N°50
23 марта 2007
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ПРОИСШЕСТВИЯ
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.03.2007
ИТАР-ТАСС
Потому что мы секта
Свобода совести против свободы слова

версия для печати
Информационно-аналитический центр СОВА представил вчера в Москве годовой доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2006 году». Директор центра Александр Верховский считает, что положение в этой сфере не ухудшилось по сравнению с 2005 годом. Проблемы с реализацией права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой возникают в основном не у отдельных граждан, а у групп верующих. Причем, как правило, таких, которые не принадлежат ни к одной из традиционных российских конфессий. Традиционные конфессии, прежде всего Русская православная церковь, напротив, пользуются покровительством властей.

В результате, полагают авторы доклада, общество и государство в России постепенно становится все менее светским, хотя именно в условиях светского государства, равноудаленного от всех религий, проще всего обеспечить равные права любых верующих и их внерелигиозных сограждан. При этом г-н Верховский не считает, что десекуляризация России является спланированной и специально используется руководством страны для усиления контроля над избирателями и ущемляет их гражданские свободы. Два его соавтора по докладу -- адвокат Анатолий Пчелинцев и учитель Всеволод Луховцикий -- с этой точкой зрения не согласны.

Впрочем, сам г-н Верховский привел ряд фактов, которые, по его мнению, свидетельствуют, как принцип защиты толерантности может использоваться, к примеру, для подавления свободы слова. Он вспомнил о российском варианте европейского скандала с публикацией карикатур на пророка Мухаммада, который вылился в несколько уголовных дел и закрытие двух газет. А коллеги г-на Верховского из правозащитного центра «Мемориал» едва не оказались под подозрением в религиозном экстремизме после того, как опубликовали заключение известного в России мусульманского богослова Нафигуллы Аширова на брошюру, содержащую программу организации «Хисб-ут-Тахрир». Эта организация в России внесена в список запрещенных и считается экстремистской, а муфтий Аширов признаков экстремизма в программных документах не усмотрел.

Положение мусульман при этом отнюдь не выглядит наихудшим: оно, по словам правозащитников, стало даже несколько лучше по сравнению с тем, которое сложилось после атаки террористов на школу в Беслане (Северная Осетия). В регионах России ущемляются права христиан-протестантов, буддистов, кришнаитов и даже язычников. Официальные инстанции в регионах публикуют списки деструктивных сект, в которые то и дело оказываются заодно включены то местные епархии православной церкви, то отделения Национал-большевистской партии.

Правозащитники считают, что религиозные мотивы используются, чтобы создать образ врага. Адвокат Пчелинцев рассказал, к примеру, о практикуме по уголовному праву для студентов 3-го курса, в одной из задач которого учащимся было предложено квалифицировать действия баптистского пастора, вместе с дьяконом задушившего свою прихожанку, пытавшуюся спасти своего пятилетнего сына от принесения в жертву на алтаре. Адвокат выяснил, что составители просто позаимствовали сюжет из старого советского издания времен гонений на баптистов. Он же рассказал об иске христианской благотворительной организации «Армии спасения» против России, который она в прошлом году выиграла в Европейском суде в Страсбурге. 10 тыс. евро, которые отсудила «Армия» у государства, запретившего ей раздавать пищу московским бездомным за то, что у ее активистов есть форма и прочие признаки «милитаризованной организации», до сих пор не выплачены.

Собравшиеся долго спорили о том, можно ли преподавать религию в школах и если да, то в какой форме, по каким признакам следует делить конфессии на традиционные и нетрадиционные, а культы и секты -- на деструктивные и не очень.

Когда дошла очередь до вопросов, в заднем ряду поднялась женщина, представившаяся гражданкой Узбекистана. «Я в Москве с июля прошлого года", -- сказала она. Женщина оказалась активистом узбекистанского центра «Гармония разума», в котором собираются последователи учения Григория Грабового, арестованного в прошлом году после известной истории в Беслане, где его единомышленники собирали с матерей деньги за воскрешение детей, погибших в школе. «Григорий Грабовой не брал никаких денег за воскрешение, -- объяснила дама. -- Он 15 лет сотрудничал с авиакомпанией и занимался диагностикой самолетов, и ни один самолет этой компании за 15 лет не разбился! А ему на ознакомление с материалами дела дали полтора часа!» Гости пресс-конференции из числа неоязычников и сторонников учения «Звенящие кедры России» сочувственно слушали пламенное выступление. Но авторы доклада явно смутились и предложили женщине прервать речь под угрозой удаления из зала.
Иван СУХОВ


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  23.03.2007
ИТАР-ТАСС
Свобода совести против свободы слова
Информационно-аналитический центр СОВА представил вчера в Москве годовой доклад «Проблемы реализации свободы совести в России в 2006 году». Директор центра Александр Верховский считает, что положение в этой сфере не ухудшилось по сравнению с 2005 годом... >>
  • //  23.03.2007
Роман Мухаметжанов
Недавно в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся «круглый стол» «Февральская революция: история и современность». На нем выступили известные ученые, политики, общественные деятели... >>
  • //  23.03.2007
Депутаты Госдумы не сочли коррупцию проблемой, достойной обсуждения
В среду в самом конце пленарного заседания Госдумы депутаты заслушали доклад об итогах работы за прошлый год комиссии по противодействию коррупции из уст ее председателя, члена фракции «Единая Россия» Михаила Гришанкова... >>
//  читайте тему:  Борьба с коррупцией
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика