|
|
N°81, 15 мая 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все новое свободно
Совет Федерации сформулировал принципы промышленной политики
Сегодня состоится пресс-конференция на тему: «Новые подходы к разработке и проведению государственной промышленной политики в Российской Федерации». Журналистам будет представлен подготовленный профильным комитетом Совета Федерации доклад о промышленной политике Российской Федерации. Основные принципы доклада в своей статье, написанной специально для "Времени новостей", изложил председатель комитета по промышленной политике верхней палаты Федерального Собрания РФ Валентин ЗАВАДНИКОВ.
Традиционно к мерам промышленной политики относят разного рода государственные финансовые вливания избранным предприятиям или отраслям, ограничительные пошлины на импорт конкурирующей продукции (приводящие к повышению цены, которую граждане вынуждены платить производителям) и налоговые льготы. Российское государство тратит немало средств и усилий на проведение такой промышленной политики, но результаты либо незначительны, либо вообще отрицательны. Часто утверждается, что причина неудач состоит в отсутствии политической воли или в нежелании со стороны политиков и исполнительной власти проводить такую политику.
Однако такие представления не соответствуют реальности. На самом деле проблема коренится в объективном и неизбежном изменении природы промышленной политики в современных условиях и при глубоких институциональных изменениях, происходящих в стране и в мире.
В этой ситуации комитет по промышленной политике в рамках подготовки своего очередного доклада приступил к разработке новых подходов к промышленной политике, которые, с одной стороны, исходили бы из новых реалий, а с другой -- предлагали бы действенные меры по решению действительных, а не мнимых проблем российской экономики.
Исходная позиция состоит в том, что роль национального государства современного типа в наше время снижается, и оно все в меньшей степени способно выполнять те функции, которые на него традиционно возлагаются, -- проведение различных видов экономической политики, выполнение социальных обязательств, внешняя и внутренняя безопасность. Причинами этого являются развитие международных рынков труда, капитала и товаров, особенности современного технологического развития, финансовый кризис государственных систем социального обеспечения, отмирание крупномасштабной войны между государствами как института и т.д. В этих условиях традиционная промышленная политика приводит вовсе не к тем последствиям, на которые рассчитывают ее инициаторы, либо вообще остается без последствий.
В докладе описывается круг функций государства в новых условиях и, исходя из этого, выстраиваются цели, принципы и меры промышленной политики. Промышленная политика определяется как совокупность мер воздействия на производителей товаров и услуг. Конечной целью такой политики является повышение благосостояния населения, а задачами -- стимулирование производственной деятельности отечественных производителей и поддержка этих производителей на внешних рынках.
Главным средством является уменьшение помех, создаваемых государством работе производителей. Ряд предлагаемых в докладе мер призван развязать руки производителям всех отраслей -- например, внедрение технического регулирования вместо лицензирования, постепенное снижение участия государства в производственной деятельности, поддержка экспортной деятельности и т.д. В том, что касается поддержки экспорта, упор делается на необходимость защиты государством производителя от дискриминации или ущемления прав со стороны других государств.
Но есть отдельные отрасли и сферы деятельности, которые находятся в особом режиме регулирования, затрудняющем нормальную производственную активность и развитие. К их числу относятся инфраструктура (энергетика, транспорт, связь, ЖКХ и т.п.), эксплуатация природных ресурсов, оборонно-промышленный комплекс, наука и некоторые другие. Применительно к этим отраслям в докладе предлагаются меры как долгосрочного, так и краткосрочного характера.
Проблема в сфере инфраструктуры состоит в том, что эти виды деятельности рассматриваются как нечто, «обеспечивающее» и потребление, и бизнес, но само не являющееся бизнесом (то есть нормальным производством). Результатом является недоразвитость, а то и просто деградация инфраструктуры.
В докладе предложен ряд мер как долгосрочного, так и краткосрочного характера в сфере инфраструктуры. Ключевой мерой является реализация принципа «Все новое свободно». Созданные во время существования СССР активы в сфере инфраструктуры остаются для многих граждан нашей страны «общенародной собственностью», что ведет к сохранению тарифного (ценового) и других специфических видов регулирования. Однако под него автоматически подпадают объекты, которые могут быть созданы в этих отраслях независимыми (в т.ч. частными или иностранными) инвесторами за свой счет, что отпугивает потенциальных инвесторов. Предлагаемое в докладе долгосрочное решение: все созданные на частные средства активы должны быть свободны от ценового (тарифного) и антимонопольного регулирования, вне зависимости от того, в каких отраслях они работают («Все новое свободно»).
Второй мерой долгосрочного характера является переход от парадигмы «регулирования естественных монополий» к парадигме «финансирования ключевой инфраструктуры» в тех случаях, когда бизнес не может развивать какие-то участки инфраструктуры из-за их невыгодности, а государство считает это необходимым. Реальной целью «регулирования естественных монополий» в настоящее время является финансирование убыточных участков сетей за счет обложения дополнительным бременем пользователей прибыльных участков, т.е. «перекрестное субсидирование». Отказ от перекрестного субсидирования невозможен без решения в явном виде проблемы финансирования, что требует коренного изменения всех регулятивных процедур.
Краткосрочные меры в сфере инфраструктуры: допуск создания участков сетей частными инвесторами с сохранением за ними полного права собственности, введение торговли пропускной способностью сетей в качестве альтернативы тарифному регулированию, либерализация оборота прав на использование радиочастотного спектра, государственно-частное партнерство как метод развития и эксплуатации неприбыльных участков сетей и т.д.
В сфере добычи полезных ископаемых и эксплуатации природных ресурсов основным предлагаемым подходом является переход к рыночному обороту прав на эксплуатацию ресурсов.
В сфере оборонно-промышленного комплекса упор делается на выделение принципиально нерыночных производств (прежде всего конечные стадии производства вооружений и военной техники) с оставлением их в госсобственности с выведением в общерыночный сектор всего остального; на развитие аутсорсинга; на международную интеграцию в сфере производства высокотехнологичных видов продукции.
|