятиям или отраслям, ограничительные пошлины на импорт конкурирующей продукции (приводящие к повышению цены, которую граждане вынуждены платить производителям) и налоговые льготы. Российское государство тратит немало средств и усилий на проведение такой промышленной политики, но результаты либо незначительны, либо вообще отрицательны. Часто утверждается, что причина неудач состоит в отсутствии политической воли или в нежелании со стороны политиков и исполнительной власти проводить такую политику. Однако такие представления не соответствуют реальности. На самом деле проблема коренится в объективном и неизбежном изменении природы промышленной политики в современных условиях и при глубоких институциональных изменениях, происходящих в стране и в мире. В этой ситуации комитет по промышленной политике в рамках подготовки своего очередного доклада приступил к разработке новых подходов к промышленной политике, которые, с одной стороны, исходили бы из новых реалий, а с другой -- предлагали бы действенные меры по решению действительных, а не мнимых проблем российской экономики. Исходная позиция состоит в том, что роль национального государства современного типа в наше время снижается, и оно все в меньшей степени способно выполнять те функции, которые на него традиционно возлагаются, -- проведение различных видов экономической политики, выполнение социальных обязательств, внешняя и внутренняя безопасность. Причинами этого являются развитие международных рынков труда, капитала и товаров, особенности современного технологического развития, финансовый кризис государственных систем социального обеспечения, отмирание крупномасштабной войны между государствами как института и т.д. В этих условиях традиционная промышленная политика приводит вовсе не к тем последствиям, на которые рассчитывают ее инициаторы, либо вообще остается без последствий. В докладе описывается круг функций государства в новых условиях и, исходя из этого, выстраиваются цели, принципы и меры промышленной политики. Промышленная политика определяется как совокупность мер воздействия на производителей товаров и услуг. Конечной целью такой политики является повышение благосостояния населения, а задачами -- стимулирование производственной деятельности отечественных производителей и поддержка этих производителей на внешних рынках. Главным средством является уменьшение помех, создаваемых государством работе производителей. Ряд предлагаемых в докладе мер призван развязать руки производителям всех отраслей -- например, внедрение технического регулирования вместо лицензирования, постепенное снижение участия государства в производственной деятельности, поддержка экспортной деятельности и т.д. В том, что касается поддержки экспорта, упор делается на необходимость защиты государством производителя от дискриминации или ущемления прав со стороны других государств. Но есть отдельные отрасли и сферы деятельности, которые находятся в особом режиме регулирования, затрудняющем нормальную производственную активность и развитие. К их числу относятся инфраструктура (энергетика, транспорт, связь, ЖКХ и т.п.), эксплуатация природных ресурсов, оборонно-промышленный комплекс, наука и некоторые другие. Применительно к этим отраслям в докладе предлагаются меры как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Проблема в сфере инфраструктуры состоит в том, что эти виды деятельности рассматриваются как нечто, «обеспечивающее» и потребление, и бизнес, но само не являющееся бизнесом (то есть нормальным производством). Результатом является недоразвитость, а то и просто деградация инфраструктуры. В докладе предложен ряд мер как долгосрочного, так и краткосрочного характера в сфере инфраструктуры. Ключевой мерой является реализация принципа «Все новое свободно». Созданные во время существования СССР активы в сфере инфраструктуры остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что ведет к сохранению тарифного (ценового) и других специфических видов регулирования. Однако под него автоматически подпадают объекты, которые могут быть созданы в этих отраслях независимыми (в т.ч. частными или иностранными) инвесторами за свой счет, что отпугивает потенциальных инвесторов. Предлагаемое в докладе долгосрочное решение: все созданные на частные средства активы должны быть свободны от ценового (тарифного) и антимонопольного регулирования, вне зависимости от того, в каких отраслях они работают («Все новое свободно»). Второй мерой долгосрочного характера является переход от парадигмы «регулирования естественных монополий» к парадигме «финансирования ключевой инфраструктуры» в тех случаях, когда бизнес не может развивать какие-то участки инфраструктуры из-за их невыгодности, а государство считает это необходимым. Реальной целью «регулирования естественных монополий» в настоящее время является финансирование убыточных участков сетей за счет обложения дополнительным бременем пользователей прибыльных участков, т.е. «перекрестное субсидирование». Отказ от перекрестного субсидирования невозможен без решения в явном виде проблемы финансирования, что требует коренного изменения всех регулятивных процедур. Краткосрочные меры в сфере инфраструктуры: допуск создания участков сетей частными инвесторами с сохранением за ними полного права собственности, введение торговли пропускной способностью сетей в качестве альтернативы тарифному регулированию, либерализация оборота прав на использование радиочастотного спектра, государственно-частное партнерство как метод развития и эксплуатации неприбыльных участков сетей и т.д. В сфере добычи полезных ископаемых и эксплуатации природных ресурсов основным предлагаемым подходом является переход к рыночному обороту прав на эксплуатацию ресурсов. В сфере оборонно-промышленного комплекса упор делается на выделение принципиально нерыночных производств (прежде всего конечные стадии производства вооружений и военной техники) с оставлением их в госсобственности с выведением в общерыночный сектор всего остального; на развитие аутсорсинга; на международную интеграцию в сфере производства высокотехнологичных видов продукции.
КПРФ протестует против будущего бюллетеня на выборах в Госдуму Компартия России заявила вчера о недовольстве формой избирательного бюллетеня на выборах в Государственную думу и направила в Центризбирком запрос, в котором настаивает на утверждении старого варианта бюллетеня... >>
Сенаторы призвали Минфин поделиться с нынешним поколением россиян В понедельник члены Совета Федерации пригласили на парламентские слушания главу Минфина Алексея Кудрина, получили полный отчет о первом в истории России трехлетнем бюджете и от представленной картины остались не в восторге... >>
МВФ может покритиковать Россию за недостаточную борьбу с инфляцией Со вчерашнего дня в Москве работает делегация Международного валютного фонда (МВФ). Она собирает материал для подготовки ежегодного обзора состояния российской экономики... >>
Совет Федерации сформулировал принципы промышленной политики Сегодня состоится пресс-конференция на тему: «Новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики в Российской Федерации»... >>
Россия готова принять в ОДКБ Иран и США Ровно пятнадцать лет назад, 15 мая 1992 года, на обломках Советского Союза девять государств (Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Грузия, Азербайджан, Белоруссия, Армения) в Ташкенте подписали Договор о коллективной безопасности... >>
В начале июля текущего года истекает срок полномочий действующего главы Бурятии Леонида Потапова. По имеющейся информации, полпред президента в СФО Квашнин уже направил в президентскую администрацию кандидатуры на пост руководителя республики... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|