N°6
17 января 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.01.2007
СЕРГЕЙ  ХАЧАТУРОВ
Свобода есть
Постпраздничный перформанс и выставка в галерее «Е.К. Артбюро»

версия для печати
Тандем классиков неофициального искусства Всеволод Некрасов и Эрик Булатов придумали в свое время визуально-поэтический манифест независимого человека: нарисованные как портал в бесконечность слова «Свобода есть». В истории московского концептуализма эта фраза обретает еще один, понятный с добавлением нового глагола смысл: «Свобода есть. И пить».

Тема еды, гастрономических услад для московского концептуализма была и остается суперважной. Ведь принятый апологетами метода алгоритм исследования границ искусства с неизбежностью предполагает встречу банального и уникального на самый обыкновенной кухне среднестатистической московской квартиры. Артефактами были и будут и разговоры, и процесс стряпни, и запахи, и звуки. Слова булькают в кастрюлях, жарятся, парятся и в общем-то хорошеют на вкус. А оставшиеся лингвистические бульоны потом могут быть использованы в поэтических сборниках. Лексические заповедники советской кухни, советского гастронома, советской продуктовой очереди, советских кулинарных книг служили и служат неиссякаемым источником вдохновения.

Участники перформанса «Хорошо темперированная вкусная и здоровая пища», что имел место в канун Старого Нового года в галерее «Е.К. Артбюро», свою любовь к гастрономии давно подтвердили. Лев Рубинштейн на страницах журнала «ЕЖ» воздвиг монумент сталинской «Книге о вкусной и здоровой пище». И инфинитивные конструкции предложенных в ней запредельно далеких от низкой прозы жизни рецептов мыслятся завершенными опусами новой поэзии. Мария Чуйкова придумала свой имидж артдомохозяйки: превращает в артефакты стирку, готовку, уборку. Критик Вячеслав Курицын, вкусив приготовленных Марией супов, пельменей и блинов, назвал ее творчество «быскусством» (от слов «быт» и «искусство»). Композитор Сергей Загний уже не в первый раз озвучивает гастрономические перформансы стряпающей Чуйковой и читающего Рубинштейна минималистской или созданной по принципу коллажа музыкой.

Происходившее на небольшой кухне галереи «Е.К. Артбюро» действо можно описать известным детским стишком: «Коля пел. Борис молчал. Николай ногой качал...» Заведомо непубличная репрезентация занятий участников трио акцентировалась отсутствием собственного пространства зрителей. Гости галереи наблюдали перформанс, столпившись у дверей кухни, и оттого чувствовали себя немного вуайеристами, подсматривающими (словно соседи в коммунальной советской квартире) чужую частную жизнь. Итак, Сергей Загний музицировал на блок-флейте, свободно импровизировал на тему той мелодии, что слышалась из включенного на кухне магнитофона. По собственным словам Сергея, из динамиков звучала клавирная музыка Баха -- нигде не сохранившаяся в рукописях, но тем не менее чудом услышанная внутренним слухом Сергея Загния и им записанная. Как уверяет господин Загний, среди прочих тем эта клавирная музыка вдохновлена темой записанного за сто лет до Баха и переданного благодаря интуиции Сергея канона, слова к которому придумал музыковед Петр Поспелов: «У нас на кухне есть еда. И козявочки голодными не будут никогда».

Лев Рубинштейн самозабвенно читал хранимые на библиотечных карточках афоризмы, изречения, стихотворные и прозаические мимолетности. Мария Чуйкова в гигантской желтой кастрюле варила суп из благородной спаржи. Импровизация не помешала точно фразировать перформанс, его участникам найти общее согласие и гармонию... Кастрюля звякнула. Флейта вздохнула. Голос с хрипотцой словами пространство измерил... В углу наряженная советскими игрушками и бусами облезлая, но натуральная елочка блестела. И празднично так становилось. И виденная сквозь проем кухонной двери сцена казалась такой же волшебной, как в ящичке кукольного вертепа.

После перформанса гости отведали чудеснейшего спаржевого супа в большой комнате галереи, отданной под персональную выставку Марии Чуйковой. Читающие поэтические сборники розовые картофелины, таблицы продуктов, графика с парящими в облаках терками и миксерами были гарниром к еще одному помимо супа главному блюду -- гастрономическому дневнику: обведенным на ватмане следам тех продуктов, из которых госпожа Чуйкова готовила в тот или иной день обед или ужин. Под «аурой» каждого блюда записан полный его рецепт. Так что посетители выставки в «Е.К. Артбюро» могли и могут сочетать приятное с полезным вполне эффективно.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.01.2007
AP
«Золотой глобус» достался скандальному "Борату"
«Золотой глобус» -- награда ассоциации иностранной прессы, аккредитованной при Голливуде, -- по традиции считается одной из наиболее значительных мировых кинопремий, являющей собой своего рода генеральную репетицию перед раздачей «Оскаров»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  17.01.2007
Смотрите с 18 января на экранах Москвы
«Престиж» (США--Великобритания, 2006, Кристофер Нолан). Вычурная история о противостоянии двух фокусников (Хью Джекман -- «Люди Икс», «Кейт и Лео», «Сенсация»; и Кристан Бэйл -- «Царство огня», «Американский психопат», «Машинист») в Лондоне конца позапрошлого века... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Телепремьеры
  • //  17.01.2007
СЕРГЕЙ  ХАЧАТУРОВ
Постпраздничный перформанс и выставка в галерее «Е.К. Артбюро»
Тандем классиков неофициального искусства Всеволод Некрасов и Эрик Булатов придумали в свое время визуально-поэтический манифест независимого человека: нарисованные как портал в бесконечность слова «Свобода есть»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  17.01.2007
Наталья Чебан
Фестиваль «Возвращение» отпраздновал 10-летний юбилей
Среди всех фестивалей камерной музыки, регулярных и спорадических, с богатой историей и с пафосом новизны, организованный выпускниками Гнесинской десятилетки скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым фестиваль «Возвращение» (в этом году прошел при поддержке одноименного фонда, Москонцерта, МССМШ им. Гнесиных, Федерального агентства по культуре и кинематографии и банка «Софрино») -- самый концептуальный... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика